У нас уже 242733 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Понятие, роль и задачи запасов на предприятии

На уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требую­щих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воз­действующих на уровень логистического обслуживания в целом. Однако многие фирмы не уделяют ему должного внимания и посто­янно недооценива­ют свои будущие потребности в наличных запасах. В результате этого фирмы обычно сталкиваются с тем, что им при­ходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось.[1]

Изменения объемов товарно-материальных запасов в значитель­ной степени зависят от превалирующего на данный момент отноше­ния к ним предпринимателей, которое, безусловно, определяется конъюнкту­рой рынка. Когда основная масса предпринимателей на­строена опти­мистично относительно возможностей экономического роста, они рас­ширяют свои операции, увеличивают объемы инвес­тиций в создание запасов. Тем не менее колебания уровней послед­них не вызываются одним лишь инвестированием. Важными факто­рами выступают здесь качество принимаемых решений, а также то, какая конкретно техноло­гия управления запасами используется.

Более 20 лет назад западные экономисты пытались установить, до какой степени, возможно, сохранять неизменным соотношение уровней запасов и сбыта. Используя уравнение «фиксированного ак­селератора» (J = k*D, где J — уровень запасов, ед.,D — спрос и k — коэффициент неравномерности спроса), они пришли к выво­ду, что такая простейшая зависимость не соответствует реальному управле­нию запасами.

Используя больший объем разнообразных данных за весьма дли­тель­ный период, и применяя модифицированный вариант указанно­го аксе­лератора («гибкий акселератор»), зарубежные исследователи предпо­ложили, что фирмы осуществляют лишь частичную коррек­тировку своих запасов, приближая их к искомому уровню в течение каждого из периодов производства. За двенадцатимесячный период разницу между желаемым и действительным уровнем запасов удава­лось сократить лишь на 50%. Такое изменение объясняют в основ­ном совершенствованием системы управления запасами на основе исполь­зования компьютерной техники.

Объективная необходимость образования запасов связана с характером процессов производства и воспроизводства. Основной причиной образования запасов является несовпадение в пространстве и во времени производства и потребления материальных ресурсов.[2]

Необходимость образования запасов особенно важна в связи с непрерывным углублением разделения труда. Повышение производительности труда происходит вследствие расширения и углубления процессов специализации и кооперирования, в результате которых в процессе изготовления конечного продукта участвует все большее число малых предприятий. Необходимость перемещения между ними средств производства приводит к образованию все большего количества запасов как по величине, так и по номенклатуре.[3]

Образование запасов связано также с необходимостью обеспечения не прерывности процесса производства на всех его стадиях. В процессе выполнения договоров поставки продукции и при ее транспортировке могут происходить отклонения от запланированных сроков и размеров партий поставки. В тоже время питание производства должно осуществляться регулярно. Поэтому от наличия и состояния запасов в первую очередь зависит ритмичная работа малых предприятия.

Наличие запасов позволяет бесперебойно обеспечивать выполнение установленной производственной программы. Отсутствие на малых предприятиях материалов вследствие исчерпания запасов нарушает ритм работы производственного процесса, приводит к простоям оборудования или даже к необходимости перестройки технологического процесса.[4]

Одной из причин создания запасов является также возможность колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока). Спрос на какую-либо группу товаров можно предсказать с большой долей вероятности. Однако прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо сложнее. Поэтому, если не иметь достаточного запаса этого товара, либо исходных материалов для его изготовления в случае работы малых предприятий «на заказ», не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, то есть клиент уйдет с деньгами и без покупки.

Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов.

В современных условиях хозяйствования в России одной из основных проблем финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий является проблема роста цен. Значительное удорожание материальных ресурсов, необходимых для производственного процесса неблагоприятно сказывается на функционировании малых предприятия, ведет к перебоям в снабжении вплоть  до остановки производственного процесса. Таким образом, вложение свободных средств в производственные запасы является одним из возможных способов избежания падения покупательной способности денег.

