Быстрый переход к готовым работам
|
Сущность и принципы маркетинга
Переход нашей страны на
новую систему хозяйствования, конечно же, затронул и предприятия. Ранее
руководители советских предприятий даже не задумывались о конкуренции, о
повышении эффективности, об увеличении прибыли, так как предприятия не являлись
собственностью начальника или директора. Ныне же политика предприятия
полностью изменилась и руководство вынуждено включать в аппарат управления
службу маркетинга. Специалисты в области маркетинга на предприятии называются
маркетологами. Задачами маркетологов являются исследования рынка, товаров,
конкурентов, потребителей и других областей. Служба маркетинга занимается
разработкой тактики фирмы и осуществлением товарной, ценовой, сбытовой политики
и стратегии продвижения товара на рынке. Маркетинг
(от английского market - рынок) - комплексная система организации производства
и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных
потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования
рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия, разработки стратегии и
тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах
заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению
покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики,
формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов
товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и
расширения ассортимента предоставляемых сервисных услуг. Маркетинг, как
порождение рыночной экономики, является в определенном смысле философией
производства, полностью (от научно-исследовательских и проектно-конструкторских
работ до сбыта и сервиса) подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся
в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра
экономических, политических, научно-технических и социальных факторов.
Предприятия-производители и экспортеры рассматривают маркетинг как средство для
достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и
его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью. Однако это становится
реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически
корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в
соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными
материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую
гибкость в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов
маркетинговых исследований. При этих условиях маркетинг становится фундаментом
для долгосрочного и оперативного планирования производственно-коммерческой
деятельности предприятия, составления экспортных программ производства,
организации научно-технической, технологической, инвестиционной и
производственно-сбытовой работы коллектива предприятия, а управление маркетингом
- важнейшим элементом системы управления предприятием. Маркетинговая
деятельность должна обеспечить: 1. Надежную, достоверную и своевременную
информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и
предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях
функционирования фирмы; 2. Создание такого товара, набора товаров
(ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары
конкурентов; 3. Необходимое воздействие на потребителя, на
спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы
реализации. В чем состоят
основные принципы маркетинга? В основе деятельности
производителей, работающих на основе принципов маркетинга, лежит девиз:
производить только то, что требуют рынок, покупатель. Исходным моментом, лежащим
в основе маркетинга, выступает идея человеческих нужд, потребностей, запросов.
Отсюда сущность маркетинга предельно коротко состоит в следующем: следует
производить только то, что безусловно найдет сбыт, а не пытаться навязать
покупателю “несогласованную” предварительно с рынком продукцию. Из сущности маркетинга
вытекают основные принципы, которые включают: Нацеленность на достижение конечного
практического результата производственно-сбытовой деятельности. Эффективная
реализация товара на рынке в намеченных количествах означает, по сути,
овладение его определенной долей в соответствии с долговременной целью,
намеченной предприятием. Концентрацию исследовательских,
производственных и сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой
деятельности. Направленность предприятия не на
сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой работы. Это требует
особого внимания к прогнозным исследованиям, разработки на основе их
результатов товаров рыночной новизны, обеспечивающих высокоприбыльную хозяйственную
деятельность. Применение в единстве и взаимосвязи
стратегии и тактики активного приспособления к требованиям потенциальных
покупателей с одновременным целенаправленным воздействием на них. |
|