Быстрый переход к готовым работам
|
Процесс маркетингового исследования
Как уже говорилось ранее,
маркетинговое исследование - это вся деятельность по сбору и обобщению
информации для принятия маркетинговых решений, которые обусловлены процессом
функционирования всякого бизнеса и маркетинговой деятельности как его основного
элемента. До начала маркетингового
исследовательского процесса должны быть четко определены потенциальные причины,
симптомы проблемы и общая потребность в информации для решения этой проблемы.
Требуется установить, в каком виде необходима информация, для чего она будет
использована - например, для решения проблем с состоянием вещей, продукта или
для выявления причинно-следственных связей между переменными, различными
факторами, которые оказывают или могут оказывать влияние на состояние продукта
с точки зрения маркетинга. Как только проблемы
исследования определены, открывается возможность формирования конкретных
гипотез. При этом ценность исследования тем выше, чем более четко продуманы
структура и гипотезы, корректно определены переменные и применен творческий
подход к процессу исследования. Несоблюдение этой
последовательности может свести процесс исследования к механическому сбору
данных, не охваченному главной целью исследования - устранение разницы между
желаемыми и существующими состояниями вещей или связями между переменными
факторами в системе управления. Таким образом, первичная фаза маркетингового
исследования - это дизайн. Дизайн -
это проектирование и конструирование процесса исследования, разработка его
модели. Эта фаза должна предшествовать началу поиска данных, их анализу и
подготовке информации. Дизайн, разработка
проекта исследования закладывают начало для изменений окружающего
предпринимательство мира еще до того, как начались поиск данных, их анализ и
формирование информации, задолго до того, как сформировано и реализовано
маркетинговое решение. В этой связи дизайн меньше всего направлен на процесс
исследования и все больше на те изменения, которые должны претерпеть субъекты
маркетинговой системы или вся система в целом. Дизайн требует
тщательного, внимательного рассмотрения проблемы и тех целей, которые следует
интегрировать со временем и ресурсами, которые имеются или должны иметься в
распоряжении в процессе исследования. Разработка дизайна обычно
требует: ·
наличия
утвержденной генеральной цели и оперативных целей; ·
связи
генеральной и оперативных целей с поставленной проблемой; ·
обоснования
формы, полученных результатов и направлений их использования; ·
выбора
и описания методов для достижения целей исследования; ·
разработки
календарного или сетевого графика для всего процесса; ·
планирования
и расстановки персонала, участвующего в разработке проекта исследования, а
также организации административного контроля за ходом проектирования; ·
определения
бюджета с разбивкой по статьям расходов, при необходимости с разбивкой во
времени; ·
подготовки
формы и содержания окончательного документа в виде отчета или пояснительной записки. В дизайне
предопределяются потребности, которые должны быть реализованы, а также
фиксируется, как и когда осуществляется процесс исследования. В этой связи
одним из главных требований дизайна является обеспечение научности и
экономичности поиска требуемых данных. Перед тем как приступить
к конструированию процесса маркетингового исследования, дизайн должен быть
спроектирован. В процессе проектирования дизайна следует придерживаться
определенной техники и технологии. Для этого часто требуется подготовить ответы
на такие вопросы: ·
Какие
данные необходимы для создания требуемой информации? ·
Где
лучше получить вторичную информацию - из внутренних или из внешних источников? ·
Требуется
ли дополнительно, кроме вторичной информации, получение данных за счет первичной
информации? ·
Какие
статистические методы и модели потребуются для обработки вторичной информации? ·
Какие
исследования следует провести, чтобы получить первичную информацию? ·
Какие
переменные факторы будут измеряться при исследовании и с помощью каких приемов?
Какие анкеты для опроса будут использоваться (структурированные,
неструктурированные)? ·
Какие
вопросы задать и как контактировать с респондентами? ·
Каковы
выборка исследования, размер панели? ·
Какие
методы анализа полученных данных будут применяться? ·
Определены
ли форма, вид и структура отчета о проведении исследования? ·
Сколько
времени и затрат потребуется для выполнения исследования? Дизайн маркетингового
исследования может рассматриваться как проект организации и проведения
маркетингового исследования (смотри рисунок 4). В процессе организации
маркетингового исследования обычно выделяют несколько этапов построения
дизайна. Первый этап - ознакомление с проблемой ситуации и задачами, которые
поставлены менеджером перед маркетологом - исследователем. Здесь формируется
первое представление о возможностях исследования, о наличии аналогичных
исследований, их затратности, о возможных трудностях, которые могут быть
связаны с видом, объемом и качеством маркетингового исследования. Исходя из
основных посылок выясняются следующие вопросы: ·
Какой
объем исследований следует провести, потребуется ли глубокое или широкое
исследование? ·
Соизмеримы
ли будут полученные результаты исследования (их эффект) с предполагаемыми
затратами на их проведение? ·
Существуют
ли для исследуемой проблемы или аналогичной проблемы готовые решения,
предложения и заключения? |
|