Быстрый переход к готовым работам
|
Качественные методы исследования в маркетинге: их преимущества и недостатки
Свое название этот тип
исследований получил вовсе не из-за того, что все остальные исследования дают
некачественные результаты. Качественные исследования строятся на иных
принципах, чем количественные. Качественные исследования
нацелены на получение глубинной мотивации потребителя, развернутой информации о
предмете исследования. Качественные методы предполагают сбор информации в
свободной форме; они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются
на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных, являются
источником формирования гипотез и продуктивных идей. Задача методов
качественных исследований – получить разведочные данные, а не количественное
распределение мнений. В качественных методах для того, чтобы объяснить,
интерпретировать понятия используются не цифры, а слова. Полученные
качественными методами данные не подлежат количественному анализу. Проще
говоря, они отвечают не на вопрос «сколько», а на вопросы «что», «как» и
«почему». Этот тип исследований не даёт оснований утверждать, что «25% наших
потребителей думают так-то», зато качественные методы очень хорошо помогают в
ситуации, когда необходимо получить информацию по плохо изученной проблеме,
когда не совсем понятно, что именно нужно спрашивать у респондента. В качественных
исследованиях широко используются проективные и стимулирующие техники, которые
помогают исследователю раскрыть мотивы, установки, отношения, предпочтения,
ценности, степень удовлетворенности респондентов относительно продуктов или
брендов. Проективные техники способствуют преодолению трудностей коммуникации,
а также позволяют выявить скрытые мотивы, неявные установки и пр. Большинство методов
качественного исследования основаны на применении подходов, разработанными
психологами, поэтому применение этих методов ограниченно, т.к. сбор данных
должен осуществляться высококвалифицированным специалистом в области маркетинга
во взаимодействии с профессиональным психологом.[1] Однако количественные и
качественные методы – это вовсе не конкуренты, а скорее два инструмента,
которые взаимно дополняют друг друга. Качественные методы позволяют понять суть
проблемы, сформулировать задачи и понятийный аппарат для последующего
количественного исследования. Качественные исследования
используются для сбора информации о наклонностях, мотивациях, ценностях,
настроениях потребителей. Качественные методы обеспечивают более глубокое
понимание процессов, происходящих в сознании потребителя, способствуют
выявлению моделей и привычек потребления, дают возможность определить причину
той или иной реакции на продукт, упаковку или рекламные материалы. Качественные методы
эффективно применяются в случаях, когда необходимо: · получить глубинное понимание моделей
потребления, покупательского поведения и факторов, определяющих выбор
потребителя; его привычек, предпочтений; · изучить процесс принятия решений о
покупке; · описать отношение потребителя к продуктам,
брендам и компаниям; · оценить степень удовлетворенности
существующими продуктами.[2] Другой важнейшей для
маркетинга областью применения качественных исследований является разработка
новых продуктов, где эти исследования позволяют: · понять, существует ли на исследуемом
рынке ниша для нового продукта; · оценить составляющее марки (продукта,
упаковки, названия и т.д.); · выявить отношение к новым продуктам
(или концепциям продуктов); · определить и уточнить стратегии
позиционирования. Третьей областью, в
которой используются методики качественных исследований, является креативное
развитие. К этому направлению примыкает использование качественных исследований
на этапе стратегической разработке концепции бренда, обеспечивая возможность: · оценить концепцию бренда; · генерировать идеи относительно
концепции позиционирования бренда; · генерировать идеи относительно
креативного воплощения стратегических концепций; · провести оценку элементов
маркетинговой коммуникации (название, логотип, упаковка, рекламные материалы и
т.п.); · выбрать наиболее успешный вариант
исполнения рекламы, упаковки, логотипа. Для тестирования могут быть предложены
альтернативные варианты визуальных, текстовых и пр. элементов конкретного
исполнения уже созданной рекламы, упаковки и пр.[3] Рассмотрим основные
