Быстрый переход к готовым работам
|
Стратегическое управление: структура и содержание Процесс стратегического управления
Слово «стратегия заимствовано» из военной науки, произошло от греческого strategos - «искусство полководца». Другими словами стратегия – это концепция достижения победы. Многие проблемы полководческого искусства, главная из которых – находить правильные пути к достижению победы, аналогичны проблемы управления бизнес-деятельностью организации, действующей в условиях сложной среды.[1] Понятие стратегии как обобщающей модели действий, необходимых для достижения поставленных целей, вошло в число управленческих терминов, когда проблема реагирования организации на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Стратегия организации – это совокупность ее главных целей и основных способов их достижени.Она большей частью формируется и разрабатывается на уровне топ-менеджмента, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.[2] Разработать
стратегию организации – значит определить общие направления развития для
достижения долговременных конкурентных преимуществ и других корпоративных
целей. Обычно стратегия планируется на длительный период и ориентируется на
будущее с поэтапным процессом
реализации. Стратегия как функция времени не просто сосредоточена на
определенном периоде, она прежде всего является функцией направления.
Именно стратегия
устанавливает направление деятельности организации: рост, стабилизация вариантов; решения о конкретных товарах и
рынках для направления финансовых и трудовых ресурсов, определение типа
конкурентного преимущества.[3] Стратегию можно рассматривать как
детальный всесторонний комплексный план, направленный на осуществление миссии и достижение целей
организации с максимальной эффективностью. Основная задача такого плана –
обеспечение нововведений и изменений в организации в соответствии с переменами
в окружающей среде.[4] Реальная стратегия организации
состоит не только из направленных (запланированных) действий, но и из реакции
на непредвиденные обстоятельства. Следовательно, стратегию необходимо
рассматривать как симбиоз запланированных действий (проактивная стратегия)
и адаптированных реакций на возникшую ситуацию (реактивная стратегия). Реальная
стратегия = проативная стратегия + реактивная стратегия.[5] Стратегия необходима, поскольку будущее в
основном непредсказуемо, абсолютно определенности относительно будущего нет. Современный темп изменений во внешней среде, увеличение количества
знаний и информационных потоков настолько велики, что планирование стратегии
представляется единственным способ формального
прогнозирования будущих проблем и возможностей. Она является основой создания
плана развития организации на длительный срок, помогает уточнить наиболее
подходящие пути действия, снижает риск принятия неправильного решения из-за
ошибочной или недостоверной информации
возможностях организации или о внешней среде. При выборе стратегии можно
добиться большей определенности; организация сможет предвидеть события во
внешней среде и быстрее на них реагировать. Судя по результатам исследования,
именно те организации, которые давно существуют, быстрее всего реагируют на
изменение внешних факторов.[6] Сформулированная стратегия – это комплекс решений, принимаемых менеджментом на базе основополагающих принципов и правил. Другими
словами, стратегия – это обязательство действовать определенным образом: таким, а не другим.
Недостаточно иметь только стратегический план; нужен ещё набор основополагающих
принципов и правил поведения персонала всех уровней с учетом деятельности в
постоянно изменяющихся условиях. По своему существу сформулированная
стратегия и есть набор правил для принятия решений, которыми организация
руководствуется в своей деятельности,
т.е. стратегию можно считать зонтиком, под которым укрываются все
управленческие функции.[7] Успех организации обеспечивается хорошо
продуманной стратегией и высоким качеством ее выполнения. Сформулированная стратегия сама по
себе не гарантирует успеха. Так же как самолет с великолепной конструкцией
двигателей не сможет летать, если он заправлен топливом низкого качества, так и
организация, разрабатывающая стратегию развития, может потерпеть неудачу из-за
ошибок в других управленческих функциях (организации, мотивации, контроле и
т.д.) и/или неэффективных действий. Хорошая стратегия и ее умелая реализация за
счет эффективных действий – вот что необходимо для достижения намеченных результатов.
Можно разработать сильную стратегию, но не претворить ее в жизнь, или удачно
осуществить посредственную стратегию. В обоих случаях организация не использует
все имеющиеся возможности. Путь к успеху – блестяще выполненная блестящая
стратегия. Влияние воздействия стратегии
и действий на успех организации (см приложение 1).
