Быстрый переход к готовым работам
|
Основы методики проведения подвижных игр
Методика проведения
подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных
приёмов, направленных на формирование личности ребёнка, умелое педагогическое
руководство ею. Особое значение имеет
профессиональная подготовка учителя, педагогическая наблюдательность и
предвидение. Стимулируя у ребёнка интерес к игре, увлекая его игровой
деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и
поведении детей. Важно помочь ребёнку закрепить положительные качества и
постепенно преодолеть отрицательные. Методика проведения
подвижных игр нашла своё отражение в работах учёных: И. М. Короткова, Л. В.
Былеевой, В. Г. Яковлева и Э. Я. Степаненковой. Эти работы существенно
пополнили и обогатили методику проведения подвижных игр в образовательных
учреждениях и начальной школе. Опыт этих учёных показал влияние игрового сюжета
на всестороннее развитие ребёнка. Обязательным условием успешного проведения
подвижных игр является учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Его
поведение в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков,
типологических особенностей нервной системы. Активная деятельность тренирует
нервную систему ребёнка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и
торможения. Организация и методика
проведения подвижных игр обусловлены возрастным соответствием сил,
способностями, интересам детей, степенью
доступности их содержания и конкретными заданиями к общим игровым действиям. Характерная особенность
детей – их двигательная деятельность. Но они быстро утомляются от однотипных
движений, статических положений, хотя способны к продолжительной игре при
частой смене разнообразных движений. Если игра не соответствует возможностям
учеников, она перестаёт интересовать детей и становится для них скучной. С учениками младших классов
необходимо проводить в основном сюжетные игры с не сложными правилами, где нет
разделения на группы и команды, а движения построены на наследовании движений
животных и птиц («Гуси-лебеди», «Два мороза», «Воробышки» и др.). Но в этом
возрасте детям всё интереснее и доступнее становятся игры с элементами соревнования,
когда игроки делятся на несколько команд. Это в основном игры, которые
развивают и совершенствуют основные движения и расширяют двигательный опыт
детей и основанные на беге, прыжках, метаниях в цель и на дальность,
преодолении небольших преград и так далее. В конце этого возрастного периода детей начинают
особенно интересовать игры, которые требуют решения довольно трудных
двигательных задач, выявление определённых умений и навыков в исполнении
некоторых технических приёмов спортивных игр. При организации и проведению
подвижных игр необходимо учитывать направленность на достижение воспитательных,
образовательных и оздоровительных результатов. Управленческая роль при
проведении игр принадлежит учителю, который при помощи одних и тех же игр может воспитывать разные моральные и
физические качества. Влияние игры на учеников определяется содержанием,
методическими приёмами, с помощью которых ребёнок овладевает играми и способом
их организации. Используя игру, учитель должен знать и соблюдать основные требования
к организации и проведению подвижных игр в начальных классах. Основные требования к организации и проведению подвижных игр : Выбор игры. Успех игровой деятельности в решении поставленных
перед ней задач, а также позитивное физиологическое и эмоциональное
влияние на игроков зависят от
правильного выбора игры. Выбирая игру, необходимо поставить конкретную
педагогическую задачу, которую решает
данная игра. Необходимо руководствоваться общими методическими
положениями, выходя из основных задач, которые поставлены руководителем перед
занятиями. Учитывается форма занятия, содержание игры, возраст, физическое
развитие, подготовленность и количество участников. Выбор игры также зависит от
места её проведения. В небольшом, узком зале или коридоре можно проводить игры
с построением в колонны и шеренги, а также игры, в которых дети принимают
участие по очереди. В большом зале или на площадке - игры большой подвижности с
метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивных игр, эстафет и так
далее. Когда игра проходит на
площадке, необходимо учесть погоду и температуру воздуха. При низкой
температуре можно провести игру, в которой принимают участие одновременно все
ученики, и физическая нагрузка распределяется равномерно. В жару лучше
использовать игры, в которых игроки принимают участие по очереди. Выбор игры ещё зависит от
наличия специального инвентаря. Если игроки стоят и ждут очереди из-за его
отсутствия, то они теряют интерес к игре, что приводит к нарушениям дисциплины. Подготовка места проведения игры в помещении. Для
проведения игр в помещении необходима довольно просторная комната или зал,
которые должны быть проветрены.
