У нас уже 242733 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Проблемы, возникающие с созывом, подготовкой и проведением общего собрания акционеров, и пути их разрешения

В соответствии со ст.41 Закона Украины «О хозяйственных обществах» общее собрание акционеров является высшим органом акционерного общества. Регулированию порядка созыва и проведения общего собрания посвящено шесть статей этого Закона, во время применения которых у общества возникают многочисленные вопросы. Анализ свидетельствует: во-первых, большинство норм носят императивный (обязательный) характер, что лишает предприятия возможности «корригировать» их в своих уставах и внутренних документах. Во-вторых, правила о созыве и проведении общего собрания применяются одинаково ко всем акционерным обществам, независимо от их типа (закрытое или открытое), количества акционеров и т.п. И хотя некоторые вопросы Закон разрешает обществам на собственное усмотрение урегулировать в уставах, например, периодичность созыва общего собрания; обстоятельства, при наличии которых созывают внеочередное собрание (ст. 45), как подтверждает практика, нередко уставы не содержат даже того, чего требует Закон (способ персонального сообщения акционеров о проведении общего собрания и порядок доведения до сведения акционеров изменений в повестку дня (ст. 43). В-третьих, вне законодательного регулирования остались многие вопросы, возникающие перед обществами и требующие решения. Поэтому вполне естественно, что в проекте Закона «Об акционерных обществах», представленному на рассмотрение Верховной Рады Украины, общему собранию посвящено намного больше внимания[1].                            

                В то же время, с одной стороны, очевидно, что все ситуации предусмотреть ни в Законе, ни во внутренних документах общества невозможно. С другой    как свидетельствует практика, некоторые вопросы,  не урегулированные Законом, общества безосновательно расценивают как пробелы, которые стараются «заполнить» на собственное усмотрение, игнори-руя общие нормы Закона, которыми следует в таком случае руководствоваться.

В проведении общего собрания акционеров выделяется несколько стадий: созыв, подготовка и непосредственно проведение общего собрания.

В подавляющем большинстве случаев общее собрание акционеров созывается правлением акционерного общества. Этот же орган формирует первичную повестку дня. Анализ Закона Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.1991г. с изменениями и дополнениями,  в частности          ч. 3 ст. 45 и ч. 2 ст. 43, показывает, что по общему правилу оба указанных действия являются компетенцией именно правления. Делегирование правлением этих полномочий другому органу акционерного общества, например, наблюдательному совету, Законом не предусмотрено.

Согласно ст. 45 Закона «О хозяйственных обществах», правление обязано созвать общее собрание по письменному требованию: наблюдательного совета; ревизионной комиссии; акционеров, владеющих в совокупности более чем 10% голосов. При этом первичная повестка дня формируется субъектом, потребовавшим созыва общего собрания[2].

            Невыполнение правлением требования о созыве собрания имеет различные правовые последствия в зависимости от субъекта права требования. По истечении 20-ти дней с момента получения правлением соответствующего письменного требования наблюдательного совета или ревизионной комиссии могут обратиться в суд с иском о понуждении правления принять решение о созыве общего собрания. Акционеры, владеющие в совокупности более чем 10% акций, имеют право не только обратиться в суд с таким иском, но и созвать общее собрание самостоятельно.

            Следующим этапом проведения общего собрания является его подготовка. На этом этапе можно выделить два основных момента:  уведомление акционеров о проведении общего собрания и формирование окончательной повестки дня.

Согласно ч. 1 ст. 43 Закона Украины «О хозяйственных обществах» о проведении общего собрания держатели именных акций уведомляются персонально предусмотренным уставом способом. Кроме того, общее уведомление печатается в местной прессе по местонахождению акционерного общества и в одном из официальных печатных изданий Верховного Совета Украины, Кабинета Министров Украины или Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку с указанием времени и места проведения общего собрания и повестки дня. Закон требует, чтобы уведомление было сделано не менее чем за 45 дней до созыва[3].

Здесь можно дать следующие практические рекомендации. Во-первых, если акционеров много, более 100 лиц, то такое уведомление следует направлять по почте обыкновенным почтовым отправлением, но с обязательным удостоверением в соответствующем отделении связи или на почтамте реестра отосланных писем. Если акционеров менее 100 лиц, то для уведомления лучше использовать рекомендованное письмо с уведомлением о доставке получателю. Во-вторых, уведомление необходимо отправлять заранее с таким расчетом, чтобы акционер фактически получил его не менее чем за     45 дней, предшествующих дню созыва общего собрания. В-третьих, дата выхода в свет последнего из печатных изданий с общим уведомлением о проведении  собрания  должна  не  менее   чем  на  45 дней предшествовать дню

созыва общего собрания акционеров.

