Быстрый переход к готовым работам
|
Концепции управления маркетингом
В настоящее время термин «управление
маркетингом» определяется как анализ, планирование, реализация и контроль за
исполнением программ, направленных на создание, поддержание и расширение
выгодных отношений с целевыми покупателями для достижения целей организации
[13. С. 42]. Таким образом, управление маркетингом связано с регулированием
спроса, которое, в свою очередь, связано с регулированием отношений с
потребителями. Большинство людей полагает, что
управление маркетингом – это поиск количества потребителей, достаточного для
данного уровня производства компании. Но это слишком упрощенный взгляд.
Например, управление маркетингом в компании, которая имеет желаемый уровень
спроса, также необходим, как и в компании, имеющий недостаточный его уровень.
Ведь в любой момент спрос может измениться: например, исчезнуть или стать
недостаточным, нерегулярным или чрезмерным. Управление маркетингом обеспечивает
соответствующие методы работы с этими различными состояниями спроса. Управление спросом означает
управление потребителями. Спрос на продукцию компании исходит от двух групп:
новых клиентов и постоянных клиентов. Теория и практика традиционного
маркетинга сосредоточены на привлечении новых клиентов и продаже им товаров и
услуг. Сегодня, однако, акценты сместились. Помимо использования стратегий,
нацеленных на привлечение новых клиентов и совершение с ними сделок, компании
делают все возможное, чтобы сохранить уже имеющихся клиентов и поддерживать с
ними постоянные отношения. На изменение устоявшихся взглядов наталкивают данные
статистики. Привлечь нового клиента стоит в пять раз дороже, чем удержать
удовлетворенного клиента. Как было отмечено выше, управление
маркетингом имеет целью достичь желаемого уровня обмена с целевыми рынками.
Однако, очень часто в процессе реализации этой задачи, интересы компании и
клиентов вступают в противоречие. Возникший конфликт разрешается на базе следующих
пяти концепций, руководствуясь которыми, компании ведут маркетинговую
деятельность: ·
концепция совершенствования производства; ·
концепция совершенствования товара; ·
концепция интенсификации коммерческих усилий; ·
концепция маркетингового подхода; ·
концепция социально-этичного маркетинга. Концепция совершенствования
производства основана на утверждении о том, что потребитель отдает предпочтение
тем товарам, которые широко распространены и доступны по цене. Следовательно,
управление маркетингом должно быть направлено на совершенствование производства
и повышение эффективности распределения. Данная концепция актуальна в двух
случаях. Первый – когда спрос на товар превышает предложение. Здесь руководство
должно искать способы увеличения объемов производства. Второй случай – когда
себестоимость товара слишком высока и повышение производительности труда
позволяет ее снизить. Другой важный подход, который часто
используют продавцы, – это концепция совершенствования товара. Ее суть в том,
что потребитель отдаст предпочтение товару, который представляет высший уровень
качества, максимальную производительность и новые возможности. Следовательно, компания должна всю
энергию направлять на непрерывное совершенствование своей продукции. Ориентация
на товар обеспечивает постоянное обновление технологий, потому что менеджеры
убеждены, что именно технологическое превосходство лежит в основе успеха. К сожалению, концепция улучшения
товара оборачивается порой «маркетинговой близорукостью», которая не позволяет
вовремя разглядеть новый способ удовлетворения потребностей покупателей. Многие компании следуют концепции
интенсификации коммерческих усилий. В ее основе лежит представление о том,
потребители не будут покупать товар, производимый данной компанией, если не
предпринять специальных мер по продвижению товара на рынок и широкомасштабной
продажи. Чаще всего эта концепция применяется в отношении так называемых
товаров пассивного спроса – тех, о покупке которых покупатель вряд ли
задумывается. Естественно, маркетинг, основанный
на стратегии агрессивной продажи, связан с большим риском. Он нацелен
исключительно на сам акт продажи, а не на создание длительных выгодных
отношений с клиентами. Большинство исследований показывает, что покупаетель не
станет снова покупать товар, которым он остался недоволен. Удовлетворенный
покупатель рассказывает о товаре, который ему понравился, в среднем трем своим
знакомым, а неудовлетворенный делится разочарованием в среднем с десятью. Концепция маркетинга предполагает,
что достижение компанией своих целей зависит от определения нужд и запросов
целевых рынков, а также от более эффективного по сравнению с конкурентами
удовлетворения потребителей. Суть концепции социально-этичного
маркетинга можно выразить следующим образом: сначала компания выявляет нужды,
потребности и интересы целевых рынков, а затем обеспечивает клиентам высшую
потребительскую ценность способами, которые поддерживают или даже улучшают
благополучие клиентов и общества. Эта концепция самая передовая из пяти. |
|