Спортивные принадлежности необходимо разместить так, чтобы они не мешали
во время игры. Для отдыха нужно поставить несколько гимнастических лавок,
которые используют в отдельных играх. Подготовка места проведения игры на площадке. Для
проведения игр на свежем воздухе необходимо проверить школьный участок на
отсутствие мусора, ям и других препятствий или не безопасных предметов. Большое
значение имеют зеленые насаждения, которые защищают его от ветра и дыма,
освежают воздух, дают тень и так далее. Разметка площадки. Участок для проведения подвижных игр отчерчивается
линиями, в пределах которых проводятся все игровые действия. Границы участка
должны быть хорошо заметны, так как когда дети увлечены игрой, им трудно
наблюдать за условными или нечёткими линиями. Желательно линии сделать такими,
чтобы не обновлять их для каждого
занятия. Временная разметка в
середине игровой площадки делается для каждой игры отдельно. Для этого
используют заострённую палочку, мел, флажки, стояки, мячи и т.д. несложную
разметку можно сделать одновременно с пояснением содержания игры, что даёт
игрокам точное представление про направление движения. Чтобы предупредить появление
травм, линии границы для игры обозначают на расстоянии 1,5-2 метра от стен,
бордюров и других предметов или сооружений. Подготовка инвентаря, принадлежностей и оборудования для игры. Для
проведения игр необходимы определённые принадлежности, оборудование и
инвентарь: флажки, мячи, палки, кегли, стойки, скакалки, обручи и так далее.
Инвентарь должен быть определённого веса и размеров и отвечать уровню физической подготовки и возрасту
учащихся. Желательно чтобы он был красочным, ярким, хорошо заметным в игре.
Количество инвентаря должно быть достаточным, соответствовать правилам игры и
количеству участников. Его готовят заранее, чтобы расстановка и раздача не
забирали много времени. Мелкий инвентарь раздаётся ученикам после объяснения
смысла и правил игры. Размещение участников игры и место руководителя во время объяснения игры.
Распространённое размещение участников в подвижных играх – по кругу или
шеренгами или колоннами, количество которых определяется в зависимости
количества команд. Самое главное – участники должны видеть и слышать
руководителя игры. Лучше поставить их в такое положение, с которого они начнут
играть. Объяснение игры. Педагогическая эффективность игры зависит от
методики, организаторских способностей руководителя, его умения доходчиво и
интересно пояснить игру, умело управлять её процессом, быть объективным и
внимательным в оценке игровых действий детей. Объяснение игры имеет задачу
– создать представление про неё у детей (начало и ход игры, роль участников,
цель, правила и так далее). Руководитель должен заранее выучить правила игры
сам и предвидеть возможности отклонения от них. Для лучшего усвоения рассказ о
игре необходимо сопровождать полным или частичным её показом: отдельные,
наиболее сложные моменты пояснить жестом и демонстрацией некоторых движений. Правила объясняются
тщательно только в том случае, когда игра проводится впервые. При повторении
игры следует только напомнить её основное содержание с помощью вопросов,
пояснить ученикам дополнительные правила и приёмы, а после объяснения нужно
проверить, все ли игроки понимают её правила. Во время объяснения правил
игры необходимо сообщить её название, роль каждого игрока и его место на
площадке или в зале, цель игры и её ход. Проводя игру с построением в
круг, учителю необходимо занять место в круге. Если ученики разделены на две
команды и находятся лицом к лицу («День и ночь», «Наблюдатель» и другие),
учитель для объяснения занимает место на одном из флангов. Нельзя во время объяснения
ставить детей лицом к солнцу или к другим источникам света. Это ухудшает
видимость и внимание учеников. Выбор ведущих. Во многих играх необходимы один или несколько
ведущих. Их роли могут быть разнообразными. Необходимо выделить, что у детей на
шестой год жизни продолжается усовершенствование языка. Их словарный запас
составляет примерно 2500 слов. Дети начинают логически мыслить и делать
определённые сравнения, что даёт возможность быстро овладеть ролью в игре,
запоминать считалки и проявлять артистизм. Исполнение обязательств
ведущего влияет на воспитание игроков, способствует формированию их
организаторских навыков и активности. Поэтому необходимо, чтобы в роли ведущего
побывало наибольшее количество детей. Существует несколько
основных способов определения ведущего, которые применяются в зависимости от
условий занятий, характера игры и количества игроков: -
по назначению учителем (в этом случае необходимо
коротко обосновать свой выбор); -
по жеребьёвке (для этого используют считалки); -
по выбору самих участников ( этот способ имеет
позитивное значение в педагогическом отношении, потому что он раскрывает
коллективное желание детей выбрать на эту роль более достойного товарища); -
по установленной очереди; -
по результатам предыдущей игры (этот способ
стимулирует детей к достижению лучших результатов игры, но негативным является
то, что на роль ведущего не могут быть выдвинуты слабые или менее ловкие дети). Распределение
на команды. В командных играх и эстафетах соревнуются две и больше команд.
