У нас уже 242733 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Структура рекламного рынка и тенденции его развития

Рынок рекламы в Украине является одним из самых динамично развивающихся рынков, что подтверждается динамикой темпов роста операций на нем – 30-35 % в год. 

Проанализируем структуру рынка рекламы Украины в 2005-2007 годах в разрезе «каналов рекламы».

Источниками для проведения анализа являются, преимущественно, данные, публикуемые Всеукраинской рекламной коалицией, компанией Cortex и другими независимыми экспертными организациями. Отметим, что в связи с использованием разных источников, данные различных аналитических таблиц могут разниться, однако погрешности в большинстве случаев не превышают 20 %.

Структура рынка рекламы в Украине в 2006-2007 годах представлена в таблице 4 и на рисунке 5.

 

Таблица 4

Структура расходов на рекламу в Украине (в зависимости от каналов рекламы)

№ п/п

Вид рекламы в зависимости от "каналов рекламы"

Значение (2006 год), млн. дол.

Значение (2007 год), млн. дол.

Уд. вес в структуре затрат на рекламу, %

В 2006 году

В 2007 году

1

Телевидение

354,5

471,80

43,79

44,09

2

Реклама в прессе

176,7

230,30

21,84

21,52

3

Внешняя реклама

150,1

189,20

18,54

17,68

4

Радиореклама

29,4

33,90

3,63

3,17

5

Реклама в транспорте

23,6

30,80

2,92

2,88

6

Реклама в Интернет

6,0

12,10

0,74

1,13

7

Другие виды рекламы

69,14

102,00

8,54

9,53

Итого затраты на рекламу

809,46

1070,10

100,00

100,00

 

Рис. 5. Структура расходов на рекламу в Украине (в зависимости от каналов рекламы)

 

Динамика рынка рекламы в Украине в 2006-2007 годах представлена в таблице 5 и на рисунке 6.

 

Таблица 5

Динамика расходов на рекламу в Украине (в зависимости от каналов рекламы)

№ п/п

Вид рекламы в зависимости от "каналов рекламы"

Значение (2006 год), млн. дол.

Значение (2007 год), млн. дол.

Динамика расходов на рекламу в 2007 году

Абсолютная, млн. дол.

Относит., %

1

Телевидение

354,5

471,80

117,33

33,10

2

Реклама в прессе

176,7

230,30

53,55

30,30

3

Внешняя реклама

150,1

189,20

39,09

26,04

4

Радиореклама

29,4

33,90

4,50

15,31

5

Реклама в транспорте

23,6

30,80

7,20

30,51

6

Реклама в Интернет

6,0

12,10

6,11

102,00

7

Другие виды рекламы

69,14

102,00

32,86

47,53

Итого затраты на рекламу

809,46

1070,10

260,64

32,20

Источник: Ринок реклами України в 2007-у та прогноз на 2008-й // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.e-mkg.info/?post=tenders&id=181

 

Рис. 6. Структура расходов на рекламу в Украине (в зависимости от каналов рекламы)

 

Таким образом, по данным Всеукраинской рекламной коалиции, в 2007 году на рекламу в Украине компании потратили 1 миллиард 70 миллионов долларов, что почти на треть больше, чем в 2006 году.

Лидером на рекламном рынке продолжало оставаться телевидение. Из рекламных бюджетов на ТВ-рекламу пошло 472 миллионов долларов. Специалисты экспертной группы Kwendi оценивают фактические рекламные бюджеты в 440 миллионов долларов. А на спонсирование телетрансляций компании потратили 75 миллионов долларов [32].

Расходы компаний на рекламу в прессе, по оценкам ВРК, оказались в два раза более малыми от телевизионных и составили 230 миллионов долларов. В целом же, в сравнении с 2006 годом, рекламный рынок телеканалов и печатных изданий вырос приблизительно одинаково: на 33 и 30%.

Расходы компаний на рекламу в прессе составили 230 миллионов долларов.