С другой стороны, малое предприятие, сумевшее предвидеть инфляционные процессы в экономике, создает запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены. В данном  случае речь идет о спекулятивном характере создания запасов.

Процесс оформления каждого нового заказа на поставку материалов и комплектующих сопровождается рядом издержек административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры и т.п.). Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса.

Сезонные колебания производства некоторых видов товаров приводят к тому, что малое предприятие создает запасы данной продукции, дабы избежать проблем в снабжении в неблагоприятные периоды. В основном это касается продукции сельского хозяйства.

Кроме того, накопление запасов часто является вынужденной мерой снижения риска недопоставки (недоставки) сырья и материалов, необходимых для производственного процесса малого предприятия. Отметим, что в этой связи предприятие, ориентирующееся на одного основного поставщика, находится в более уязвимом положении, чем предприятие, строящее свою деятельность на договорах с несколькими поставщиками.[5]

Однако политика накопления материальных запасов ведет к значительному оттоку денежных средств предприятия из оборота. Зависимость эффективности производства от уровня и структуры запасов заключается в том, предприятие несет определенные затраты на обеспечение сохранности запасов.

Таким образом, при многих положительных моментах создания запасов предприятие несет значительные расходы по их формированию и содержанию.

Существует три вида товарно-материальных запасов: сырь­евые мате­риалы (в том числе комплектующие изделия и топливо); товары, нахо­дящиеся на стадии изготовления; готовая продукция. В зависимости от их целевого назначения они подразделяются на сле­дующие категории:

-                  технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной части логистической системы в другую;

-                  текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение средне­ста­тистического производственного периода, или запасы объемом в одну партию товаров;

-                  резервные (страховые или «буферные»): иногда их называют «запасами для компенсации случайных ко­лебаний спроса» (к этой категории запасов относятся также спекулятивные запасы, создава­емые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию, например, в связи с трудовыми конфлик­тами, поднятием цен или отложенным спросом).

Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефи­цита). При наличии де­фицита запасов существует три вида возможных издержек, перечис­ленных ниже в по­рядке увеличения их отрицательного влияния:

1) издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой с отправ­кой заказанного товара) — дополнитель­ные затраты на продви­жение и отправку товаров того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся товарно-материальных запасов:

2) издержки в связи с потерей сбыта — в случаях, когда постоян­ный заказчик обращается за данной покуп­кой в какую-то другую фирму (такие издержки измеряются в показателях выручки, поте­рянной из-за неосуще­ствления торговой сделки);

3) издержки в связи с потерей заказчика — в случаях, когда отсут­ствие запасов оборачивается не только потерей той или иной торго­вой сделки, но и тем, что заказчик начинает постоянно искать другие источники снабжения (такие издержки измеряются в показа­телях общей выручки, которую можно было бы получить от реали­зации всех потенциальных сделок заказчика с фирмой).[6]

Следует иметь в виду, что стоимость дефицита запасов больше, чем просто цена упущенных торговых сде­лок или нереализованных заказов. В нее входят и потери времени на изготовление продукции, и потери рабочего времени, и, возможно, потери времени из-за доро­гостоящих перерывов в производстве при переходах между слож­ными технологическими процессами.

Технологические и переходные запасы. В любой момент времени в системе материально-технического снабжения обычно имеются оп­ределенные запасы, движущиеся из одной части этой системы в другую. В тех же случаях материально-технического снабжения, ко­гда перемещение запасов с одного уровня на другой за­нимает много времени, объемы переходных запасов будут велики. При длитель­ных сроках реализации заказов (например, при больших промежут­ках времени между изготовлением товара и его прибытием в гото­вом виде на склад) общее количество технологических запасов ока­жется сравнительно большим.

Запасы объемом в одну партию товара, или циклические запасы. Особенность большинства предпринима­тельских систем заключает­ся в том, что товары заказываются в количествах, избыточных по отношению к не­обходимым на данный момент объемам.

