Быстрый переход к готовым работам
|
Понятие прибыли торгового предприятия
В условиях рыночной
экономики возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения
максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей
работников и производственного развития предприятия. При определении объема
закупки того или иного товара и возможностей его продажи партнеры (поставщики и
торговое предприятие) должны обязательно просчитывать выгодность торговой
сделки, т.е. возможность получения оптимального уровня и массы прибыли. Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости
прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли,
которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения,
а также части прибавочного продукта, созданного трудом работников других
отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта
и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов,
торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг). Прибыль измеряется
суммой и уровнем. Она является одним из важнейших оценочных показателей,
характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия. Отношение
прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности
реализации товаров. В условиях рыночной экономики рентабельность является
важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в котором
обобщается состояние доходов, издержек обращения, оборачиваемости товаров,
использования основных средств, рабочей силы, собственного и заемного капиталов.
Показатель рентабельности свидетельствует о прибыльности хозяйственной
деятельности предприятия в прошедшем периоде и о возможностях его дальнейшего
функционирования. Прибыль представляет
собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.
Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток,
возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучения
доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объема поставок товаров,
снижением покупательского спроса. В упрощенном виде
прибыль – это разность между валовым доходом и издержками обращения
предприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской (валовой), она
отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия. Однако, как
известно, не все затраты торгового предприятия включаются в издержки обращения. Часть затрат
предприятие осуществляет за счет прибыли, и поэтому не включает их в издержки
обращения. Все затраты
предприятия, учитываемые как в составе издержек обращения, так и относимые на
прибыль, в сумме образуют экономические издержки, поскольку они характеризуют
совокупность действительных расходов торгового предприятия. Экономические
издержки по количеству и объему больше издержек обращения. Соответственно
издержкам прибыль может быть экономической. Бухгалтерская (валовая) прибыль
– это разность между валовым доходом и издержками обращения. Экономическая
прибыль – это разность между валовым доходом и экономическими издержками.
Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину затрат, не учитываемых в
составе издержек обращения. Цель любого торгового предприятия на рынке –
получение максимальной экономической прибыли. Экономическая прибыль
характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об
окупаемости расходов торгового предприятия (предпринимателя) и способности его
к самофинансированию (саморазвитию). В процессе анализа
результатов работы торгового предприятия применяются различные значения
прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль от реализации
основных фондов и иного имущества; валовая (балансовая) прибыль; чистая
прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия); налогооблагаемая
прибыль; прибыль от прочей деятельности предприятия. Различия понятий прибыли
определяются их экономическим содержанием и положениями законодательства о
налогообложении прибыли предприятий[1]. Прибыль (убыток) от
реализации товаров определяется как
разность между валовым доходом от реализации товаров (без учета налога на
добавленную стоимость) и издержками обращения. При определении прибыли
от реализации основных фондов и иного имущества учитывается разница
(превышение) между продажной ценой (без налога на добавленную стоимость) и
остаточной (первоначальной) стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на
индекс инфляции, который исчисляется в порядке, установленном Правительством
РФ. При этом понятие "остаточная стоимость имущества"
рассматривается применительно к основным фондам, нематериальным активам,
малоценным и быстро изнашивающимся предметам, а первоначальная стоимость – для
прочего имущества. В состав доходов
(расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, получаемые от
долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в
аренду, дивиденды (проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам,
принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, не
связанных с реализацией товаров, включая суммы, полученные (уплаченные) в виде
санкций за нарушение хозяйственных договоров. В составе внереализационных
расходов учитываются налоговые платежи, относимые на финансовые результаты
деятельности предприятия (налог на имущество, транспортный налог, прочие
налоги). В зарубежной практике
доход, полученный в виде дивидендов (процентов) на вложенный в банк капитал,
называется доходом на капитал и не является прибылью в сугубо экономическом
смысле слова. Валовая
(балансовая) прибыль характеризует
конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и
представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации товаров, основных
фондов, иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на
сумму расходов по этим операциям. По экономическому значению балансовая и
валовая прибыль тождественны. Валовая прибыль с
наибольшей полнотой и объективностью показывает результаты всех видов
хозяйственной деятельности предприятия. Именно прибыль на практике отражает
экономическую категорию "прибавочная стоимость", которая