При формировании окончательной повестки дня следует учитывать, что в соответствии  с  ч. 2 ст. 43 Закона  предложения  акционеров,  владеющих более

чем 10% акций, о включении новых пунктов в повестку дня вносятся в нее обязательно[4]. Исходя из данной статьи предложения акционеров относительно повестки дня общего собрания могут касаться лишь дополнения его тем или другим вопросом. Поэтому непонятно, на каком основании некоторые акционерные общества публикуют сообщения об изменениях в повестке дня, которые состоят в исключении определенных вопросов. Иногда акционерные общества на основании ст. 43 этого же Закона о том, что «общее собрание не вправе принимать решение по вопросам, не включенным в повестку дня», считают возможным непосредственно на собрании включать в повестку дня новые вопросы и принимать по ним решения, хотя Закон этого не разрешает.

Известны случаи, когда по обращениям акционеров принятые таким образом решения общего собрания признавались судом недействительными[5].

Проект Закона «Об акционерных обществах» в отличие от действующего законодательства разрешает вносить изменения в повестку дня непосредственно на собрании лишь при условии, что в собрании принимают участие все акционеры – держатели голосующих акций.

Вообще, когда речь идет о таком серьезном событии, как общее собрание акционеров, требующее значительных затрат, следует иметь в виду, что даже на первый взгляд мелкие нарушения проведения этого собрания могут иметь серьезные последствия    признание недействительными принятых решений.

Завершающим этапом общего собрания является его проведение. Обычно наибольшее количество нарушений законодательства происходит именно при проведении общего собрания. Анализируя судебную практику, можно сделать вывод, что нарушения, связанные с его проведением, судьи считают более серьезными по сравнению,  например,  с  нарушениями  в  ходе  созыва  общего

собрания и склонны применять к нарушителям более суровые санкции[6]. Типичной санкцией является отмена решения общего собрания акционеров.

Как правило, в ходе общего собрания основные корпоративные войны разворачиваются на следующих фронтах: регистрация акционеров и их представителей, прибывших на общее собрание; кворум, а также принятие решений общего собрания и порядок голосования на нем.

Регистрация акционеров, прибывших для участия в общем собрании, необходима для определения следующих количественных его показателей:      кворума и результатов голосования по пункту повестки дня.

Как показывает практика, на этапе регистрации мажоритарные акционеры и другие лица, контролирующие и управляющие процессом регистрации, реализовывают следующие свои интересы: недопуск на общее собрание нежелательных акционеров или их представителей; манипулирование кворумом и результатами голосования общего собрания акционеров.

Стандартным вариантом недопуска на общее собрание нежелательных акционеров или их представителей является отсутствие акционера в реестре владельцев именных ценных бумаг акционерного общества, согласно которому в день проведения собрания проводится их регистрация. Например, такой реестр составлен ведущей его компанией не в день проведения собрания, а в какой-либо другой день, когда нежелательные лица еще не были внесены в реестр[7]. Законным следует считать проведение регистрации только в соответствии с реестром, составленным именно в день проведения собрания. В силу ст. 41 Закона Украины «О хозяйственных обществах» акционерное общество не может запретить принимать участие в общем собрании акционеру или его представителю, который:

1) опоздал на регистрацию, то есть прибыл для участия в общем собрании после официального завершения процесса регистрации;

2) прибыл на регистрацию своевременно, имел надлежащие документы, но по каким-либо причинам не сделал этого.

Однако голоса такого акционера не должны учитываться при определении кворума и результатов голосования общего собрания.

Кворум ОСА. В соответствии с ч. 8 ст. 41 Закона Украины                       «О хозяйственных обществах» общее собрание акционеров «признается полномочным, если в нем принимают участие акционеры, которые имеют, согласно уставу общества, более чем 60 процентов голосов». При определении кворума общего собрания не учитываются:

1) привилегированные акции (если устав акционерного общества не предусматривает права их собственников принимать участие в управлении обществом посредством голосования на общем собрании акционеров)[8];

2) акции, которые находятся на балансе этого акционерного общества    (ч. 4 ст. 8 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» и ст. 32 Закона Украины «О хозяйственных обществах);

3) дополнительно выпущенные акции открытого акционерного общества, которые распространены в ходе подписки и которыми голосуют подписчики при рассмотрении пункта повестки дня об утверждении результатов подписки на такие акции (ч. 3 ст. 38 Закона Украины «О хозяйственных обществах);

4) акции, выпуск которых не зарегистрирован в Государственной комиссии  по ценным бумагам и фондовому рынку;

5) акции, выпуск которых зарегистрирован Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, но информация об их собственниках еще не внесена в реестр владельцев именных ценных бумаг акционерного общества.

В силу того, что регистрация проводится только один раз, до начала общего собрания акционеров, его кворум определяется также один раз. Определение кворума общего собрания в других случаях (после перерыва в работе, перед голосованием и т.п.) является незаконным[9].

