Быстрый переход к готовым работам
|
Сущность планирование на предприятии
Планирование
— это одна из начальных стадий процесса управления. Это выбор цели, направления
в развитии. Любая фирма должна тщательно и хорошо спланировать свою
деятельность, так как от этого зависит выживаемость и прибыльность фирмы[1].
Сущность
планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого
подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных
задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления
материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения
поставленных задач. Таким
образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении
заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие
благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих
в фирму. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих
последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного
использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой.
Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными
структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку:
научные исследования и разработки, производство и сбыт[2].
Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского
спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной
конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и
контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед
за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее
компании могут определить его размеры и Сам процесс
планирования проходит в 4 этапа: 1. разработка общих целей; 2. определение конкретных, детализированных
целей на заданный, сравнительно короткий период времени 3. определение задач и средств их
решения; 4. контроль за достижением поставленных
целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими. Планирование
всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать
развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от
точности фактических показателей прошлого. Объектом
планирования на предприятии являются все функциональные процессы, включая
развитие производства и совершенствование управления. Сущность
системного подхода в планировании: все сферы деятельности предприятия, например
планирование стандартизации, качества, стратегии состоят из функциональных
блоков; существуют отдельные стадии производственного процесса (планирование
технической подготовки производства, основного, вспомогательного и
обслуживающего производства); отдельные факторы производства (планирование
персонала, сбыта)[4]. Примерный
перечень функциональных блоков предприятий включает: общее руководство;
линейное и оперативное руководство производством; управление экономической
деятельностью; управление материальными ресурсами; управление персоналом и
социальным развитием; программно-целевое управление. Принципы
планирования: все производственные процессы осуществляются в конкретных
подразделениях; управленческие процессы на предприятии выполняются на рабочих
местах, службах, отделах и т.п. Стратегическое
планирование является системным подходом к предпринимательскому поведению, и
современное толкование его представляет приростное поведение как
консервативное, а предпринимательское как агрессивное, ориентированное на рост.
Вместе с
тем, приростный стиль поведения является более органичным и естественным для
крупных организаций.[5]
Например, если крупная многоотраслевая организация, придерживающаяся
приростного поведения, успешно функционировала на протяжении ряда лет, то с
большой степенью вероятности можно предположить, что и на будущее ее
руководство предпочтет тот же стиль организационного поведения. На изменения
руководители могут пойти лишь в том случае, если организация столкнется с
непреодолимыми проблемами в окружающей среде, и эти проблемы вынудят их искать
новые возможности поддержания эффективности фирмы. [1] Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д.
Предпринимательство и малый бизнес. Минск: Высшая школа, 1997. - 264 с. [2] Менеджмент организации / Под редакцией
З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина /. М.: ИНФРА - М., 1996. - 430 с. [3] Бухалков М. И. Внутрифирменное
планирование: Учебник. - М.: ИНФРА - М. , 1999. – с. 88. [4] Веснин В. Р. Менеджмент для всех. - М.: Знание, 2003. - 173 с. [5] Грибов
В.Д. Экономика предприятия: Учебн.пособие. Практикум. – 3-е изд., - М.: Финансы
и статистика, 2003. – с. 238. |
|