На третьем месте стоит внешняя реклама. На нее были потрачены 189 миллионов долларов, что на 26% больше по сравнению с 2006 годом. Расходы на радиорекламу значительно меньше - 34 миллиона долларов. Почти столько же - 31 миллион долларов - было потрачено на рекламу в транспорте. На рекламу в Интернете компании потратили всего 12 миллионов долларов. Но это на 100% больше, чем в 2006 году.

Проведем анализ деятельности рекламных агентств (производителей рекламы) Украины в 2007 году. 

По итогам 2007 года Всеукраинская рекламная коалиция подвела итоги работы рекламных агентств Украины с точки зрения эффективности проведенных ими рекламных кампаний. В качестве системы координат данного рейтинга приняты результаты участия агентств в конкурсе эффективности маркетинговых и рекламных решений EFFIE Awards Ukraine.

При ранжировании агентств была применена следующая система начисления баллов:

-        по 1 баллу получила каждая кампания, направленная на конкурс (откровенно неэффективные кампании или кампании с неопределенной эффективностью в конкурсе участия не приняли вообще, поэтому шкала начинается с 1, а не с 0);

-        каждая кампания, прошедшая во второй тур, получила дополнительные 2 балла (второй тур - это уже полуфинал, в него не допускаются кампании, набравшие менее 10 пунктов по применяемой в судействе EFFIE Awards 100 балльной шкале эффективности);

-        кампании, получившие Бронзовые EFFIE Awards, заслужили дополнительные 4 балла;

-        Серебряные EFFIE Awards - 6 баллов;

-        Золотые EFFIE Awards - 8 баллов;

-        Гран-при конкурса - 12 баллов.

Таким образом, таблица с ранкингом 15-ти самых эффективных агентств Украины - 2007 по версии Всеукраинской рекламной коалиции выглядит так [31]:

 

Таблица 6

Рейтинг 15-ти самых эффективных агентств Украины по итогам 2007 года

N п/п

Агентство

Баллы

1

DDB Ukraine

49

2

Maxima Kiev

34

3

Кинограф

25

4

Saatchi&Saatchi Украина

23

5

Euro RSCG Kiev

21

6-7

Adell Young & Rubicam

17

6-7

Provid/BBDO

17

8

THINK! McCann Erickson

14

9

GREY Kiev

13

10-12

MEX

10

10-12

Ogilvy

10

Продолжение таблицы 6

10-12

SAHAR

10

13-15

Add Value

7

13-15

DIALLA Communications

7

13-15

Euro RSCG New Europe

7

Источник: Рейтинг эффективности рекламных агентств Украины - 2007 (по итогам EFFIE Awards 2007). Официальный сайт Всеукраинской рекламной коалиции // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.adcoalition.org.ua/rus/actual_news_18.php

 

В сравнении с 2006 годом расстановка сил  несколько изменилась:

 

Таблица 7

Рейтинг 15-ти самых эффективных агентств Украины по итогам 2006 года

N п/п

Агентство

Баллы

1

Saatchi&Saatchi (бывшее D'Arcy Ukraine)

50

2

Maxima Kiev

35

3

Euro RSCG Kiev

29

4

Adell Young & Rubicam

26

5

Ogilvy

25

6

GREY Worldwide

18

7

Lowe & Partners

14

8-9

Ace DDB

9

8-9

Brand New

9

10

DIALLA

7

11

TABASCO

6

12-15

Adam Smith

3

12-15

B.I.T.A. Advertising

3

12-15

Leo Burnett

3

12-15

MEX

3

Источник: Рейтинг эффективности рекламных агентств Украины - 2007 (по итогам EFFIE Awards 2007). Официальный сайт Всеукраинской рекламной коалиции // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.adcoalition.org.ua/rus/actual_news_18.php

 

По итогам двух сезонов (2006 - 2007) пятерка самых эффективных агентств Украины выглядит так:

1.      Saatchi&Saatchi (73);

2.      Maxima Kiev (69);

3.      DDB (58);

4.      Euro RSCG Kiev (50);

5.      Adell Young & Rubicam (43).

Самым стабильным агентством по итогам двух лет можно признать Maxima Kiev (второе место в рейтинге по итогам обоих лет).