Принятие решений ОСА и порядок голосования на нем. Согласно ч. 4 ст. 43 Закона Украины «О хозяйственных обществах», общее собрание акционеров «не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня». Очевидно, что при принятии решений общего собрания акционеров необходимо руководствоваться двумя основными принципами:

1) нет пункта повестки дня    нет решения общего собрания;

2) один пункт повестки дня    одно решение либо никакого решения[10].

В последнем случае возможны 3 ситуации, когда в ходе рассмотрения общего собрания пункта повестки дня: не предложено какого-либо проекта решения общего собрания акционеров по данному вопросу; предложен один проект решения собрания; предложено несколько проектов решения.

В первом случае отсутствует необходимость проводить голосование вообще, например, с формулировкой «Принять к сведению». Решение общего собрания по данному пункту повестки дня не принимается.

Во втором случае на голосование ставится единственный проект решения. Если он набирает соответствующее пункту повестки дня и Закону большинство голосов, это решение считается принятым. В противном случае никакого решения по данному пункту повестки дня не принимается.

В третьем случае на голосование ставятся проекты решений в порядке их поступления.  Как  только  по  одному  из проектов будет набрано требующееся

большинство голосов, соответствующее решение общего собрания по рассматриваемому пункту повестки дня считается принятым. Оставшиеся проекты решений на голосование не ставятся.

В соответствии со ст. 42 Закона Украины «О хозяйственных обществах» такие решения, как «изменение устава общества», «принятие решения о прекращении деятельности общества» и «создание и прекращение деятельности дочерних предприятий, филиалов и представительств общества», «принимаются большинством в 3/4 голосов акционеров, принимающих участие в собрании». Далее указано, что «по остальным вопросам решения принимаются простым большинством голосов акционеров, принимающих участие в собрании». Скорее всего, фразу Закона «акционеров, которые принимают участие в собрании» следует понимать как «акционеров, которые прошли регистрацию полномочного общего собрания лично или с помощью своих представителей». Таким образом, для определения большинства голосов полномочного собрания за 100% следует принять голоса акционеров или их представителей, зарегистрировавшихся до начала общего собрания акционеров.

Необходимо отметить, что норма ст. 42 Закона Украины «О хозяйственных обществах, устанавливающая необходимость квалифицирован-ного большинства голосов в 3/4 голосов акционеров, принимающих участие в собрании, для принятия указанных в этой статье решений, является императивной. Перечень этих решений не может быть изменен (дополнен или уменьшен) ни уставом, ни специальным решением общего собрания.

Термин «простое большинство голосов» следует понимать как 50% + 1 голос от общего количества голосов акционеров, прошедших регистрацию лично либо с помощью своих представителей. В данном случае такое общее количество следует принять за 100%. Поэтому нельзя считать принятым решение  общего  собрания акционеров при таких результатах голосования: «за» - 12%, «против» - 10%, «воздержались» - остальные[11].

Очевидно, что в вопросе принятия решения общего собрания законодателя интересует только положительное волеизъявление акционеров и достижение таким волеизъявлением уровня большинства, необходимого для принятия решения.

Поэтому в целях процессуальной экономии рекомендуется проводить подсчет только голосов, поданных «за» принятие определенного решения общего собрания. С точки зрения Закона Украины «О хозяйственных обществах» у общего собрания отсутствует юридическая и практическая необходимость проводить отдельное голосование или подсчет голосов «против» и «воздержались».

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что разногласия при проведении общего собрания возникают в связи с тем, что Закон Украины "О хозяйственных обществах" давно морально устарел и не дает ответов на многие вопросы, связанные с проведением общего собрания акционеров, которые приводят к многочисленным корпоративным конфликтам. Одним из путей решения этого наболевших вопросов является принятие Верховной Радой Украины Закона Украины "Об акционерных обществах". А пока непосредственная процедура проведения общего собрания акционеров должна регламентироваться внутренними документами акционерного общества.



            [1]Цінні папери України. № 12 (152). 2001г. с.10.

[2]Кибенко Е.Р. Научно-практический комментарий к Закону Украины «О хозяйственных обществах». Харьков. 2000. с.293.

         [3]Ч.1. ст.43 Закона Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.1991г.

            [4]Юридическая практика. № 42. 2003г. с.4.

[5] Цінні папери України. № 12 (152). 2001г. с.11.

            [6]Теньков С.А. Акционерные общества и особенности их организационно-правовой формы//Экономика предприятия. № 8. 2000. с.49.

            [7]Юридическая практика. № 42. 2003г. с.4.

[8]Цінні папери України. № 12 (152). 2001г. с.10.

            [9]Юридическая практика. № 42. 2003г. с.4.

[10]Цінні папери України. № 12 (152). 2001г. с.11.

[11]Юридическая практика. № 42. 2003г. с.4. 

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.