Быстрый переход к готовым работам
|
Рассмотрение милицией дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ
Порядок рассмотрения милицией дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1
КоАП РФ, регламентируется главой 29 КоАП
РФ. На этой стадии четко различаются четыре этапа: 1) подготовка к рассмотрению дела; 2) анализ обстоятельств дела и его правовая
оценка; 3) принятие и оформление постановления
(определения) по делу; 4) доведение принятого решения до сведения. В рамках первого этапа
осуществляется подготовка дела к рассмотрению, в ходе которого выясняются
вопросы, указанные в ст. 29.1 КоАП РФ. Во-первых, для того, чтобы проверить качество имеющихся в деле
документов, а значит, и качество проведенного расследования. Во-вторых, подготовка предполагает решение вопросов, создающих условия
для организованного и объективного рассмотрения имеющихся материалов в полном
соответствии с процессуальными нормами, регламентирующими
эту деятельность. Прежде всего, сотрудники
милиции при подготовке дела для рассмотрения выясняет, какое должностное лицо
компетентного органа вправе рассмотреть дело1.
Например, в КоАП РФ
сказано, что дела об административном правонарушении имеют право рассматривать:
судьи - ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите
их прав – ст. 23.2 КоАП РФ; органы внутренних дел (милиция) – 23.3 КоАП РФ. Согласно ст.23.3 КоАП РФ – ОВД (милиция) рассматривает
дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 20.1 КоАП РФ, а
именно: Ø начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и
приравненных к ним ОВД, из заместители, начальники территориальных отделов
(отделений) милиции, их заместители; Ø начальники линейных управлений
(отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители; Ø старшие участковые уполномоченные
милиции, участковые уполномоченные милиции
– выше указанные должностные
лица вправе назначать административные наказания в пределах санкции ст. 20.1
КоАП РФ. Ø начальники дежурных смен дежурных
частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте,
начальники линейных пунктов милиции – могут назначить административное
наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере до 3
МРОТ1. При этом нужно обратить
внимание на то, что размер штрафа, указанного в санкции ст. 20.1 КоАП РФ от 5 до 15 МРОТ в связи с чем, в
законодательстве возникло противоречие. С одной стороны
законодатель разрешает начальникам дежурных смен дежурных частей линейных
управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальникам
линейных пунктов милиции, рассматривать дела об административном правонарушении
по ст. 20.1 КоАП РФ и налагать предупреждение или административный штраф в
размере до 3 МРОТ. С другой стороны в
санкции статьи мера наказания в виде
предупреждения отсутствует, а так же минимальный размер штрафа, который
возможно наложить на правонарушителя, от 5 МРОТ. Согласно ст.23.2 КоАП РФ – комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН) рассматривает дела об
административном правонарушении, предусмотренного ст. 20.1 КоАП РФ, совершенных
несовершеннолетними. По результатам
рассмотрения материалов КДН – с учетом личности и поведения подростков,
мотивов, тяжести совершенного проступка – могут применить меры воздействия: o
предупреждение; o
обязать
принести извинения потерпевшему за причинение морального вреда или материального
ущерба; o
с
согласия родителей и несовершеннолетнего, достигшего возраста 15 лет, направить
его в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа; o
передать
несовершеннолетнего под присмотр родителей (законных представителей); o
и
другие1. Второй вопрос, который обязаны выяснить должностное лицо ОВД,
сформулирован законодателем так: имеются ли обстоятельства, исключающие
возможность рассмотрения данного дела этим судьей, должностным
лицом, с участием конкретного члена коллеги органа, названные в ст. 29.2
КоАП РФ, где
установлены два условия, исключающие возможность рассмотрения судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом дела об административном правонарушении: 2) он прямо или косвенно лично
заинтересован в деле. Что касается признака родства, то его степень законом не определена. Он
должен пониматься расширительно, более того, распространяться на отношения,
которые ст. 21 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной
службы Российской Федерации» называет «свойством» (супруг, его братья, сестры, родители, дети и др.)2. Второе условие сформулировано законодателем в общей форме. О заинтересованности можно
сделать вывод на основе очень многих фактов, характеризующих его отношения с лицом, защищающим в деле личный интерес. Должностное лицо не вправе рассматривать дело, если есть
основания предполагать их необъективное они могут участвовать в
рассмотрении дела в качестве свидетелей. При решении третьего вопроса необходимо проверить, правильно ли составлен
протокол об административном правонарушении и иные материалы
дела, дать им юридическую оценку, а затем принять решение на основе ст.