Определяющими элементами стратегии являются решения о размещении ресурсов, адаптация к
внешней среде, внутренняя координация, создание длительных конкурентных
преимуществ.
Размещение ресурсов – это процесс распределения ограниченных организационных ресурсов (таких
как фонды, технологический и управленческий опыт), а также выбор товаров и
рынков, предлагающих наилучшие возможности для инвестирования.
Адаптация к внешней среде – охватывает все
действия стратегического характера, которые должны обеспечить
эффективное приспособление стратегии организации к окружающим условиям с учетом
как возможностей, так и опасностей.
Внутренняя координация является неотъемлемой частью стратегии и включает
координацию стратегической деятельности организации с целью обеспечения
эффективности внутренних операций.
Основой спеха в бизнес деятельности является создание
устойчивого конкурентного преимущества, которое определяет способность организации
предложить товар или услугу, превосходящей по воспринимаемой потребителями
ценности товар или услугу конкурентов. [8]
Стратегическое управление – это деятельность, направленная на
достижение основных поставленных целей и задач организации, определенных на
основе проведения возможных изменений окружающей среды и организационного
потенциала, путем координации распределения ресурсов.
Стратегическое управление можно отнести к философии или идеологии
бизнеса и менеджмента, где значительное место отводиться творчеству высшего
руководства и персонала организации.[9]
Когда раскрыты основные понятия «стратегия», «стратегия организации»,
можно перейти к рассмотрению самой идеи стратегического управления (см
приложение 2). По своей сути стратегический подход к управлению предлагает
ответ на три основных вопроса, рассматриваемых далее. 1. Чего мы
хотим добиться в результате нашей деятельности? (Модель желаемого
состояния). Здесь речь прежде всего идет о постановке целей, исходя из видения руководством фирмы своего бизнеса в определенном будущем. При этом следует посредством анализа оценить возможные изменения в окружающей среде, которыми можно воспользоваться для эффективного достижения целей, и те перемены, которые могут помешать организации в достижении своих целях. 2. Кто мы в настоящее время? (Модель реальной ситуации). Оценивая потенциальные возможности компании в
частности организационного потенциала (маркетингового, производственного,
финансового, кадрового и т.п.), руководители должны определить, чего реально
может добиться организация и какими ресурсами она обладает для достижения
намеченных целей.
3. Как перейти из состояния, в котором находиться в настоящее время организация, в состояние, которое обеспечит достижение поставленных в будущем целей. Когда поставлены цели с учетом внешних факторов и оценены потенциальные ресурсные возможности организации, нужно определить путь достижения цели. Другими словами, руководители организации должны как в общих чертах, так и конкретно решить, что должно быть следовательно для выполнения поставленных целей. По сути, это и есть понятие стратегии как совокупности главных целей организации и основных способов их достижения.[10] [1] Булгаков Ю.В. и др. Стратегия
хозяйственного уравления. – Хабаровск, 1994. – 20с. [2] Виханский О.С. Стратегический
менеджмент: Учебник. – М.: «ГАРДАРИКИ», 2000. –39с. [3] Ансофф И. Новая корпоративная
стратегия / Пер. с англ. – СПб.: «Питер», 1999. - 67 с. [4] Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг.
Европейская перспектива / Пер. с франц. – СПб.: «Наука», 1996. – 49с. [5] Оуен А. Как осуществлять стратегию.
Хрестоматия «Управление изменением». – М.: «ЛИНК», 1996. – 39с. [6] Семь нот менеджмента. 5-е издание, доп. – М.: «ЭКСМО», 2002. – 53с. [7] Джонсон Д. Процессы управления стратегическими изменениями: Хрестоматия «Управление изменением». – М.: «ЛИНК», 1996. – 58с. [8] Стратегическое планирование / Под ред. Э.А. Уткина. – М.: «ТАНДЕМ», 1998. –167 с. [9] Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое
планирование и хозяйственная политика / Пер. с англ. – М.: «Прогресс», 1982. –
78 с. [10] Забелин П.В., Основы корпоративного
управления концернами. – М., 1998. – 60с. |
|