У нас уже 242733 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


От информационного общества к «электронному государству»

Глобальные информационные системы связывают мир в единое целое и делают все государства информационно взаимозависимыми, заставляя, с одной стороны, проявлять максимум внимания к качеству информационного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества, с другой - диктуют необходимость формирования собственного государственного информационного пространства, тем самым, способствуя  его развитию и защите. Мировая экономическая система вступила в эпоху формирования информационного общества[1], которое характеризуется качественно новым управленческим аппаратом, основанном на информационных технологиях. Глобализация и развитие ИКТ приводят к революционным изменениям во всех сферах жизнедеятельности общества.

22 июля 2000 г. на Окинаве Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция и Япония приняли Хартию Глобального Информационного Общества. В этой Хартии устанавливаются основные принципы вхождения государств в такое сообщество, провозглашаются положения, цели и мероприятия,   которые странам «восьмерки» необходимо выполнять для полной реализации экономических, социальных и культурных преимуществ информационного общества.

Как отмечается в Хартии «ИКТ являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИКТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики», [12]. Действительность такова, что дальнейшее существование общества без развития информационно-коммуникационной сферы невозможно. Информационное общество отличается от общества, в котором доминирует традиционная промышленность и сфера услуг, тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная)  становятся доминирующими в экономическом развитии и растут быстрыми темпами.

В последние годы инициативы в области информационной и коммуникационной технологий всё чаще рассматриваются в качестве эффективного средства достижения целей в области социального и экономического развития страны. ИКТ являются основой в формирующейся информационной экономике и являются ключом к фундаменту и инфраструктуре процесса развития.

Быстрое развитие ИКТ кардинально меняет структуру занятости и потребности в людских ресурсах. ИКТ также способствует повышению эффективности и конкурентоспособности  различных секторов экономики и побуждает к инновациям в различных областях. Для создания открытого и ориентированного на развитие информационного общества необходимо, чтобы успехи в экономике были переведены в социальные достижения. Надлежащее использование ИКТ может привести к развитию научных знаний и достижению производительности, необходимых для устойчивого социального развития. Например, ИКТ могут содействовать сокращению нищеты, вызванной отсутствием доходов, путём создания новых рабочих мест, повышения производительности труда  и увеличения отдачи от хозяйственной деятельности. ИКТ играют ключевую роль в сфере образования, способствуя более эффективному предоставлению услуг и управлению процессом образования, а также обеспечивает широкий доступ к педагогическим материалам. ИКТ всё чаще используются в целях развития двухстороннего обмена информацией по проблемам здравоохранения между сельскими и городскими районами, что позволяет получить доступ к самой последней информации в области здравоохранения и лечения, [33].

Переход России к рыночной экономике привёл к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне. Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее ведомственной принадлежностью и обусловлена зачастую должностным положением и социальным статусом потребителя. 

Информационные услуги, ресурсы и программные продукты  распространены по территории России крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены центральные области. Такое распределение не учитывает потребности населения и органов управления.  Информационное пространство является основой социально-экономического, политического и культурного развития, а также обеспечения безопасности России. Эффективное информационное пространство обеспечивает построение информационного общества в стране и вхождение ее в мировое информационное сообщество.

 «Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей» [8]

Информационное пространство будет эффективным только тогда, когда станет открытым для общества, дающим возможность реализовывать согласованные интересы граждан, общества и государства на комплексной и системной основе.

Эффективное информационное пространство может развиваться только на основе целенаправленной государственной информационной политики, обеспечивающей поступательное движение страны к построению информационного общества. Это движение должно опираться на новейшие информационные, компьютерные, телекоммуникационные технологии и технологии связи, развитие которых привело бы к бурному развитию открытых информационных сетей, прежде всего, Интернета, дающих принципиально новые возможности международного информационного обмена и на его основе трансформации различных видов человеческой деятельности. Перспективные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии многократно усиливают воздействие СМИ на социально-политическую и культурную жизнь людей.

Переход к информационному обществу и развитие информационного пространства России неразрывно связаны с дальнейшей демократизацией политической и общественной жизни, с реформированием социально-экономической сферы. В контексте информационной политики это означает признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав. Это означает также ориентацию  информационного пространства на обеспечение свободного обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство информации и ее распространение.

