Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе
Наформированиеопределенногосоциально-психологическогоклимата оказывают влияние следующие факторы:
1. Совместимость его членов,понимаемаякакнаиболееблагоприятное сочетаниесвойствработников,обеспечивающееэффективностьсовместной деятельности и личную удовлетворенность каждого.Совместимостьпроявляется во взаимопонимании, взаимоприемлемости,сочувствии,сопереживаниичленов коллектива друг другу.
Существует два вида совместимости: психофизиологическая и психологическая.
Психофизиологическаясовместимость связана с синхронностью индивидуальной психической деятельности работников (различная выносливостьчленов группы, скорость мышления, особенности восприятия, внимания), что следует учитывать при распределении физических нагрузок и поручении отдельных видов работ.
Психологическая совместимость предполагает оптимальное сочетание личностных психических свойств: черт характера, темперамента, способностей, что ведет к взаимопониманию.
Несовместимость проявляется в стремлении членов коллектива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов — к отрицательным эмоциональным состояниям и даже к конфликтам.
2. Стиль поведения руководителя, менеджера, хозяина предприятия.
3. Успешный или неуспешный ход производственного процесса.
4. Применяемая шкала поощрений и наказаний.
5. Условия труда.
6. Обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени.
В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным — стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.
Кроме того, социально-психологический климат способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств работника, необходимых в бизнесе:
·готовность к постоянной инновационной деятельности;
·умение действоватьв экстремальных ситуациях;
·принимать нестандартные решения;
·инициативностьи предприимчивость;
·готовность к непрерывному повышению квалификации;
·сочетание профессиональной и гуманитарной культуры.
Нельзя рассчитывать на то,чтонеобходимыеотношениявколлективе возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.