методы, которые используются при качественных исследованиях. Специалисты компании используют основные методики
качественных исследований: · глубинные интервью (интервью в
свободной форме на определенную тему); · полуформализованные интервью (сочетание
формализованного и свободного интервью); · экспертные интервью; · фокус-групповые дискуссии; · наблюдение; · эксперимент. Фокус-группа
(фокусированное групповое интервью) – это один из методов качественных исследований. Суть метода заключается в
том, что внимание участников фокусируется на исследуемой теме или объекте
(товар, услуга, реклама). Фокус-группа направлена на определение отношения
участников к определённой проблеме, получение информации о мотивации
потребителей, их личном опыте, восприятии объекта исследования. Таким образом,
фокус-группа – это, в некотором роде, групповое интервью, которое проводится в
свободной форме по предварительно разработанному сценарию. Участники не знакомы
с содержанием сценария фокус-группы. Оно известно только модератору –
профессиональному ведущему, под руководством которого проходит обсуждение. Задачей модератора после
знакомства и объявления темы дискуссии является активное включение
присутствующих в обсуждение предложенной темы, а также ведение основной линии
обсуждения, не позволяющее участникам группы уходить от темы фокус-группы. Фокус-группы организуются
в непринужденной обстановке, групповая дискуссия способствует активизации
ассоциативных связей в сознании участников. Во время фокус-групп происходит
общение респондентов не только с модератором, но и друг с другом, что является
источником информации, которая в индивидуальном интервью часто не может быть
получена.[4] При желании за беседой
могут следить также и представители Компании-Клиента, которые располагаются за
односторонним зеркалом, чтобы не смущать участников. Как правило,
продолжительность группового обсуждения составляет 1,5-2 часа. Все участники
группы получают вознаграждение по окончании дискуссии. Фокус-группа проводится
в специально оборудованном помещении. Ход обсуждения фиксируется на аудио- или
видеоплёнку. Это необходимо для последующей расшифровки высказываний и фиксации
невербального поведения (мимики, жестикуляции и т.п.) участников фокус-группы.
Полученные стенограммы служат основой аналитического отчета. При желании
заказчика ему предоставляется возможность наблюдать за ходом фокус-группы из
отдельной комнаты и передавать модератору свои уточнения и пожелания по поводу
обсуждаемых вопросов Число проводимых
фокус-групп и состав участников зависят от целей и задач исследования. Как
правило, численность участвующих в групповом обсуждении колеблется от 6 до 10
человек. Данное количество является оптимальным для вовлечения всех участников
в дискуссию. В качестве критериев подбора участников фокус-группы используются
частота, объем потребления определенной товарной категории или определенного
вида услуг, уровень доходов, возраст и другие критерии, значимые для
конкретного исследования. Как правило, участники фокус-группы не знакомы между
собой. Одной фокус-группы
никогда не бывает достаточным для обоснованных выводов. Общее число
фокус-групп, которое необходимо провести, зависит от исследовательских задач и
от степени дифференциации целевых групп. Как правило, проводятся 3-4
фокус-группы по одному сценарию. В случае необходимости получения
дополнительной информации или при больших масштабах исследования возможно
увеличение количества групп. Фокус-группы обычно
используются для получения качественной информации при разработке и
тестировании рекламных материалов, в рамках проектирования избирательных
кампаний, в исследованиях, целью которых является выбор стратегии продвижения
на рынок конкретных торговых марок.[5] Метод часто используется
для психологического тестирования рекламных материалов, оценки упаковки. Кроме
этого, групповое фокусированное интервью применяется для создания креативной
основы для создания нового товара, рекламных сообщений. Фокус-группы относятся к
качественным методам исследования и предназначены для: позиционирования нового
товара или услуги; ознакомления с запросами потребителей, их восприятием,
мотивами и отношением к товару, услуги или проблеме; определения возможных схем
поведения потенциальных потребителей нового товара или услуги. Данный метод также
применяется для: изучения реакций потенциальных потребителей на различные
методы проведения рекламной кампании; выявления возможности возникновения
