Быстрый переход к готовым работам
|
Характеристика нестратегического управления
В настоящее время
стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в
усложняющихся рыночных условиях, но тем не менее постоянно можно наблюдать в
действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к
поражению в конкурентной борьбе. Отсутствие стратегического управления
проявляется прежде всего в следующих двух формах. Во-первых, организации
планируют свою деятельность исходя из того, что окружение либо вообще не будет
меняться, либо же в нем не будет происходить качественных изменений. Попытки
составить долгосрочные планы, в которых предписывается, что и когда делать в
достаточно длительной перспективе, либо же попытки найти в исходный период
решение на многие годы вперед, желание строить «на века» или приобретать «на
долгие годы» — все это признаки нестратегического управления. Видение
долгосрочной перспективы — очень важная составляющая стратегического
управления. Однако это ни в коей мере не означает экстраполяции существующей
практики и существующего состояния окружения на много лет вперед. Стратегическое
управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в
настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того,
что окружение будет изменяться и условия жизни организации будут изменяться
тоже. При стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в
настоящее, определяются и осуществляются действия организации в настоящее
время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или
описание того, что организация должна будет делать в будущем. В
противоположность при нестратегическом управлении составляется план конкретных
действий как в настоящем, так и в будущем, априори базирующийся на том, что четко
известно конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться. Во-вторых,
при нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с
анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе очень
часто оказывается, что организация не в состоянии достичь своих целей, так как
их достижение принципиально зависит от возможностей, желаний и потребностей
клиентов, а также от поведения конкурентов. Все, что может организация
определить на основе анализа своих внутренних возможностей — это какое
количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она может
понести. То же, какое количество будет куплено и по какой цене, определит
рынок. Поэтому начинать планировать деятельность организации с анализа внутренних
ресурсов и возможностей рационально использовать эти ресурсы означает полностью
идти вразрез с принципами стратегического управления. |
|