Быстрый переход к готовым работам
|
Современные тенденции развития гостиничного бизнеса в России и за рубежом
Накопленный опыт управления
социально-экономическим развитием и обеспечением его устойчивости в различных
странах и регионах мира позволяет заключить, что природно-климатические,
историко-культурные ресурсы и достопримечательности любого государства могут
стать всеобщим благом лишь средствами туризма, который благодаря
научно-техническому прогрессу за последние двадцать лет стал доступен широким
слоям населения. Между тем, в конце ХХ века развитие туризма происходило в
достаточно неблагоприятных условиях, обусловленных кризисными
социально-экономическими и политическими явлениями, пиковая стадия которых
совпала со знаковыми событиями 2001 – 2004 гг. На фоне происходящих
геополитических изменений прогноз Всемирного совета по туризму (The World Travel & Tourism Council) о развитии туриндустрии в
целом достаточно пессимистичен и предполагает сокращение темпов прироста с
достигнутого в 2000 г. максимума в 6,8% до 1,1% в 2003 г. Аналитики Всемирной
Туристской Организации (ВТО) констатируют, что в структуре мировых туристских
потоков так же усиливаются тенденции их регионализации. Уже в 2003 году около
80% общего числа международных туристских прибытий (МТП) пришлось на поездки,
совершаемые в пределах одного континента и/или региона, и только 20% пришлось
на поездки, связанные с межконтинентальным туризмом. Несмотря на негатив последних
лет, сегодня можно с уверенностью утверждать, что туризм стал одним из
важнейших социальных и политических явлений ХХ века. Многие страны с развитой
рыночной экономикой, такие как, например Швейцария, Австрия, Франция, Германия,
значительную долю своего благосостояния продолжают строить на доходах от
туризма. В научных материалах Исследовательского института по проблемам туризма
и свободного времени при Бернском университете, доля туризма в национальном
доходе Швейцарии оценивается в 10%. В Германии аналогичный показатель
составляет по расчетам немецкого исследователя А. Коха – 4,6%. В благополучной
Франции – 30%. В целом, доходы от международного туристского обмена превысили
затраты на него в Италии – в 2 раза, в Турции – в 6 раз, в Испании в 7 раз! Что касается группы
стран-лидеров в области международных туристских прибытий, то ее состав на
протяжении последних лет остается неизменным (см. рисунок 1.1.1). В контексте
общемировых тенденций, страны-лидеры в области международного туризма находятся
так же на ведущих позициях по развитию рынка внутренних туристских путешествий. Рисунок 1.1.1 - Страны-лидеры в области международного
туризма в 2003 г. Произошедшие в 2004 г.
природные, техногенные и военно-политические катаклизмы предопределяют
некоторый спад привлекательности данных регионов в рамках международного
туристского обмена и позволяют прогнозировать некоторое снижение МТП в эти
страны в 2004 – 2005 гг. Вместе с тем, несмотря на то,
что в России в настоящее время имеются все предпосылки для становления и
развития туризма как приоритетной отрасли экономики, дающей очевидные
социально-экономические и политические выгоды, сальдо платежного баланса страны
по статье «поездки» в последние годы отрицательное. По данным Департамента
туризма Министерства экономического развития и торговли РФ в 2003 г. суммарный
въездной поток в Россию составил 7943 тыс. прибытий. Из них на страны дальнего
зарубежья пришлось 54,5% и на страны СНГ – 45,5% прибытий. По доходу от
экспорта по статье «поездки» (4,1 млрд. долларов США) в 2003 г. Российская
Федерация занимала 43 место в мире из 164 стран, по которым имелась данная
информация. В то же время, импорт по данной статье за этот же период составил
7,5 млрд. долларов США. Это сопоставимо с совокупными доходами от сырьевого и
энергетического экспорта. По мнению автора, данная ситуация свидетельствует не
столько о росте благосостояния граждан страны, сколько о неудовлетворительном
предложении туристских услуг на внутреннем рынке. Тем не менее, по наиболее оптимистичным прогнозам экспертов ВТО к 2020 г. Россия должна войти в число стран – лидеров мирового туристского рынка, принимая более 44 млн. путешественников. Предполагается, что доля России в мировом туристском потоке составит не менее 2,9 % при среднегодовых темпах роста индустрии в 6,7 %. По этому показателю Россия должна значительно опередить такие традиционные центры туризма как США, Франция, Испания, Италия и Великобритания, уступив лишь Китаю (планируемый среднегодовой темп роста отрасли – 8%). Уже сейчас многие российские
исследователи сходятся во мнении, что в условиях становления рыночных отношений
планомерное и целенаправленное развитие туризма может выступить фактором
снижения социально-экономической напряженности в нашей стране. Развитие туризма
– это создание новых и развитие существующих рабочих мест, рост жизненного
уровня населения, активная генерация налогооблагаемой базы бюджетов всех
уровней и увеличение совокупных доходов государства. Социальный эффект состоит
в преодолении негативных демографических тенденций развития общества через
создание предпосылок для поддержания физического и духовно-патриотического
здоровья нации и реального воплощения конституционных прав и свобод граждан, в
том числе и права на отдых. На современном этапе функционирования и развития индустрия туризма с точки зрения экономико-управленческого анализа может быть охарактеризована, как устойчивая совокупность элементов, участвующих в процессе оказания туристских услуг населению, и форм их организационно-правового регулирования. Выступая как диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры индустрия туризма включает в свой состав совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а так же учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Основываясь на классификации индустрии туризма, предложенной немецким исследователем В. Фрейером, суть которой состоит в распределении элементов туриндустрии по участию в производстве туристского продукта и услуг на основе учета эффекта мультипликативного взаимодействия со смежными и не относящимися к ней субъектами экономики, автором работы проведено структурирование российской индустрии туризма. Согласно требованиям методики выделены совокупности типичных производителей, специализирующихся только на производстве туристского продукта и услуг, объединяемых в «туристский рынок в узком смысле», совокупности нетипичных туристских предприятий, как производственных, так и сферы обслуживания, специализирующихся на туризме и расширяющих туристский рынок до «широкого», и целого ряда предприятия и организаций, не относящихся непосредственно к индустрии туризма «в собственном смысле слова», но, тем не менее, играющих важную роль в обеспечении комплексности и качества туристского обслуживания, формирующих «окраинную» туриндустрию. |
|