необходимых и побочных реакций на рекламную продукцию и появления различных
мотиваций. Информация, полученная в
ходе фокус-группы, отражает не только стандартное мышление людей, но и глубокие
психологические процессы и креативное сознание. Фокус-группа также обеспечивает
лучшее понимание данных, полученных в ходе проведения количественных
исследований. · определение критериев потребительского
выбора; · изучение восприятия потребителями
рынка, позволяющее выявить потенциальную нишу для нового продукта; · оценка эффективности позиционирования
товара; · разработка концепции нового товара; · оценка дизайна упаковки; · описание имиджа торговых марок; · выявление мотивов поведения
потребителей; · достижение понимания процессов
покупки; · разработка рекламных концепций; · оценка эффективности рекламных или
PR-кампаний; · определения объема рынка.[6] Преимущества методики
«фокус-группа» · психологическая атмосфера групповых
дискуссий на эмоциональном уровне провоцирует участников к открытому
высказыванию суждений; · групповые процессы стимулируют свежие
идеи и мысли; · реакции и ответы респондентов носят
спонтанный характер; Недостатки методики
«фокус-группа» · когда предмет обсуждения сугубо
интимен (контрацепция, личная гигиена) или касается финансового положения
(страхование, банковские услуги, вопросы личного благосостояния); · если предмет исследования связан с
действием доминирующих в обществе социальных норм (искусственное вскармливание,
обучение детей навыкам дорожной безопасности); · в случае, когда есть интерес к
персональной истории жизни или необходимо детальное понимание определенного
процесса (покупка машины, принятие решения о месте проведения отдыха); · когда персональные мнения настолько
варьируются, что нарушается гомогенность группы и получить полезную информацию
практически невозможно (музыка, мода); · когда необходимо достичь понимания
комплексных социально-психологических аспектов (роль женщин, отношение к
работе, значение материнства); · в случае, когда целевая группа – это
люди, которых по тем или иным причинам трудно собрать в одном месте в одно и то
же время; · когда изучаемая категория продуктов
предполагает наличие групп потребителей, значительно различающихся по тому, что
они знают о продукте и своим к нему отношением. Содержание работ при
использовании методики «фокус-группа» · подготовка сценария (topic guide)
фокус-группы; · отбор участников фокус-группы; · подготовка помещения и материалов; · проведение фокус-группы; · обработка результатов фокус-группы; · аналитическое описание результатов
исследования. Глубинные интервью Глубинные (углубленные)
интервью – это индивидуальная беседа, проводимая по заранее разработанному
сценарию. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых
ответов на вопросы, а не заполнение формальной анкеты. Хотя интервьюер
придерживается некого общего плана интервью, порядок вопросов и их формулировки
могут существенно меняться, в зависимости от того, что говорит респондент. При
использовании метода углубленных интервью на высказывания респондента не влияют
окружающие (как это происходит, например, в фокус-группах). Глубинные интервью
базируются на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным
и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Это
позволяет добраться до самых мелких деталей, выяснить все аспекты поведения и
реакций респондентов, которые могут быть важны для решения задач исследования.
Проведение глубинного интервью требует очень высокой квалификации интервьюера.
Интервью проводится при личной встрече в отсутствие посторонних лиц, либо по
телефону, если это допускается характером исследования.[7] Глубинное интервью может
длиться от 30 минут до 3-4 часов в зависимости от задач исследования и
особенностей самого респондента. Чаще всего глубинное интервьюирование
подразумевает опрос одного человека, но существуютмодификация этого
метода, когда в беседе принимают участие
2 или 3 респондента. Беседа фиксируется на аудио или видеопленку. Запись
подвергается обработке, в результате которой исследователь получает текст всего
интервью («транскрипт»). На основе транскрипта пишется аналитический отчет.
Видеозапись используется также для того, чтобы учесть при анализе невербальные
реакции респондентов.[8] Респондент, как правило,
получает подарок в качестве вознаграждения за участие в длительной беседе.