 Напомним, EFFIE является самой авторитетной наградой в области маркетинга и на сегодняшний день присуждается наиболее эффективным рекламным кампаниям года в 40 странах мира. Процедура судейства основывается на многолетнем международном опыте EFFIE и построена на независимом мнении каждого из членов жюри. Согласно регламенту конкурса, в состав жюри входят топ-менеджеры рекламных агентств и руководители маркетинговых подразделений компаний-рекламодателей. 

В EFFIE Awards Ukraine - 2007 оценивались 47 кампаний от 22 участников. Наибольшее количество работ было подано в категории «Телекоммуникации», «Розничная торговля и услуги» и «Напитки».  Награды завоевали 29 рекламных кампаний, разработанных 16 агентствами.

Гран-при получило агентство Euro RSCG Kiev за кампанию "Non-stop. Эффект впечатляет" для клиента "Новые Продукты". Изначально не обладая достаточным бюджетом для того, чтобы на равных конкурировать с иностранными гигантами, сформировавшими категорию, по итогам кампании ТМ Non-Stop опередила ТМ Red Bull по показателю общего знания среди первичной целевой аудитории, а по объемам продаж стала №2 после ТМ Burn.

Безусловно, в различных рейтингах, ранжирах, ранкингах и т.п. есть элемент игры и условности. Конечно, можно снисходительно относиться к определению самых красивых, умных, креативных, эффективных, известных и пр., считая таковыми только себя или свою компанию. И тем не менее, при условии, что правила составления ранкинга логичны и прозрачны, если основан он на конкурсной соревновательности по общепризнанным международным стандартам, а победу в конкурсе нельзя купить, то, на наш взгляд, такие рейтинги не только имеют право на жизнь, но и служат неплохим индустриальным индикатором. Ну и, конечно, отличным пиар-инструментом, как для участников рейтинга, так и для его организаторов (что мы, собственно, и не скрываем).

Интересным может быть сопоставление агентств в рейтингах эффективности и креативности с уровнем их доходов (revenue).

 Уловить четкую и однозначную зависимость между доходами агентств и их эффективной работой и/или креативным потенциалом достаточно сложно. Может быть, это только «пока». И самые сладкие доходы от самых благодарных клиентов, да и вообще все самое светлое будущее, ждет именно лидеров креативно-эффективных рейтингов. Ведь одной из целей всех этих ранжиров помочь клиенту в выборе своего агентства.

 Из таблицы 8 становится очевидным, что наиболее успешным рекламным агентством Украины в 2007 годы было агентство Leo Burnett, поскольку оно входило в тройку крупнейших агентств по уровню доходов и было лидером рейтинга креативности [8].

 

Таблица 8

Сопоставление агентств в рейтингах эффективности и креативности с уровнем их доходов (revenue) по итогам 2007 года

Ранг агентства  по доходам

Агентство

Ранг агентства в креативном рейтинге-2006/2007

Ранг агентства в рейтинге эффективности-2007

1 группа. Revenue 2.500.000 USD +

Adventa Lowe (Lowe&Partners)

6

16 – 21

Leo Burnett

1

Нет

Ogilvy

12

10 – 12

2 группа. Revenue 2.000.000 - 2.500.000 USD

Grey

16

9

Provid/BBDO

9

6 – 7

RAVI / JWT

13

Нет

3 группа. Revenue 1.500.000 - 2.000.000 USD

Tabasco / JWT

7

16 – 21

Saatchi&Saatchi

2

4

Think/McCann Erickson

Нет

8

EuroRSCG New Europe

Нет

13 - 15

EuroRSCG Kiеv

Нет

5

4 группа. Revenue 1.000.000 - 1.500.000 USD

Maxima

17

2

Adam Smith Advertising/Сабля

11

Нет

FCB MA

Нет

Нет

Linea 12 etc

Нет

Нет

Visage Publicis

Нет

Нет

5 группа. Revenue 700.000 - 1.000.000 USD

Adell Young&Rubicam

14

6-7

TBWA

Нет

Нет

Sahar

3

10-12

6 группа. Revenue 400.000 - 700.000 USD

B.I.T.A.

