Быстрый переход к готовым работам
|
Маркетинговый анализ и аудит
Стратегический анализ и аудит
охватывает сбор важнейшей информации о деятельности компании. Эта информация
включает сведения, используемые при разработке конкретных целей, и стратегии
бизнеса. Аудит состоит из двух основных частей: внутреннего и внешнего аудита. Внешний аудит, или аудит
маркетинговой среды, исследует макросреду и среду задач компании. Внутренний
аудит исследует все аспекты деятельности компании. Он охватывает всю «цепочку
ценностей», описанную Майклом Портером. Она включает все основные операции,
которые осуществляются в процессе движения товаров и услуг через организации:
материально-техническое снабжение, производство, отправка продукции, продажа,
маркетинг и послепродажное обслуживание. Дополнительно к перечисленным
процессам, аудит распространяется на так называемую поддерживающую деятельность
компании, от которой зависит основная деятельность компании: заключение
контрактов по закупкам, развитие технологий, управление персоналом и
инфраструктура организации. Все это находится за рамками традиционной
маркетинговой деятельности, но маркетинговая стратегия зависит от всех
перечисленных составляющих. Изучение финансовых отчетов является
основным моментом для понимания текущего положения компании и особенностей ее
развития. Отчет о результатах хозяйственной деятельности и баланс предприятия –
два основных финансовых документа компании. Баланс показывает активы и пассивы
компании, собственный капитал на определенную дату. Отчет о результатах
хозяйственной деятельности (иногда его называют отчетом о прибылях и убытках,
или отчетом о доходах компании) с точки зрения маркетинговой информации
является более важным. Он показывает уровень продаж, затраты на производство и
реализацию товаров за определенный период времени. Сопоставляя время от времени
эти отчеты за разные периоды, фирма может заметить положительные и
отрицательные тенденции и принять соответствующие меры. SWOT-анализ – мощнейший методологический инструмент, позволяющий
осуществить полный аудит маркетинговой и другой деятельности компании. Он
позволяет выявить сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы (strength, weaknesses, opportunities and threats) при проведении стратегического аудита. После
проведения аудита накапливается большое количество информации разной степени
важности и надежности. SWOT-анализ очищает
данную информацию и выделяет наиболее важные результаты внутреннего и внешнего
аудита. Небольшое количество опорных пунктов позволяет компании сосредоточить
на них свое внимание. SWOT-анализ структурно состоит из следующих частей: ·
возможности; ·
угрозы; ·
сильные стороны компании; ·
слабые стороны компании. При составлении раздела «возможности
и угрозы» менеджер по маркетингу должен определить основные угрозы и
возможности, которые ожидают компанию в будущем. Назначение этого раздела –
попытаться заранее предугадать события, которые могут оказать влияние на
деятельность компании. Менеджеру следует перечислить все угрозы и возможности,
которые он только способен вообразить. При рассмотрении источников возможностей
и угроз следует учесть все факторы макросреды компании: ·
политико-правовая среда; ·
демографическая среда; ·
экономическая среда; ·
социально-культурная среда; ·
технологическая и природная среда. Не все угрозы требуют одинакового
внимания или беспокойства – менеджерам компании следует оценить вероятность
каждой угрозы и потенциальную опасность, которую она представляет. Поэтому
руководитель должен сосредоточить внимание на наиболее вероятных и опасных
угрозах и заранее подготовить план их
нейтрализации. Возможности возникают, когда
тенденции изменения среды способствуют использованию сильных сторон
организации. Менеджерам фирмы следует оценить каждую возможность на предмет ее
потенциальной привлекательности и вероятности достижения успеха. Компаниям
редко представляются идеальные возможности, которые точно соответствуют их
целям и ресурсам. Реализация возможностей сопряжена с риском. При оценке
возможностей менеджеры должны решить, оправдывает ли ожидаемая выгода
потенциальный риск. В зависимости от сильных сторон компании одна и та же
тенденция развития может для компании быть как угрозой, так и возможностью. Сильные и слабые стороны в SWOT-анализе вовсе не предполагают перечисление всех
особенностей компании, а лишь тех, что относятся к ключевым факторам успеха.
Слишком длинный список приводит к неясности и расплывчатости и уводит от того,
что является действительно важным. Сильные и слабые стороны компании –
определения относительные, а не абсолютные. Хорошо быть сильным в чем-либо, но
если конкуренты в этом сильнее, это станет слабостью компании. Сформулировав миссию компании стоящие
передней задачи, руководство должно спланировать свой бизнес-портфель – набор
видов деятельности и товаров, которыми будет заниматься компания. Хорошим
считается тот бизнес-портфель, который оптимальным образом приспосабливает
сильные и слабые стороны компании к возможностям среды. Компании следует,
во-первых, проанализировать имеющийся у нее бизнес-портфель и решить, на какие
направления деятельности направить больше или меньше инвестиций (или не
направлять совсем), и, во-вторых, разработать стратегию роста для включения в
портфель новых товаров или направлений деятельности. Анализ бизнес-портфеля компании
должен помочь менеджерам оценить поле деятельности компании. Компания должна
стремиться вкладывать средства в более прибыльные области своей деятельности и
сокращать убыточные. Первым шагом руководящего звена при анализе
бизнес-портфеля является выявление ключевых направлений деятельности,
определяющих миссию компании. Их можно назвать стратегическими элементами
бизнеса. Стратегический элемент бизнеса (СЭБ)
– это направление деятельности компании, имеющее собственные миссии и задачи,
деятельность которого можно планировать независимо от других направлений. СЭБ
может быть подразделением компании, товарной группой или даже отдельным товаром
или торговой маркой. На следующем этапе анализа
бизнес-портфеля руководство должно оценить привлекательность различных СЭБ и
решить, какой поддержки заслуживает каждое из них. В некоторых компаниях это
происходит неформально в процессе работы. Руководство изучает совокупность
направлений деятельности и товаров компании и, руководствуясь здравым смыслом,
решает, сколько каждый СЭБ должен приносить и получать. Другие компании
используют формальные методы для планирования портфеля. Формальные методы можно назвать
более точными и основательными. Среди наиболее известных и удачных методов
анализа бизнес-портфеля с помощью формальных методов можно назвать следующие: ·
метод компании Boston Consulting Group (BCG); ·
метод компании General Electric (GE). |
|