Операции –
есть "процесс, метод или ряд действий, главным образом практического
характера" (Collins English Dictionary, 1986). Исходя из этого определения
операции есть неотъемлемый атрибут любого вида человеческой деятельности,
которому свойственны организованность и продуктивность. Отсюда можно заключить,
что все организационные функции есть операции и что всякая управленческая
деятельность включает в себя операционный менеджмент.
Часто термины
"производство" и "операции" используют как
взаимозаменяемые; в промышленности, коммерческой и некоммерческой деятельности
широко распространено мнение, что управление производством представляет собой
отдельную, обособленную от других сферу, которая должна интересовать только
тех, кто непосредственно производством и занимается.
Управление производством - исторически первая сложившаяся научная дисциплина
менеджмента. Она же первой вошла и в программы преподавания. Руководители
производств были, а зачастую и поныне остаются грамотными специалистами,
которым можно поручить все задачи управления процессами создания продукции.
Без четко
выраженной операционной стратегии и эффективного операционного менеджмента
организация может выжить лишь по чистой случайности. Таким образом,
операционный менеджмент является важной дисциплиной, обязательной для
руководителей всех уровней и подразделений. Однако следует признать, что
наиболее очевидное и развитое его применение по-прежнему можно найти в сфере
производства.
Что такое операционный менеджмент?
Традиционно
принято считать операционный менеджмент чем-то связанным главным образом с
производственной деятельностью или физическим изменением состояния продуктов.
Поэтому зачастую его определяют так:
Операционный
менеджмент - это деятельность по управлению процессом приобретения материалов,
их превращения в готовый продукт и поставкой этого продукта покупателю[1].
Это
определение включает в себя функцию закупки, функцию производства и функцию
физического распределения, которые, хотя и тесно связаны с операциями, обычно
считаются отдельными дисциплинами. Еще важнее то, что данное определение
является ограничивающим, поскольку не допускает каких-либо иных действий, не
связанных с физическим производством.
Всякая полезная деятельность связана с переработкой чего-либо. Например,
переработкой информации в финансовой сфере, издательском бизнесе или в сфере
коммуникаций. Более точное определение, таким образом, может звучать так:
Операционный
менеджмент - это все виды деятельности, связанной с преднамеренным
преобразованием (трансформацией) материалов, информации или покупателей[1].
Операционный
менеджмент заключается в эффективном и рациональном управлении любыми операциями.
Эффективность
может быть определена как достижение поставленных перед системой целей; в общем
смысле эффективность - это удовлетворение потребностей покупателей.
Рациональность - это достижение целей, или удовлетворение потребностей, с
использованием минимума ресурсов.
На
самом примитивном уровне коммерческие организации существуют лишь за счет
получения прибыли, которую можно выразить как
Прибыль = Доход – Затраты
Благодаря
своему двойному воздействию на прибыль операционный менеджмент играет жизненно
важную роль в успехе организации. Главное при повышении эффективности -
обеспечить такое проведение операций, чтобы удовлетворялись запросы
покупателей. Организация обеспечивает покупателя услугами, которые он хочет, и
так, чтобы это соответствовало его потребностям, или же производит товары,
которые нужны покупателю, в соответствии с определенными спецификациями.
Повышение
эффективности увеличивает доход за счет большей конкурентоспособности
организации. Повышение рациональности, несомненно, сокращает затраты, но это
никогда не должно делаться в ущерб эффективности.
Без
правильного применения принципов операционного менеджмента организация может
быть прибыльной лишь благодаря счастливой случайности. Либо она совершенно
случайно сделала все так, как надо, либо конкуренты ненамного лучше нее. В
любом случае маловероятно, что такое везение будет продолжаться вечно.
Все
не так просто в некоммерческих организациях, например, местных и
государственных органах власти, здравоохранении и т. д. Такими организациями
движет не прибыль, поэтому их часто уличают в неэффективности; зачастую они
являются монополиями, которые по определению не подвержены конкуренции, в
результате чего они порождают бюрократию и индифферентны к потребностям
покупателей. Мнение о них обычно формируется исходя из политических целей, а
факты об эффективности их работы обычно недоступны. Тем не менее концепции
эффективности и рациональности применимы и здесь. Так, повышение эффективности
некоммерческих организаций предполагает, что ограниченные ресурсы не будут
тратиться на недопустимую деятельность, а повышение рациональности ведет к
минимизации ресурсов, требуемых для выполнения конкретных действий.
Чрезмерное
стремление к эффективности, однако, может пагубно сказаться на качестве услуги.
Например, было бы, наверное, рациональнее, если бы хозяйственные отходы
собирались раз в месяц из гигантских мусорных баков, но в таком случае у
домовладельцев появятся проблемы со сбором и хранением отходов, плюс угроза для
здоровья - в результате оказывается, что услуга по уборке мусора более не
эффективна.