29.4 КоАП РФ. Несомненно, важно выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие
производство по делу, названные в ст. 24.5 КоАП РФ. Следующий вопрос — достаточно ли имеющихся материалов для рассмотрения
дела по существу. Обнаружение неполноты материалов обязывает должностное лицо
ОВД определиться с тем, можно ли ее восполнить при рассмотрении
дела или нет. В последнем случае, дело может быть возвращено для сбора и
оформления необходимых материалов (п. 4 ч.1 ст. 29.4
КоАП РФ). Но в ряде случаев
должностное лицо для устранения неполноты дела,
может само истребовать необходимые
для его рассмотрения дополнительные материалы. Таким образом, законом установлены три варианта устранения неполноты
имеющихся материалов при подготовке к рассмотрению дела1:
Все шесть названных в ст. 29.1 КоАП РФ вопросов касаются содержания дела.
Но при его подготовке к рассмотрению необходимо решить еще
ряд важных вопросов: а) о времени и месте рассмотрения; б) о вызове
участников производства; в) об отложении рассмотрения дела. Как правило, дело об административном правонарушении
рассматривается по месту его совершения (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ). Но законодатель установил
исключения из общего правила территориальной
подведомственности, такое как: дела об административных правонарушениях
лиц до 18 лет должны рассматриваться комиссиями по делам
несовершеннолетнего и
защите их прав по месту жительства этих лиц1. Общий срок рассмотрения дел об административных
правонарушениях— 15 дней со дня их получения должностным лицом. Этот срок
является процессуальным; его нарушение не влечет прекращения
производства по делу. Более того, субъект,
которому надлежит рассматривать дело, может продлить срок его
рассмотрения, но не более чем на месяц (ч. 2 ст. 29.6 КоАП
РФ), если:
Но во всех случаях дело должно быть рассмотрено, а решение по нему принято
до того, как истек срок давности привлечения к административной ответственности
(ст. 4.5 КоАП РФ) – 2 месяца со дня совершения правонарушения. По истечении
этого срока производство по делу должно быть прекращено. Действующим КоАП РФ установлены и закреплены специальные ускоренные сроки
рассмотрения дел об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 29.6 КоАП РФ)1, которые могут
применяться к мелкому хулиганству. Во-первых, если судьей рассматривается дело об административном правонарушении,
за которое виновный, может быть, подвергнут административному
аресту. Такое дело должно быть рассмотрено в день получения протокола об
административном правонарушении и других необходимых материалов. Во-вторых, если лицо, привлекаемое к ответственности, подвергнуто административному
задержанию (ч. 2, 3 ст. 27.5 КоАП РФ) и находится под стражей до
рассмотрения дела. В этом случае материал подлежит рассмотрению не позднее 48 момента
задержания лица, привлекаемого к ответственности. Одновременно
следует учесть, что ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ установлено: срок административного
задержания лица исчисляется с момента его доставления в служебное помещение,
а лица, находящегося в состоянии опьянения, — с момента его
вытрезвления. При
назначении административного наказания, необходимо учитывать характер
административного правонарушения, личность виновного, его имущественное
положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную
ответственность ст. 4.1 КоАП РФ. В
случае малозначительности совершенного административного правонарушения
должностное лицо, уполномоченное решить
дело об административном правонарушении, может освободить
правонарушителя от ответственности и ограничиться устным замечанием ст.2.9 КоАП
РФ. В данном случае должностное лицо обязано в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ
вынести постановление о прекращении производства по делу об административном
правонарушении. На
практике, в большинстве случаев, должностное лицо не накладывает на
правонарушителя административное наказание -
штраф, а избирает меру наказания – предупреждение, что противоречит
действующему адмистративному законодательству, так как санкция ст. 20.1 КоАП
РФ такую меру наказания не
предусматривает. Кроме
того, должностные лица ОВД, рассматривающие дела об административном
правонарушении, не вправе разрешать споры о возмещении имущественного ущерба и
морального вреда, так как данные споры разрешаются судом в порядке гражданского
судопроизводства ч.2 ст.4.7 КоАП РФ. Постановление
по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, если оно
не было В случае несогласия с принятым решением, указанным в постановлении по делу об административном
правонарушении, вынесенное должностным лицом ОВД, правонарушитель имеет право в течение
10 суток со дня вручения или получения
копии постановления (ст.30.3 КоАП РФ)
подать жалобу в
вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту
рассмотрения дела (ст.30.1 КоАП РФ)1. Подача жалобы на
постановление, а также его опротестование в 10-дневный срок прокурором приостанавливают его вступление в силу. Если постановление было
обжаловано или опротестовано в установленные
сроки - п. 2 ст. 31.1 КоАП РФ (или
если судья, должностное лицо восстановили пропущенный срок обжалования) и принятое по жалобе, протесту решение
его не отменило (ст. 30.7 КоАП), то постановление
вступает в законную силу по истечении срока
обжалования вышеназванного решения (если оно, в свою очередь, не было
обжаловано или опротестовано). Кассационная
судебная жалоба, протест на решение суда, судьи (должностного лица),
принятые при рассмотрении дела во второй инстанции, приостанавливают
вступление постановления (решения) в законную силу. Если кассационная жалоба, протест на решение были
рассмотрены Хотя
в КоАП РФ прямо сказано, но ч. 1 ст. 32.8 КоАП
РФ дает безусловное основание для вывода о том, что постановление о
применении такой санкции, как административный арест, вступает в законную силу немедленно. В ч.
