У нас уже 17884 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Современные тенденции развития гостиничного бизнеса в России и за рубежом

Накопленный опыт управления социально-экономическим развитием и обеспечением его устойчивости в различных странах и регионах мира позволяет заключить, что природно-климатические, историко-культурные ресурсы и достопримечательности любого государства могут стать всеобщим благом лишь средствами туризма, который благодаря научно-техническому прогрессу за последние двадцать лет стал доступен широким слоям населения. Между тем, в конце ХХ века развитие туризма происходило в достаточно неблагоприятных условиях, обусловленных кризисными социально-экономическими и политическими явлениями, пиковая стадия которых совпала со знаковыми событиями 2001 – 2004 гг.

На фоне происходящих геополитических изменений прогноз Всемирного совета по туризму (The World Travel & Tourism Council) о развитии туриндустрии в целом достаточно пессимистичен и предполагает сокращение темпов прироста с достигнутого в 2000 г. максимума в 6,8% до 1,1% в 2003 г. Аналитики Всемирной Туристской Организации (ВТО) констатируют, что в структуре мировых туристских потоков так же усиливаются тенденции их регионализации. Уже в 2003 году около 80% общего числа международных туристских прибытий (МТП) пришлось на поездки, совершаемые в пределах одного континента и/или региона, и только 20% пришлось на поездки, связанные с межконтинентальным туризмом.

Несмотря на негатив последних лет, сегодня можно с уверенностью утверждать, что туризм стал одним из важнейших социальных и политических явлений ХХ века. Многие страны с развитой рыночной экономикой, такие как, например Швейцария, Австрия, Франция, Германия, значительную долю своего благосостояния продолжают строить на доходах от туризма. В научных материалах Исследовательского института по проблемам туризма и свободного времени при Бернском университете, доля туризма в национальном доходе Швейцарии оценивается в 10%. В Германии аналогичный показатель составляет по расчетам немецкого исследователя А. Коха – 4,6%. В благополучной Франции – 30%. В целом, доходы от международного туристского обмена превысили затраты на него в Италии – в 2 раза, в Турции – в 6 раз, в Испании в 7 раз!

Что касается группы стран-лидеров в области международных туристских прибытий, то ее состав на протяжении последних лет остается неизменным (см. рисунок 1.1.1). В контексте общемировых тенденций, страны-лидеры в области международного туризма находятся так же на ведущих позициях по развитию рынка внутренних туристских путешествий.

 

Рисунок 1.1.1 - Страны-лидеры в области международного туризма в 2003  г.

 

Произошедшие в 2004 г. природные, техногенные и военно-политические катаклизмы предопределяют некоторый спад привлекательности данных регионов в рамках международного туристского обмена и позволяют прогнозировать некоторое снижение МТП в эти страны в 2004 – 2005 гг.

Вместе с тем, несмотря на то, что в России в настоящее время имеются все предпосылки для становления и развития туризма как приоритетной отрасли экономики, дающей очевидные социально-экономические и политические выгоды, сальдо платежного баланса страны по статье «поездки» в последние годы отрицательное.

По данным Департамента туризма Министерства экономического развития и торговли РФ в 2003 г. суммарный въездной поток в Россию составил 7943 тыс. прибытий. Из них на страны дальнего зарубежья пришлось 54,5% и на страны СНГ – 45,5% прибытий. По доходу от экспорта по статье «поездки» (4,1 млрд. долларов США) в 2003 г. Российская Федерация занимала 43 место в мире из 164 стран, по которым имелась данная информация. В то же время, импорт по данной статье за этот же период составил 7,5 млрд. долларов США. Это сопоставимо с совокупными доходами от сырьевого и энергетического экспорта. По мнению автора, данная ситуация свидетельствует не столько о росте благосостояния граждан страны, сколько о неудовлетворительном предложении туристских услуг на внутреннем рынке.

Тем не менее, по наиболее оптимистичным прогнозам экспертов ВТО к 2020 г. Россия должна войти в число стран – лидеров мирового туристского рынка, принимая более 44 млн. путешественников. Предполагается, что доля России в мировом туристском потоке составит не менее 2,9 % при среднегодовых темпах роста индустрии в 6,7 %. По этому показателю Россия должна значительно опередить такие традиционные центры туризма как США, Франция, Испания, Италия и Великобритания, уступив лишь Китаю (планируемый среднегодовой темп роста отрасли – 8%).

Уже сейчас многие российские исследователи сходятся во мнении, что в условиях становления рыночных отношений планомерное и целенаправленное развитие туризма может выступить фактором снижения социально-экономической напряженности в нашей стране. Развитие туризма – это создание новых и развитие существующих рабочих мест, рост жизненного уровня населения, активная генерация налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней и увеличение совокупных доходов государства. Социальный эффект состоит в преодолении негативных демографических тенденций развития общества через создание предпосылок для поддержания физического и духовно-патриотического здоровья нации и реального воплощения конституционных прав и свобод граждан, в том числе и права на отдых.

На современном этапе функционирования и развития индустрия туризма с точки зрения экономико-управленческого анализа может быть охарактеризована, как устойчивая совокупность элементов, участвующих в процессе оказания туристских услуг населению, и форм их организационно-правового регулирования. Выступая как диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры индустрия туризма включает в свой состав совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а так же учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Основываясь на классификации индустрии туризма, предложенной немецким исследователем В. Фрейером, суть которой состоит в распределении элементов туриндустрии по участию в производстве туристского продукта и услуг на основе учета эффекта мультипликативного взаимодействия со смежными и не относящимися к ней субъектами экономики, автором работы проведено структурирование российской индустрии туризма. Согласно требованиям методики выделены совокупности типичных производителей, специализирующихся только на производстве туристского продукта и услуг, объединяемых в «туристский рынок в узком смысле», совокупности нетипичных туристских предприятий, как производственных, так и сферы обслуживания, специализирующихся на туризме и расширяющих туристский рынок до «широкого», и целого ряда предприятия и организаций, не относящихся непосредственно к индустрии туризма «в собственном смысле слова», но, тем не менее, играющих важную роль в обеспечении комплексности и качества туристского обслуживания, формирующих «окраинную» туриндустрию.

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.