5

16 - 21

DDB

Нет

1

DIALLA

Нет

13 - 15

MEX

10

10-12

Scholz & Friends

Нет

Нет

Артмастер

Нет

Нет

JBKB

Нет

16 - 21

Kaffeine Communications

Нет

 

Источник: Ведущие рекламные агентства Украины-2007: деньги, креатив, эффективность. Официальный сайт Всеукраинской рекламной коалиции // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.adcoalition.org.ua/rus/leadingagencies2007.php

 

Количество рекламных агентств в Украине по отдельным интервалам доходов представлено на рисунке 7.

Из рисунка 7 видно, что по итогам 2007 года в Украине насчитывалось всего 3 рекламных агентства, доходы которых составили более 2,5 миллионов долларов (к ним относятся Adventa Lowe (Lowe&Partners), Leo Burnett и Ogilvy). В интервале от 2 до 2,5 миллионов долларов количество рекламных агентств также равно трем. Общее число агентств, доходы которых «перевалили» за 1 миллион долларов, составило 3 + 3 + 5 + 5 = 16.

 

Рис. 7. Количество рекламных агентств в Украине по отдельным интервалам доходов

 

Отметим, что динамика развития рекламного рынка Украины подобна динамике рекламных рынков восточноевропейских государств. При этом стоит учитывать отставание нашего государства от западных соседей на три-пять лет. Развитие происходит двумя различными путями - это страны с длительным динамическим продвижением рынка (Болгария) и страны, в которых рынок приблизился к полному насыщению и развивается экстенсивно (Польша). В настоящее время Украина идет путем восточноевропейских государств, где динамическое развитие не замедляется. Однако несколько факторов могут повлиять на эту позитивную тенденцию. По прогнозу Международного центра перспективных исследований, в 2008-2009 годах отечественная экономика будет расти на пять процентов, а с 2010-го темпы роста замедлятся до четырех процентов.

Характерным показателем рекламного рынка является доля рекламных средств относительно валового внутреннего продукта. Рост ВВП на один процент при благоприятных условиях увеличивает финансирование рекламы на 4-5 процентов. Стабильный экономический рост содействует развитию компаний и выхода на рынок новых игроков, которые нуждаются в продвижении своих товаров на потребительском рынке. Настоящим действенным средством для этого является реклама.

Главный двигатель украинского рынка - потребительские товары. Спрос на эту группу и платежеспособность потребителей на две трети определяет объем капитализации, поскольку производители этих товаров являются активнейшими рекламодателями. Если, по оптимистичному прогнозу, потребление домохозяйств в 2008-2009 годах будет расти на 10-15 процентов, то в 2010-м оно может замедлиться до 6-8 процентов. Эксперты также считают, что увеличение стоимости коммунальных услуг, подорожание энергоносителей и относительное уменьшение социальных выплат сравнительно с ростом инфляции может повлечь уменьшение внутреннего потребительского спроса и сокращение объемов рекламы.

В то же время вступление Украины в ВТО оживит потребительский рынок, особенно в сегменте товаров широкого потребления и бытовой техники, благодаря этому рекламный рынок получит новый мощный стимул для развития. Вырастут также медиа-инвестиции, что сделает более дешевым рекламный продукт. При глобальной конкуренции эксперты прогнозируют жесткое соревнование между рекламными агентствами и выход на внутренний рынок мощных европейских, американских и российских рекламистов. Конкуренция замедлит рост расценок на рекламу на телевидении, радио, в печатных СМИ и во внешней рекламе. Из-за этого реклама станет более доступной, а ее объемы будут расти.

