Быстрый переход к готовым работам
|
Степень централизации
С
точки зрения принятия и реализации управленческих решений централизация представляет
собой важную характеристику структуры и определяется степенью концентрации
возможностей официального принятия решений на индивидуальном или групповом
уровнях, что в свою очередь определяет возможности участия работников в
принятии решений, влияющих на их деятельность. Высокая
степень централизации фиксируется в тех случаях, когда решения «навязываются
сверху», а у низших уровней не может быть собственного взгляда на принятие
решения и какой-либо свободы при его исполнении, т.е. решение полностью
подготовлено на верхнем уровне, оно не обсуждается и должно быть исполнено в
точности без малейших отклонений, даже если ситуация требует коррекции. Для
этой цели в организациях с высокоцентрализованной структурой существует механизм
формализации, рассчитанный на ограничение свободы действий работников низшего
уровня и включающий в себя систему жестких норм, регламентирующих до мелочей
поведение работников в различных ситуациях. Это позволяет обойти проблемы,
связанные с исполнением распоряжений руководителей, так как в распоряжениях
нельзя полностью предусмотреть все возможные ситуации, в которых могут оказаться
подчиненные. Для
функционирования механизма формализации в высокоцентрализованной организации
необходимо наличие двух взаимосвязанных систем — высокоэффективной системы
коммуникации и системы всеобъемлющего контроля. Например, руководитель
организации, который в условиях высокой централизации держит все нити
управления и своих руках, должен принимать большое количество управленческих
решений, используя при этом коммуникативные каналы управления и обратной связи.
Для всеобъемлющего контроля за ходом процесса нужен большой объем информации и
ее постоянная оценка и сравнение с нормами, эталонами и целями. В связи с этим
в процессе управления неизбежно происходит фильтрация информации, сокращение
ее объема, обобщение, выборочное исключение, что приводит к потере информации и
ее искажению. Из-за того что руководитель не может справиться со всей
информацией, иерархические единицы структуры организации начинают использовать
неполноту информации в своих целях. Централизованные
структуры могут считаться целесообразными и полезными в случаях,
когда: 1)
ситуация требует ответственных (например, стратегических) решений, не допускающих
сомнений и двойных толкований; 2) централизованные решения могут привести к экономии и
сокращению издержек благодаря быстроте их принятия, однозначности и ориентации
на детальный контроль; 3)
требуется принятие специфических решений (финансовых, юридических и др.), которые
позволят обеспечить выживание организации и ее адаптацию к внешней среде; 4)
деятельность организации осуществляется в условиях стабильной и гомогенной (однородной)
внешней среды. Поведение
работников в централизованных структурах обусловливается отношениями
односторонней зависимости подчиненных и руководителей, отсутствием свободы в
принятии решений и постоянным ожиданием контролирующих действий со стороны
руководителей. Снижение
степени централизации организационных структур и формирование децентрализованных
структур считаются эффективными в тех случаях, когда: 1)
руководители не могут четко воспринимать потоки информации по контролируемым
параметрам объекта управления; передав право принятия решений на более низкие
структурные иерархические уровни, они тем самым повышают степень свободы
подчиненных; 2)
происходят частые изменения во внешней среде или в структурных единицах организации,
что приводит к невозможности централизованного учета всех возможных альтернатив
действий; 3)
достигается мотивация работников через участие в управлении, в принятии управленческих
решений; 4)
возникает необходимость более полного использования интеллектуальных возможностей
членов организации; 5)
осуществляется повышение эффективности социализации работников к условиям
творческой работы. В
децентрализованных структурах поведение работников определяется прежде всего
чувством ответственности за порученное дело, ориентацией на цели организации,
освоением ролей других работников, стремлением к нововведениям и высокой
степенью адаптации к изменениям во внешней среде. |
|