            В течение последних лет многие развитые и развивающиеся страны мира, в полной мере осознав те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение новых ИКТ, демонстрируют последовательное продвижение по пути к информационному обществу. При этом каждая страна движется в этом направлении в соответствии со сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями. В России проблема формирования информационного общества также рассматривается сейчас как необходимое условие для устойчивого развития страны, ее полноценной интеграции в мировую экономику.

 С целью сокращения разрыва между Россией и развитыми странами  принят и реализуется ряд основополагающих документов, разработаны соответствующие программы, среди которых Концепция государственной информационной политики, Концепция формирования информационного общества в России, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» и др. 

Концепция государственной информационной политики была разработана в 1998 году, одобрена Комитетом по информационной политике и связи Государственной Думы 15 октября 1998 года и Постоянной палатой по государственной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации 21 декабря 1998 года. В ней провозглашены следующие базовые принципы государственной информационной политики:

            ·  принцип открытости - все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом, и государство учитывает общественное мнение;

            ·  принцип равенства интересов - политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности, вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и гражданства;

            · принцип системности - при реализации тех или иных решений должны учитываться их последствия при состоянии всех объектов и субъектов, затрагиваемых этими решениями;

            · принцип приоритетности производителя - при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг;

            · принцип социальной ориентации - основные мероприятия государственной информационной политики должны быть направлены на обеспечение социальных интересов общества;

            · принцип государственной поддержки - мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы, финансируются преимущественно государством;

            ·  принцип приоритетности права - развитие и применение правовых методов имеет приоритет перед экономическими и административными решениями проблем информационной сферы. [9]

            Реализация государственной информационной политики закладывает основы для решения таких жизненно важных задач, как формирование единого информационного пространства России, ее интеграции в мировое информационное пространство, уделяя при этом особое внимание обеспечению информационной безопасности личности, общества и государства, развитие сферы информационных услуг, совершенствование правового поля регулирования происходящих информационных процессов.

            Концепция формирования информационного общества в России была разработана в 1999 году, 28 мая этого же года ее рассмотрела и одобрила основные положения межведомственная Государственная комиссия по информатизации при Государственном Комитете Российской Федерации по связям и информатизации.

            Целью Концепции стало определение российского пути развития информационного общества, основных усилий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих этот процесс. Основой российского пути, по мнению авторов Концепции, должно стать «расширение и углубление информатизации всех сфер жизни, ориентация общественного сознания на особенности жизни в информационном обществе, обучение разных категорий населения умению получать и эффективно использовать информацию, формирование рынка информационных продуктов и универсальных информационных услуг», [10]. Основные направления реализации предлагаемого пути должны охватывать две главные составляющие: разработку и последующее воплощение политических, социально-экономических и правовых решений, обеспечивающих движение по пути к информационному обществу; полномасштабное формирование и развитие информационно-технологической инфраструктуры.

В Концепции особо подчеркивается, что ведущая роль в развитии информационного общества в России должна принадлежать государству. В связи с этим его первоочередная задача заключается, прежде всего, в развитии соответствующей законодательной базы. Правовые основы формирования информационного общества в России закреплены на сегодняшний день рядом базовых федеральных законов: «Об информации, информатизации и защите информации» (1995), 27 июля 2006 года вступил в силу новый закон, регулирующий отношения субъектов в области информации - "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", «О связи»(2003), «Об участии в международном информационном обмене»(1996), «О средствах массовой информации»(1991), и др.

Базовым концептуальным документом в области содержания национальных интересов России в информационной сфере и потребности государства в обеспечении их безопасности является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, одобренная Советом Безопасности РФ на заседании 23 июня и утвержденная Президентом России В.В. Путиным 9 сентября 2000 года. В ней закреплены четыре основные составляющие национальных интересов страны в информационной сфере.

Первая - включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Для достижения этого требуется:

·                    повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации;

·                    усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов[2], составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации;

·                    обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

·                    обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и достоинства;

·                    совершенствовать механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;

·                    гарантировать свободу средствам массовой информации и запрет на цензуру;

·                    разработать правовой механизм пресечения пропаганды и агитации, направленных на разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;

·                    обеспечить организационно и в правовом отношении запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.