Распределение игроков на команды осуществляется по таким основным способам: -
по мнению руководителя; -
путём расчёта; -
на постоянные команды; -
фигурной маршировкой; -
по выбору капитанов. Учитель
может удачно выполнить распределение только тогда, когда хорошо знает детский
коллектив. Благодаря этому распределение осуществляется быстро, но дети никакой
активности не проявляют. При
распределении путём расчёта дети строятся в шеренгу, а потом подсчет ведётся на
такое количество номеров, сколько в игре будет команд. Несмотря на то что этот
способ короткий по времени, но он не всегда эффективен, потому что команды
формируются не одинаковые по силе. Распределение
игроков путём фигурной маршировки осуществляется таким способом: ученики
перестраиваются с колонны по одному в колонну по два, по три, где каждая
колонна представляет собой одну из команд. Этот способ очень удобен, потому
что не требует много времени для его
проведения. Способ
разделения на команды по распределению капитанов состоит в том, что в начале
игры дети выбирают капитанов в зависимости от количества команд, которые
выбирают по очереди игроков. Этот способ даёт возможность быстро укомплектовать
равные по силам команды. Но он имеет и
негативные стороны. Слабых игроков капитаны в свои команды берут с неохотой. Во
избежание этого можно, отобрав половину игроков, а другую половину – поделить
по подсчёту. Все способы
распределения игроков на команды необходимо использовать в соответствии с
характером и условиями проведения игры, составом игроков, их пониманием и
способностью к её выполнению. Выбор капитанов команд. В
командных играх важную роль выполняют капитаны команд. Они должны следить за
дисциплиной игроков своей команды во время игры, организовывать и размещать
участников, устанавливать очерёдность бега в играх-эстафетах и т. д. капитанов
дети выбирают сами или назначает учитель из наиболее способных и
дисциплинированных. Иногда, с целью воспитания позитивных черт характера,
возможным является назначение капитаном пассивного игрока или неспокойного
ученика, который легко возбуждается. Определение помощников и судей.
Большинство подвижных игр трудно организовать и провести без помощников и
судей. Это особенно важно на уроках физкультуры, когда времени на проведение
игр ограниченно, из-за этого организация их должна быть чёткой и быстрой. Помощники и
судьи из числа учеников, которые освобождены по состоянию здоровья от
выполнения физических упражнений средней и высокой интенсивности, для которых
физическая нагрузка данной игры противопоказана. Если таких учеников нет, то
помощников и судей назначают из числа игроков, которых при повторении игры
следует заменить другими. Количество
помощников и судей в игре зависит от её характера, количества групп или команд
и размеров площадки. Они помогают учителю в раздаче или установке инвентаря,
ведут подсчет очков и т.д. Судья следит за тем, чтобы команды были одинаковые
по силе, количеству игроков, а также за одинаковыми условиями игры и точным
выполнением игроками всех её правил. Во время
проведения игр в первом классе роль судьи чаще всего приходится выполнять
руководителю. Но в зависимости от сложности игры, руководитель может назначить
одного из учеников. Далее эти ученики смогут самостоятельно организовать и
провести подвижные игры. Управление процессом игры. После
пояснения правил и размещения игроков на площадке начинается игра по условному
сигналу (свисток, хлопок в ладони, взмах флажком, рукой и др.), командой или
распоряжением руководителя. Сигнал подаётся после того, как учитель убедился,
что все игроки хорошо усвоили правила игры и заняли свои места. В играх с распределением
игроков на подгруппы, особенно в эстафетах, желательно использовать команду,
которая состоит из трёх частей: «На старт!», «Внимание!», «Марш!». Последнюю
команду иногда заменяют сигналом (свистком). Всё это способствует усвоению у
детей правильной и быстрой реакции на звуковой раздражитель, которая необходима
в будущем при обучении старту в беге, плавании и т.д. Игры
сюжетного характера («Птички в клетке», «Кот и мышка»), где нет
соревновательного момента, не нуждаются в особенно четких командах. Такие игры
можно начинать по команде, сказанной спокойным голосом: «Игру начали!». Или
можно предупредить детей, что игра начинается после слов: «Раз, два, три!». С
начала до и конца игры учитель внимательно следит за её ходом и поведением
игроков. В процессе
игры учитель даёт указания игрокам, которые допустили ошибки или нарушили
правила. Все замечания и указания необходимо делать, не мешая прохождению игры
и не останавливая игроков. Остановить игроков можно в том случае, когда
большинство её участников допустили грубые ошибки. Продолжительность
игры зависит от педагогических задач, которые ставил перед собой учитель,
условий занятий, количества участников и их возраста. Игру необходимо завершить
своевременно, когда игроки получили достаточное количество физической и
эмоциональной нагрузки. Не следует ждать того момента, когда игроки сами
предложат её прекратить. Если игра
командная, необходимо перед началом сообщить, сколько раз она повторяется.