1 ст. 32.8 КоАП РФ сказано: «Постановление судьи об административном аресте
исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого
постановления». Но если лицо на основе постановления содержится под стражей,
значит, оно уже исполняется. Оно вступило в законную силу с момента
оглашения. Следует
отметить, что действовавший ранее КоАП РСФСР иначе решал вопрос о времени вступления
постановления о назначении виновному административного
взыскания в силу. В ст. 278 КоАП РСФСР было сказано: «Постановление о наложении
административного взыскания подлежит исполнению с момента его вынесения, если иное не установлено
законодательством». Сейчас действует
другое правило: постановление вступает в силу после истечения срока его обжалования или после принятия судом кассационной
инстанции решения по жалобе,
протесту, которое не отменяет постановления, и подлежит исполнению с момента его вступления в законную
силу, если КоАП не установлено иное (ст. 32.8). Новое
правило в большей степени обеспечивает защиту прав граждан от неправомерного
привлечения к административной ответственности. Что же касается немедленного
вступления в силу постановления об аресте, то это исключение из общего правила. Вопросы о том,
насколько такое исключение оправдано во всех случаях применения административного
ареста, не следует ли это делать лишь при наличии особых обстоятельств,
заслуживают серьезного обсуждения1. Постановление
по делу правоприменительный акт компетентного органа государственной
власти. Он обязателен для исполнения
всеми органами публичной власти, их должностными лицами, юридическими лицами, общественными
объединениями, гражданами. А если постановления приняты комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их
прав, административными комиссиями, то
они обладают такой же юридической силой, как и правоприменительные акты органов государственной власти. По результатам
рассмотрения жалобы, должностное лицо, ее рассматривающее, принимает следующее
решение: 1. оставить постановление без изменений,
а жалобу без удовлетворения. 2. об изменении постановление, если
данное решение не ухудшит положение правонарушителя. 3. об отмене постановления и о
прекращении дела. 4. об отмене постановления и о
возвращении дела на новое рассмотрение, должностному лицу, правомочному
рассматривать данную категорию дел. 5. об отмене постановления и о
направлении дела по подведомственности.2
Применительно к практике,
в Октябрьском районе г. Красноярска жалобы на постановления по ст. 20.1 КоАП РФ
в вышестоящие должностные органы, в течение 2004 года, не подавались. Когда
вступит в законную силу постановление по делу об административном
правонарушении и решения по результаты
рассмотрения жалоб, то наступает следующая стадия - исполнения
наказания. 1 См.: Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Официальный текст.- М.: Издательство НОРМА, 2004. – С. 170. 1 См.: Комментарий к КоАП РФ/Под ред. Ю.М. Козлова.-М.,2002.-843; КоАП РФ/Ред.колл. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимов.-М., 2002. – С. 691. 1 См.: Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999/с изм. от 13 января 2001//СПС Консультант Плюс. 2 См.: Об основах государственной службы Российской Федерации: -ФЗ от 31 июля 1995 г.//СПС Консультант Плюс. 1 См.: Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Научно – практический комментарий/отв. Ред. В.Е. Севрюгин. – М.: Юристъ, 2004. – С. 956. 1 См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных
правонарушениях/Под общ. Ред. Проф. Э.Н. Ренова – М.: Издательство НОРМА, 2002 –
С. 863. 1 См.: Комментарий к КоАП РФ/Под ред. Ю.М. Козлова.-М.,2002.-843; КоАП РФ/Ред.колл. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимов.-М., 2002. – С. 1135. 1 См.: Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Научно – практический комментарий/отв. Ред. В.Е. Севрюгин. – М.: Юристъ, 2004. – С. 899. 1 См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/под ред. Ю.М. Козлова – М.: Юрист, 2002 – С.1185. 2 См.: Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Научно – практический комментарий/отв. Ред. В.Е. Севрюгин. – М.: Юристъ, 2004. – С. 881. |
|