Вторая - включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по политическим и социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Для достижения этого требуется:

·                    расширять возможности государственных средств массовой информации по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;

·                    интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их использования.

Третья - включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. У России есть все основания (прежде всего, интеллектуальный потенциал, а также необходимая производственная база), чтобы занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Чтобы это достичь необходимо:

·                    развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации;

·                    формировать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;

·                    шире внедрять в производство Российской Федерации конкурентоспособные средства и системы информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;

·                    обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.

Четвертая - включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

В этих целях необходимо:

·                    повысить безопасность информационных систем, включая сети связи, прежде всего, безопасность первичных сетей связи и информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской систем, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасных производств и военных объектов;

·                    интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля за их эффективностью;

·                    обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;

·                    расширять международное сотрудничество Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере, [4].

Доктрина служит основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности и представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России.  Согласно Доктрине под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности[3], общества[4] и государства[5].

Одним из главных факторов, препятствующих построению информационного общества, является неравномерность доступа граждан страны к информации, так называемое «цифровое неравенство». Согласно данным, приведенным в отчете Организации Объединенных Наций, различия в доступности цифровых технологий в богатых и бедных странах все еще остается большой. Однако, благодаря распространению мобильных телефонов и доступа в Интернет, разница эта постепенно снижается.

Количество пользователей Интернет и владельцев компьютеров, по данным Мининформсвязи, выросло за 2007 год более чем на треть. Еще недавно российская Интернет-аудитория не превышала 5 млн. человек, а сегодня численность пользователей глобальной сети превышает 30-35 млн. человек и составляет около 35% взрослого населения страны, [43].

Глава Мининформсвязи и председатель Попечительского совета Центра развития информационного общества (РИО-Центра) Леонид Рейман сообщил об основных итогах развития отрасли в 2007 году. «Непрерывно растет количество персональных компьютеров, которое составляет на сегодня 31,2 млн. штук, что соответствует росту более чем на 35% по отношению к прошлому году. Пользователей сети Интернет насчитывается около 35 млн. человек, что почти на 40% выше прошлогоднего показателя. Объем информации, переданной по российской части сети Интернет, вырос за год в 2 раза», - сообщил министр, [39].

Приведенные министром цифры подтверждаются данными статистики и социологических исследований. Так, например, специалисты фонда «Общественное мнение» регулярно оценивают размер российской Интернет-аудитории в рамках многолетнего проекта «Интернет в России». По этим данным, весной 2007 года так называемая «полугодовая» аудитория Интернет составляла 25,2% взрослого населения, или 28,7 млн. чел. «Месячная» аудитория - 21,8%, или 24,8 млн. чел., а «суточная» – 9,9%, или 11,2 млн. чел, [51].

Развитие информационного общества в России сегодня стимулируют приоритетные национальные проекты и государственные программы. Только в рамках нацпроекта «Образование» около 53 тысяч российских школ получили в 2007 году широкополосный доступ к Интернет. Аналогичные проекты планируется реализовать в медицине и сельском хозяйстве. «Более чем в 9 тысячах школ полностью отсутствовала телефонная связь, а в некоторых из них не было и электричества. Еще одна особенность проекта – подключение к сети Интернет почти 7,5 тысяч образовательных учреждений, находящихся в труднодоступных районах страны», - рассказал об особенностях проекта Леонид Рейман, [44].

Для поддержания и развития конкурентоспособности российской сферы ИТ созданы механизмы стимулирования роста отрасли информационных технологий в России – такие как налоговые льготы для компаний - экспортеров ИТ, венчурный инвестиционный фонд и технопарки. «Поэтому в 2008 году мы ожидаем дальнейшего роста объема российского рынка ИТ. По нашим прогнозам, в 2008 году он составит 580 млрд. руб. При этом, рынок производства программного обеспечения достигнет 123 млрд. руб, а объем рынка ИТ-услуг возрастет до 157,8 млрд. руб», - сказал Л.Д. Рейман.