Среди личных интервью данный метод глубинных интервью является наиболее
дорогим. Объем выборки зависит от
исследовательских задач и бюджета исследования. Как правило, в рамках одного
исследования проводится не менее 20-30 глубинных интервью. Сравнение глубинного
интервью и фокус-группы Индивидуальные глубинные
интервью более предпочтительны, чем групповые дискуссии, в следующих случаях: · тема сложна для обсуждения и требует
специфических знаний (интервью с экспертами/профессионалами). · необходимо провести интервью с
конкурентами (они не будут говорить о предмете исследования в ходе групповых
дискуссий). · необходимо глубокое понимание сложных
социальных ролей или нужно обратиться к биографии респондента, анализу
единичного случая, чтобы выявить возможные факторы, повлиявшие на формирование
его представлений. · тема затрагивает глубоко личные,
интимные переживания респондентов, которые не возможно обсуждать в широком
кругу (например, опрос людей с различными заболеваниями относительно выбора
медицинского учреждения). · внутри одного социума существуют
негласные запреты на обсуждение каких-либо проблем. · тема «острая», провоцирующая высокий
уровень группового давления: если респондент находится под сильным давлением
социальных норм, он с легкостью может менять свою точку зрения в соответствии с
мнением большинства или вообще уклоняться от высказывания своего истинного мнения
(например, социальные проблемы типа наркомании или проституции, уплата налогов,
служба в армии). · респонденты малочисленны и
географически удалены друг от друга (например, в случае опроса государственных
чиновников в различных регионах). · респондентами являются ответственные
чиновники, очень богатые, и просто очень занятые люди.[9] Достоинства методики
«глубинное интервью» · получение лонгитюдной информации на
каждого респондента (процесс покупки; этапы принятия решения); · полная представленность и «большинства»,
и «меньшинства» мнений в силу отсутствия влияния доминирующих личностей и
проблем, связанных с групповыми процессами; · возможность обсуждения интимных или
сугубо личных тем; · отсутствие психологического давления
со стороны людей своего круга; · преодоление определенных сложностей
рекрутинга; · преодоление тенденции выражать широко
распространенные, социально приемлемые точки зрения; · возможность более дробной сегментации
совокупности респондентов по сравнению с групповыми дискуссиями. Cодержание работ при
использовании методики «глубинное интервью»: · определение цели, объекта и предмета
исследования; · подготовка сценария беседы; · отбор респондентов для глубинного
интервью; · проведение глубинного интервью; · обработка результатов интервью; · аналитическое описание результатов
исследования; · подготовка отчета.[10] Личное интервью Личное интервью - это
классический метод маркетингового исследования, с помощью которого интервьюер
получает информацию непосредственно от респондента. То есть, опрос респондента
происходит в личной беседе, в отсутствие посторонних лиц. Персональное интервью
предполагает высокую степень доверительности; существует возможность
использования демонстрационных материалов (карточек, фотографий, рисунков). Как правило, продолжительность
личного интервью составляет 25-40 минут. Основное преимущество личного опроса в
том, что интервьюер видит респондента и может быть уверен (наблюдая за жестами
и мимикой), что респондент полностью понимает задание. Интервью проводится по
формализованной анкете, то есть каждому респонденту зачитываются одни и те же
вопросы в строго определенной последовательности. Каждый интервьюер проходит
специальный курс обучения: как отбирать респондентов, как устанавливать
контакт, как задавать вопросы и работать с анкетой. Несмотря на кажущуюся
простоту задачи, организовать опрос потребителей маркетологам
компании-производителя обычно не под силу. В сжатые сроки необходимо провести
сотни индивидуальных интервью. Для этого требуется команда квалифицированных
интервьюеров, обязанных четко соблюдать способ отбора респондентов и правила
проведения интервью. Достоинства методики
«личное интервью» · личная беседа обеспечивает высокую
степень доверительности, допускает значительную продолжительность интервью; · есть возможность показать респонденту
демонстрационные материалы (карточки, логотипы, образцы упаковки); · исследуемый предмет раскрывается
полнее; · позволяет проводить опросы среди
узкой или труднодоступной целевой группы; · позволяет проводить исследование
потребителей непосредственно в местах продажи исследуемого товара; · можно проводить исследование в
населенных пунктах с недостаточной телефонизацией.[11] Недостатки методики
«личное интервью» · требует больших затрат времени; · достаточно дорог (по сравнению с
телефонным опросом). · Содержание работ при использовании
методики «личного интервью» · разработка и тиражирование анкет; · формирование выборки; · подготовка интервьюеров и
планирование маршрутов; · полевое исследование и контроль
интервьюеров; · обработка анкет и логическая чистка
массива; · построение диаграмм, таблиц и
распределений; · аналитическое описание результатов
интервью.[12] Вариации методики «личное
интервью» Личные интервью могут
проводиться по месту жительства или работы респондента, а также в местах
продаж, на улице. Холл-тест Холл-тест – специальный
метод маркетинговых исследований, который можно отнести одновременно и к
количественным методам, и качественным. По сути, холл-тест
является разновидностью личных интервью, однако выносится в отдельную категорию
в силу своей популярности. Метод подразумевает проведение интервью с
респондентами в специально отведенном для этого помещении с целью тестирования
определенных свойств продукта (вкус, запах, цвет, упаковка, дизайн) или
рекламных материалов. Помещения для холл-тестов оборудованы для тестирования
товаров, моделирования ситуации потребительского выбора и просмотра рекламы. Как правило, в помещении
для холл-тестов есть отдельная комната для заполнения фильтрационного блока
анкеты, отдельные помещения (или перегородки) для каждого проводимого интервью,
чтобы респонденты не могли оказывать влияния друг на друга. Интервью проходит в
режиме структурированной беседы. Предметами тестирования могут являться
продукты питания, упаковки, постеры, рекламные модули, видеоролики и т.п.