соответственно и подлежит распределению между предприятием и государственным
бюджетом. Чистая прибыль – это та часть валовой (балансовой) прибыли, которая
остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль. В экономической
литературе, особенно зарубежной, чистую прибыль рассматривают как
экономическую ренту. Однако понятие экономической ренты больше присуще
творческой деятельности, где проявляется особый талант (музыкальный,
спортивный и т.д.), а не предпринимательской и тем более не коммерческой
деятельности. Между процессами поиска прибыли и ренты имеется четкое
разграничение. Поиск прибыли обычно ассоциируется с предпринимательской (коммерческой)
деятельностью. Предприниматели и коммерсанты изыскивают прибыль путем
выявления наилучших способов использования имеющихся ресурсов (капитала) и
экономии расходов. Главное препятствие, с
которым сталкивается торговое предприятие в процессе реализации своих
возможностей максимизации прибыли, – это рост расходов, связанных с увеличением
налоговых платежей в бюджет и обязательных отчислений в различные внебюджетные
фонды, т.е. налогового бремени. Наиболее полно
экономическая сущность прибыли торгового предприятия проявляется через
выполняемые ее функции: Ø
является мерилом
оценки деятельности предприятия; Ø
используется в
качестве источника материального поощрения труда работников; Ø
выступает
источником вознаграждения владельцев акций, паев в уставном капитале
предприятия; Ø
является
источником самофинансирования развития предприятия; Ø
служит источником
пополнения государственного бюджета. В зарубежной практике прибыль – многозначный
термин рыночной экономики. Применяется несколько способов калькулирования
величины прибыли, весьма различных по своим задачам и методам расчета. Прибыль
от обычной торговой деятельности определяется как разница между выручкой от
продаж и произведенными затратами, к которым, помимо затрат на закупки товаров,
относят расходы на содержание персонала, амортизационные отчисления, расходы по
управлению, денежным операциям и налоговые платежи. "Прибыль – это чистый
доход сверх обычной нормы дохода за счет доступных инвестиционных
возможностей". Такое более широкое и емкое понятие прибыли дается
профессором Сиэтлского университета Полом Хейне (США)[2]. Термин
"инвестиции" чрезвычайно распространен за рубежом. Под
инвестиционными возможностями понимаются возможности вложения средств до
получения результата деятельности. На предприятиях инвестиционные средства
находят выражение в капитальных вложениях. Инвестиционные расходы (затраты)
связаны с приобретением новых машин, сооружений, технологического оборудования,
транспортных средств, что позволяет увеличивать размер основного капитала
(основных средств), который в будущем должен обеспечивать прибыль. В рыночной
экономике источниками инвестирования, помимо собственного основного капитала,
являются банковские кредиты, частный капитал, средства одних предприятий,
вкладываемые в развитие других. Это могут быть либо прямые ссуды, либо
приобретение акций, либо вложения средств для участия в прибылях. Благодаря
расширению инвестиционных возможностей ускоряются темпы экономического роста
фирмы. При недостаточном инвестировании темпы старения техники, оборудования
обгоняют темпы их замены новыми, более производительными видами.
Следовательно, вкладывая средства в основной капитал, фирма предусматривает
получение определенного дохода от него в будущем за счет повышения
производительности труда работников. Инвестиции и рост производительности
труда необходимы, чтобы выдержать конкуренцию в условиях рынка. Доходы от
инвестиций – это будущая прибыль. «Под прибылью
понимается результат деятельности фирмы (компании, корпорации). Для всех фирм
обязательным условием является максимизация прибыли: прибыль максимальна, когда
предельный доход равен предельным издержкам»[3].
Правило максимизации прибыли заключается в выборе такого объема производства и
реализации товара, чтобы его цена равнялась долговременным предельным
издержкам. Как известно, издержки фирмы подразделяются на постоянные и
переменные. Предельные издержки представляют собой дополнительные переменные
издержки, связанные с каждой дополнительной единицей выпуска, реализации продукции. Фирмы, как правило,
решают задачу максимизации прибыли на долговременный период. Те из них, которые
вплотную не занимаются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание.
Фирмы, выживающие в конкурентных условиях, придают долговременной максимизации
прибыли одно из первостепенных значений. Фирмы, обладающие
значительным объемом собственного капитала, могут получать дополнительный
доход в виде процентов на собственный капитал. В этом случае налогооблагаемая
прибыль увеличивается на сумму полученных процентных выплат на собственный
капитал, что отражается в отчете по прибыли. В зарубежной практике применяется
термин "издержки утраченных возможностей", "упущенная
(недополученная) прибыль (выгоды)". Под издержками утраченных возможностей
понимаются издержки и потери дохода, которые возникают за счет отдачи
предпочтения при наличии выбора одному из способов осуществления хозяйственных
операций при отказе от другого возможного способа[4]. В
учебной литературе по рыночной экономике и предпринимательству они называются
неявными или имплицитными издержками. В совокупности с явными издержками,
которые отражаются в бухгалтерском учете, они образуют экономические издержки.
Соответственно издержкам и прибыль называют бухгалтерской и экономической. [1] Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 (ст. 2); Инструкция Госналогслужбы РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" от 10 августа 1995 г. № 37. [2] Хейне П. Экономический образ мышления / Пер с англ. – М.: Новости, 1991. С. 322. [3] Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика / Пер С англ. – М.: Экономика, Дело, 1992. С. 264-266. [4] Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы / Пер. с дат.
– М.: Высшая школа, 1994. С. 51. |
|