У нас уже 17884 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Сущность и особенности малого бизнеса

Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои специфические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера [5, c. 27].

Как следует из самого определения, «малое предпринимательство» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия [16, c. 5].

Малое предприятие - это предприятие различных организационно-правовых форм, создаваемое на основе любых форм собственности, наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательской деятельности. Критерии определения малого предприятия: объём производственно-хозяйственного оборота по профилю и виду деятельности, размеры производственных мощностей, численность работающего персонала и др. [20, c. 17].

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [5, c. 28].

Малое предприятие имеет устав, определяющий вид, предмет и цели деятельности, его наименование, местонахождение; органы управления и контроля, их компетенции; порядок образования имущества, распределения прибыли (дохода); условия реорганизации и прекращения деятельности. Государство оказывает поддержку малым предприятиям путём создания фондов поддержки и прямого субсидирования малого предпринимательства.

В соответствии с федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля принадлежащих одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает предельных уровней:

-                     в промышленности - 100 человек;

-                     в строительстве - 100 человек;

-                     на транспорте - 100 человек;

-                     в сельском хозяйстве - 60 человек;

-                     в научно-технической сфере - 60 человек;

-                     в оптовой торговле - 50 человек;

-                     в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

-                     в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Итак, российским законодательством установлен один из важнейших показателей, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого предпринимательства, - это численность работающих.

Поэтому правильность определения численности работающих на предприятии имеет первостепенное значение как для отнесения предприятия к категории субъекта предпринимательства, так и для получения им права на соответствующую поддержку.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли. Выполняемые виды деятельности, кроме того, учитываются для применения отдельных льгот по хозяйственным вопросам, учету и отчетности субъектов малого предпринимательства.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица [22, c. 211].

При этом в разных странах критерии принадлежности предприятия к малому бизнесу несколько отличаются друг от друга.

На развитие малого бизнеса наибольшее влияние оказывают следующие факторы [22, c. 20]:

-                     в развитии средств связи произошел скачок;

-                     расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях;

-                     уменьшение стоимости и упрощение использования информационных систем;

-                     повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;

-                     содействие малыми фирмами решению вопроса о безработице;

-                     сокращение рабочей смены;

-                     большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, связанных со снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы.

Но малые предприятия, конечно же, как появляются, так и распадаются по многим причинам. Например, в германии в 1990 году более 14500 малых предприятий потерпели неудачу, причем 40% их них просуществовали не более 5 лет. Доля банкротств предприятий малого бизнеса всегда выше, так как, идя на риск, предприниматель решает достаточно сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Начинающему предпринимателю в самом начале нужно проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю уже существующей фирмы. Начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. В связи с этим начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий – это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта.

Но все же, несмотря ни на это, количество создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.

Но часто малое предприятие не становится полностью банкротом, что достаточно важно, а лишь выкупается более крупной фирмой.

В связи с этим можно  выделить три модели развития малого бизнеса [10, c. 72]:

-                     медленное расширение деловой активности;

-                     быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем в крупные компании;

-                     сохранение масштабов деятельности на достигнутом уровне.

Таким образом, несмотря на большое количество трудностей и препятствий, малый бизнес активно развивается в большинстве развитых стран мира и имеет большое значение в их экономике.

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.