Быстрый переход к готовым работам
|
Развитие малого бизнеса в Российской Федерации
В российской
практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малых относили
государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых
не превышало 100 человек. В соответствии с более поздними нормативными актами,
в частности, с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 года, к числу малых стали относиться
предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности -
200 человек, в науке и научном обслуживании - 100 человек, в других отраслях
производственной сферы - 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы - 25
человек, в розничной торговле - 15 человек. Наряду с этим учитывался и объём
хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого
предоставлялось союзным республикам. Однако
величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена.
Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников сохранился и в российском законодательстве [18, c. 32]. В начале 1990-х
годов малые предприятия образовывались чаще всего путем отделения от
государственных предприятий-учредителей. В 1991 году малые предприятия
создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью.
За первую половину 1991 года многие коллективы реорганизовывались в малые
предприятия, основанные на частной долевой собственности. Реже встречаются
малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и
дороговизной аренды нежилых помещений. В ряде случаев
учредителями малых предприятий становятся местные власти (иногда совместно с
другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в
предоставлении нежилых помещений на условиях аренды. В настоящее время
вопрос развития сети малых предприятий как один из важнейших включен в
программу демонополизации хозяйства страны. Здесь предусмотрено как
принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств: · выделение самостоятельных
производственно-хозяйственных блоков; · выделение малых и средних коллективов
из состава крупных предприятий; · создание небольших дочерних
предприятий по инициативе крупных предприятий. Таким образом, малые
предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из
состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений и,
во-вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях
перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры оптимален. При переходе к
рыночной экономике у России возникло много проблем, которые надо было как можно
быстрее решать. Прежде всего надо было определить права собственности и решить,
кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности
государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет
осуществляться передача собственности. Следовало также создать рынки капитала,
банковскую, финансовую и валютную системы. Надо было разработать эффективные
системы планирования и бухгалтерского учета, чтобы производить оценку стоимости
фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Необходимо
было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы
экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок [13, c. 256]. Требовалось
подобрать и обучить менеджеров, способных работать в условиях рыночной системы
и вести конкурентную борьбу у себя в стране и на мировом рынке. Следовало также
добиться признания населением новых правил игры. Стояла задача
выработать политику в вопросах конкуренции и регулирования и найти способ
разрешения проблем, возникающих вследствие того, что простая приватизация
гигантских неэффективных предприятий порождает систему гигантских неэффективных
частных монополий. Следовало определить
порядок государственного прекращения субсидирования различных отраслей и
разработать налоговые системы, способные обеспечить финансирование деятельности
правительства. Наконец, необходимо
было решить, будет ли допущено, и если да, то когда, закрытие
неконкурентоспособных фирм, и создать службы социальной помощи, которые возьмут
на себя решение социальных проблем, возникающих вследствие неизбежных
экономических диспропорций как во время переходного периода, так и после его
завершения. Большинство этих
проблем в полной мере относятся и к малому бизнесу. Проблемы дальнейшего
развития малого предпринимательства в России остаются в основном те же, что
были отмечены еще в материалах 1-го Всероссийского съезда представителей малых
предприятий: · недостаточность начального капитала и
собственных оборотных средств; · трудности с получением банковских
кредитов; · усиление давления криминальных
структур; · нехватка квалифицированных
бухгалтеров, менеджеров, консультантов; · сложности с получением помещений и
крайне высокая арендная плата; · ограниченные возможности получения
лизинговых услуг; · отсутствие должной социальной
защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и
др. Не случайно 2-я Всероссийская конференция малых предприятий,
проводившаяся в марте 2001 года в городе Москве, получила название
«Цивилизованному предпринимательству – разумное регулирование». Конференция
ставила цель выявить источники чрезмерных административных барьеров в развитии
предпринимательства. Дело в том, что среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на
втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные административные
барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую
государственную проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую
экономику. В начале 2003 года Министерство экономического развития и торговли по
поручению Президента РФ провело инвентаризацию контрольных функций
государственных органов и выяснило, сколько людей имеют прямое отношение к
надзору. В результате инвентаризации выяснилось, что общей системы
государственного контроля в России нет. 43 федеральных министерства и ведомства
имеют 65 проверяющих организаций. Только в 55 из них трудятся 1065 тысяч
человек. Более 423 из них наделены правом непосредственного государственного
контроля, остальные их обслуживают. Можно не сомневаться в том, что основное
внимание эти многочисленные проверяющие уделяют предприятиям малого бизнеса,
ограничивая, сковывая, а нередко и прекращая их деятельность. Специалисты, анализирующие оборот теневой экономики, оценивают его не
менее чем в 40% валового национального продукта. В то же время наблюдается
постепенное снижение доли теневой экономики в России в последние годы. По степени важности некоторые авторы располагают основные проблемы малого
бизнеса в России в следующем порядке: 1) высокий уровень налогообложения; 2) недоступность кредитных ресурсов; 3) административные барьеры. В последние годы уменьшилось число заявлений на выдачу новых лицензий,
что несомненно упростило жизнь мелкого предпринимательства. Вместе с тем 80%
всех выданных лицензий обходятся предпринимателям дороже, чем плата,
установленная законом, а 77% всех лицензий и решений, находящихся у
руководителя фирм, выданы на срок, меньше предписанных законом пяти лет. В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О
лицензировании отдельных видов деятельности» местные власти не имеют права
вводить какие бы то ни было разрешительные документы, кроме перечисленных в
Законе о лицензировании. Таким образом, несмотря на достаточно большое количество проблем и
препятствий, у малого бизнеса в России есть резервы для дальнейшего развития. |
|