 Также для  решения проблемы «цифрового неравенства» в России реализуется программа создания общероссийской сети центров публичного доступа к социально-значимой информации,[13]. В рамках данной программы любой гражданин может получить бесплатную социально-значимую информацию о своих правах, возможностях и обязанностях. Для организаций, на базе которых открываются центры, они становятся дополнительным инструментом работы с целевой аудиторией — посетителями, учениками, студентами, сотрудниками и т.п. Для органов власти регионального и муниципального уровня центры служат эффективным каналом информационного обмена, позволяющим наладить доверительный диалог с гражданами и добиться получения "обратной связи". Для общества в целом деятельность центров в качестве информационного посредника между властью и обществом положительно влияет на рост гражданского самосознания, содействует вовлечению граждан в общественную жизнь, помогает преодолеть социальную апатию и снять социальное напряжение в обществе.

Очень большое значение при создании информационного общества играет уровень  информационной грамотности и информационной культуры граждан, а также то, какую информацию и в каком виде отдельный человек в состоянии воспринять в силу развитости знаний, навыков и умений. В обществе должен быть сформирован спрос на предложение государством электронных услуг, иначе все усилия государства на этом поприще будут бесполезны. Для создания эффективного электронного государства необходимо вырабатывать  стандарты информационной грамотности. Сейчас над этим работает Институт архитектуры электронного государства Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, [31].

Формированием и развитием информационного общества, созданием условий эффективного взаимодействия между его субъектами и  поддержанием добросовестной конкуренции на коммуникационном и информационном рынке занимается Институт развития информационного общества (ИРИО) в России.

Основными задачами Института являются:

·               исследования и разработки в сфере развития информационного общества и экономики знаний

·               разработка и экспертиза проектов законов и иных нормативных актов, направленных на развитие информационного общества и экономики знаний

·               политическое, социально-экономическое и научно-техническое прогнозирование по проблемам информационного общества

·               экспертиза, разработка и реализация, программ и проектов, направленных на развитие информационного общества и экономики знаний

·               распространение знаний, в том числе создание и распространение печатной, электронной, аудио- и видеоинформации по проблемам информационного общества

·               содействие международному сотрудничеству в процессе формирования информационного общества и экономики знаний [32].

С формирующимся информационным обществом в последнее десятилетие связываются большие ожидания. Считается, что информационное общество обладает гигантским потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности, резко расширяет возможности для малого и среднего предпринимательства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для развития сложных услуг и образования. Развитие информационного общества формирует предпосылки для значительного повышения эффективности производства, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию.

7 февраля 2008 года своим указом Владимир Путин утвердил «Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации». Как сообщает пресс-служба Совета безопасности, согласно стратегии, целью формирования и развития информационного общества в РФ является повышение качества жизни граждан и развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества. Среди других целей отмечается совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся: формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий, [14].

Задача вхождения России к 2015 г. в число лидеров глобального информационного пространства требует четко скоординированной работы органов власти, бизнеса и гражданского общества.

1 апреля Мининформсвязи собирается запустить единый портал поддержки электронного взаимодействия государственных ведомств с населением. В течение года власти намереваются обеспечить возможность получения через портал 10 социально значимых госуслуг в электронном виде, а также реализовать механизмы оплаты любых госпошлин и сборов через интернет.

Ожидается, что к 2015 г. граждане получат возможность получать 100% госуслуг в электронном виде, что позволит упростить их получение и значительно повысить качество госуслуг. Согласно планам развития, все эти нововведения приведут к более удобному взаимодействию населения с государственными органами.

В то же время планируется перевести в электронный вид обмен запросами и соответствующими сведениями между министерствами и ведомствами, что позволит сократить время рассмотрения поступающих заявлений и снизить количество очных обращений граждан в органы власти.

Формирование информационного общества неизбежно подталкивает государства к развёртыванию в Сети[6] информационной инфраструктуры, которая позволит им осуществлять комплекс государственных функций, используя современные технологические достижения.



[1] Информационное общество - социум, который постоянно и динамично развивается, широко  использует современные средства ИКТ, главными продуктами производства, которого являются информация и знания

[2] Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)

[3]Интересы личности заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

[4]Интересы общества заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократических институтов, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

[5]Интересы государства заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии Равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

[6] Интернет (Сеть) - «Сеть сетей», глобальная компьютерная сеть, использующая стандартизированные протоколы (например, TCP/IP) и объединяющая более 50 тыс. сетей (WAN, WWW).

 

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.