При этом существуют определенные ограничения на размер то­варно-материальных запасов. Ограничите­лем выступают издержки их хранения. Поэтому возникает необходимость достижения балан­са между пре­имуществами и недостатками, с одной стороны, зака­зыва­ния, а с другой — хранения товаров.

Резервные, или «буферные», товарно-материальные запасы служат своего рода «аварийным» источни­ком снабжения в тех слу­чаях, ког­да спрос на данный товар превышает ожидания. На прак­тике спрос на товары удается точно спрогнозировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности предсказания сроков реали­за­ции заказов. Отсюда и необходимость в создании резервных то­варно-материальных запасов.[7]

По месту нахождения

Логистика, имея целью, повышение эффективности функционирования организаций и экономики в целом, занимается управлени­ем потоками материальных ресурсов. Предметом изучения являются не сами материаль­ные ресурсы как таковые, а их движение в простран­стве и во времени. Под движением при этом понимается непрерыв­ное изменение состояния материальных ресурсов по количеству, качеству, месту нахождения. Именно движение как предмет исследо­вания позволил логистике занять место самостоятельной науки.

Классификация по месту нахождения. Все запасы, имеющиеся в экономике, опреде­лены как совокупные. Они включают в себя сырье, материалы, основные и вспомогательные, полуфабрикаты, детали, готовые изделия, а также запасные части для ремонта средств производства. Основная часть совокуп­ных за­пасов производства представляет собой предметы производства, вхо­дящие в материальный поток на различных стадиях его технологи­ческой переработки.

Классификация по исполняемой функции запасов позволяет рас­членить производственные и товарные запасы на несколько групп. В то же время производственные и товарные запасы в целом имеют свои специфические функции.

Производственные запасы предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечи­вать бесперебойность производ­ственного процесса. Производственные запасы учитываются в нату­ральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. К ним относятся предметы труда, поступившие к потреби­телю различного уровня, но еще не использованные и не подвергнутые переработке.

Гарантийные запасы (или запасы страховые) предназначены для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных об­стоятельств: отклонения в периодичности и в величине партий по­ставок от запла­нированных, изменения интенсивности потребле­ния, задержки поставок в пути. В отличие от текущих запасов раз­мер гарантийных запасов - величина постоянная. При нормальных условиях работы эти запасы неприкос­новенны.

Сезонные запасы образуются при сезонном характере производст­ва продуктов, их потребления или транс­портировки. Сезонные за­пасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного пере­рыва в производстве, потреблении или в транспорти­ровке продукции.

Переходящие запасы — это остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они предназна­чаются для обеспечения непрерывности производства и потребления в отчетном и следую­щем за отчетным периоде до очередной поставки.

Классификация по времени позволяет выделить различные коли­чественные уровни запасов.

Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запа­сами. Этот уровень может превышаться. В различных системах уп­равления макси­мальный желательный запас используется как ори­ентир при расчете объема заказа.

Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.

Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент уче­та. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, по­роговым уровнем или гарантийным запасом.

Гарантийный запас (или запас страховой) аналогичен гарантийно­му запасу в классификации по испол­няемой запасом функции и предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.[8]



[1] Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. – М.: Экономика, 2005. – 352 с.

 

[2] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004. – 421 с.

 

[3] Рукина С.Н. Финансы коммерческих предприятий и организаций: Учебное пособие. – М.: Экспертное бюро. – М., 2007. – 176 с.

 

[4] Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

 

[5] Рукина С.Н. Финансы коммерческих предприятий и организаций: Учебное пособие. – М.: Экспертное бюро. – М., 2007. – 176 с.

 

[6] Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: Учебник для вузов.  -М.: ТОО “Люкс-арт”, 2005. – 176 с.

 

[7] Рукина С.Н. Финансы коммерческих предприятий и организаций: Учебное пособие. – М.: Экспертное бюро. – М., 2007. – 176 с.

 

[8] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004. – 421 с.

 

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.