Когда игра не имеет определённого окончания, учителю необходимо заранее
предупредить про её окончание, через определённый промежуток времени, или
проводить игру пока не поменяется ведущий. Окончание
игры не должно быть неожиданным, потому что может вызвать негативные реакции у
детей. После
окончания игры руководитель подводит выводы, даёт оценку игре в целом всех и
отдельных участников. Каждая игра требует объективного судейства, иначе дети
потеряют интерес к ней. Необходимо отметить и заслуги детей которые хорошо
играли и придерживались правил, проявляли творческую инициативу. Необходимо
помнить про то, что умелое подведение итогов имеет большое воспитательное
значение. Дозирование нагрузки в игре.
Ответственным моментом в руководстве игрой является дозирование физической
нагрузки, определить какое труднее, чем в физических упражнениях, не связанных
с игровыми действиями. Например, физическая нагрузка, которую даёт игра,
зависит от общей нагрузки на уроке физкультуры, от характера работы и
активности игроков. Игровая деятельность увлекает детей своей эмоциональностью,
они не чувствуют усталости. Следовательно, чтобы избежать переутомления
учеников, необходимо своевременно прекратить игру или изменить её интенсивность
и характер нагрузки. Для
регулирования физической нагрузки в игре используются разные приёмы: уменьшение
или увеличение времени, выделенного на игру, количество повторов игры, размеров
площадки и длины дистанции которую пробегают участники, тяжести предметов или
снарядов, которые метают, количества и трудности правил игры и преград,
введения коротких пауз для отдыха или уточнение заданий или разбора ошибок. Подвижные
игры на уроках физкультуры используются для решения воспитательных,
образовательных и оздоровительных задач соответствующих требованиям Программы. Выбор игры
зависит от педагогических задач данного урока. По своему содержанию и нагрузкам
игра должна соответствовать материалу, который изучается на уроке. После
упражнений, которые требуют сложной координации и напряженного внимания,
следует применить игры, которые не требуют концентрации внимания, с движениями
средней и низкой интенсивности. Не целесообразно после игр с бегом и прыжками
проводить упражнения, которые требуют точных движений и сохранения равновесия. В
зависимости от заданий и характера игры, её физиологической и
эмоциональной нагрузки, состава
учеников, она может быть использована во всех частях урока. В подготовительной части урока можно
проводить игры не большой активности и сложности, которые способствуют
сосредоточению внимания. Характерными видами движения этих игр является ходьба
и бег с несложными дополнительными заданиями («К своим флажкам», «Быстро по
местам»). Не следует
проводить в этой части урока игры сильно подвижные, потому что возбуждение,
вызванное ними в начале урока, может негативно повлиять на общее состояние организма
ребёнка, на дисциплину и следующий ход урока. В основной части урока
применяются игры с бегом на скорость, выдержку, с преодолением препятствий,
эстафеты и другими видами движения, которые требуют большой активности. Педагогические
задачи в основной части урока разнообразны: способствовать усвоению и
совершенствованию техники движений, развития физических качеств, ознакомлению с
отдельными элементами спортивных игр. В заключительной части урока необходимо
использовать игры незначительной и средней активности с простыми движениями
правилами и организацией. Они должны способствовать активному отдыху после
интенсивной нагрузки в основной части урока и завершению его с радостным
настроением. Таким
образом, мы придерживаемся правильной физиологической нагрузки на уроке. Подбор
и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной
группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных
умений, состояния здоровья каждого ребёнка, его индивидуальных типологических особенностей,
времени года, особенностей режима, места проведения интересов детей. Чтобы
эффективно использовать подвижные игры для всестороннего развития учеников, их
необходимо планировать на протяжении учебного года, учитывая пору года и
задачи, что стоят перед учителем в каждом учебном семестре. Во время
планирования учебного материала следует руководствоваться перечнем игр
назначенных программой по физической культуре и подобранными из собственного
арсенала игр. В начале первого семестра необходимо планировать легкие игры по
видам движений, правилами и взаимоотношениями игроков. В конце первого семестра
и в начале второго – нужно учить новые игры, а в конце второго – закрепляем и
усложняем уже выученные игры. В конце
учебного года учитывается качество учебного
материала по подвижным играм, и делаются соответствующие выводы для их
планирования на будущий год. |
|