Как засилие дешевой рекламы повлияет на вкусы потребителей, эксперты не прогнозируют. Хотя они признают, что в долгосрочной перспективе до 2011 года мобильное цифровое телевидение, Интернет и другие современные электронные каналы коммуникации заберут в традиционных медиа не менее чем десять процентов рекламного рынка. В настоящее время две трети приходятся на телевидение и BTL - рекламу в местах продажи товаров и предоставления услуг, по 13 процентов имеет пресса и внешняя реклама, два процента - радио и по одному проценту Интернет и сети кинотеатров. За пять лет доля рекламы в прессе, на радио и в Интернете вырастет, а внешняя реклама уступит свои позиции электронным коммуникациям. Если вместо простых биг-бордов с наклеенными плакатами появятся яркие полноцветные плазменные или жидкокристаллические панели, которые ежесекундно будут получать изображение новой рекламы по кабелю или из эфира, доля внешней рекламы может вырасти. В такой ситуации внешняя реклама станет прямым конкурентом телевизионной со всеми преимуществами электронных цифровых коммуникаций.

На рынок существенно влияют также рекламные бюджеты компаний-производителей и дистрибьюторов, бизнес-планы рекламных агентств, потребность в капитализации в масс-медиа. Эксперты убеждены, что развитие рекламного рынка и медиа тесно связаны. Особенно жесткая зависимость от рекламодателей и их средств властвует на телевидении. Сокращение рекламных бюджетов означает для многих телеканалов финансовый кризис, что приводит к изменению владельцев или поиску новых источников финансирования [32].

Консервативный прогноз аналитиков предусматривает эволюционное развитие рекламного рынка, но эксперты не отрицают, что новейшие средства коммуникации могут внести существенные коррективы в долгосрочный прогноз. До 2011 года ежегодный объем финансирования рекламы вырастет до 2,1 млрд долларов, а при благоприятных условиях - до 3,6 млрд долларов. В пересчете на каждого жителя государства рекламный бюджет компаний увеличится с 14 до 40 дол. В то же время специалисты не отрицают, что значительную часть такого роста может составлять простое демографическое сокращение численности населения.

Долю и объем политической рекламы эксперты не прогнозируют, ссылаясь на непредсказуемость этого сегмента рынка и возможные кардинальные изменения в долгосрочной перспективе.

В настоящее время высокая стоимость телевизионной рекламы является барьером для мелких и средних рекламодателей, но со временем за год-два ситуация может кардинально измениться. Эксперты оценивают объем рекламы на телевидении в 2007 году в 482 млн. долларов. Прямая реклама алкоголя на телевидении составляет 10-15 млн. дол. Но есть еще так называемое спонсорство телевизионных программ, через которое опосредствовано наибольшие алкогольные компании рекламируют свою продукцию. Объем спонсорской телевизионной рекламы - это по меньшей мере 25-30 млн. дол. Поэтому телевизионные каналы меньше всего рискуют из-за возможного запрета рекламы алкоголя и табака.

Аналитики отмечают, что частичное или полное запрещение рекламы алкоголя и табака на внешних носителях и телевидении является самым существенным фактором, который будет тормозить развитие рекламного рынка. Если телевидение сможет выжить благодаря росту объемов потребления товаров ширпотреба и их рекламы, то для биг-бордов наступит новая эпоха, когда они будут вынуждены перепрофилироваться из рекламных носителей «вредных привычек» на социальную и политическую рекламу. В случае запрещения рекламы алкоголя и табака эксперты прогнозируют ее смещение с медийного рынка в другие каналы коммуникации, опосредствованную и скрытую рекламу.

Анализ ситуации на рекламном рынке удостоверяет, что есть немало факторов, которые могут повлиять на его переформатирование и модернизацию. Важнейшие - это экономический рост и спрос на внутреннем рынке, законодательное запрещение рекламы алкоголя и табака, вступление Украины в ВТО, появление новых технологических средств массовой коммуникации. Каждый фактор может внести свои коррективы, а их комплексное взаимодействие создаст новую реальность и новые правила игры в рекламе.

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.