Респондентам предоставляется возможность выразить свою реакцию на тестируемый
материал и объяснить причину своей реакции. Применение методики
«холл-тестов» Холл-тест позволяет
получать информацию о поведении
потребителей и оценке потребительских свойств товара по разным
тестируемым характеристикам. Холл-тесты используются,
когда необходимо: · оценить потребительские свойства
товаров с целью их улучшения, сравнить различные варианты · товара; · протестировать концепции брендов; · дать оценку рекламных материалов,
образцов упаковки и характера их воздействия на целевую аудиторию; · выявить реакцию на коммерческое
предложение прайс-листы, тарифные планы; · оценить чувствительности к цене и вероятность
покупки.[13] Достоинства методики
«холл-тест» · возможность тестирования громоздких
образцов, которые неудобно носить по квартирам; · возможность проведения большого числа
интервью при ограниченном запасе тестируемых образцов; · возможность использования спец.
аппаратуры (например, теле-видео) для демонстрации тестируемого материала; · интервью можно проводить недалеко от
мест продаж, но при этом есть возможность обеспечить более комфортные условия
для продолжительного интервью; · можно эффективно изучать
труднодостижимые целевые группы; · есть возможность оценки реакции
потенциальных потребителей на различные «раздражители» (вкусовые,
осязательные), а не только графические изображения; · метод отличается достаточно сжатыми
сроками выполнения, поскольку одновременно в помещении может проводиться
несколько интервью.[14] [1] Богатин Ю. В., Швандар В.А. Экономическое управление бизнесом: Учеб. пособие для
вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 191с. [2] Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент:
теория и практика. – СПб.: Питер, 2004. - 216с. [3] Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент:
теория и практика. – СПб.: Питер, 2004. - 216с. [4] Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2003. - 128с. [5] Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2003. - 206с. [6] Гавриленко Н.И. Роль стратегического маркетинга в
управлении предприятиями в условиях рыночных отношений//Финансы и кредит. -
2005. - №22. - С. 56-67. [7] Ковальков Ю. А., Дмитриев О.Н. Эффективные технологии
маркетинга - М.: Машиностроение, 2003. – 75с. [8] Ковальков Ю. А., Дмитриев О.Н. Эффективные технологии
маркетинга - М.: Машиностроение, 2003. – 93с. [9] Менеджмент организации: современные технологии/Под
ред. проф. Н.Г. Кузнецова, проф. И.Ю. Солдатовой. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
-280с. [10] Мотышина М. С. Методы и модели маркетинговых исследований
- СПб.:СПбУЭФ, 2003. – 31 с. [11] Гавриленко Н.И. Роль стратегического маркетинга в управлении предприятиями
в условиях рыночных отношений//Финансы и кредит. - 2005. - №22. - С. 56-67. [12] Завьялов П. С., Демидов В. Г. Формула успеха: Маркетинг. -М.: Экономист,
2003.-204с. [13] Завьялов П. С., Демидов В. Г. Формула успеха: Маркетинг. -М.: Экономист,
2003.-244с. [14] Завьялов П. С., Демидов В. Г. Формула успеха: Маркетинг. -М.: Экономист,
2003.-263с. |
|