Быстрый переход к готовым работам
|
Принципы и методы построения кадровой политики предприятия
Реализация целей и задач кадрового менеджмента осуществляется
через кадровую политику. Кадровая политика – главное направление в работе с
кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой
предприятия. В этом отношении кадровая
политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика – это
целенаправленная деятельность по
созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал
бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников. Главным объектом кадровой политики предприятия является –
персонал (кадры). Персоналом предприятия называется основной (штатный) состав
его работников. Кадры — это главный и решающий фактор производства, первая
производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства
производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их
профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит
эффективность производства. Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному, и выбор альтернативных вариантов достаточно широк: - увольнять работников или сохранять; если сохранять, то каким путем лучше: а) переводить на сокращенные формы занятости; б) использовать на несвойственных работах, на других объектах; в) направлять на длительную переподготовку и т.п. - подготавливать работников самим или искать тех, кто уже имеет необходимую подготовку; - набирать со стороны или переучивать работников, подлежащих высвобождению с предприятия; - набирать дополнительно рабочих или обойтись имеющейся численностью при условии более рационального ее использования и т.п. При выборе кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде предприятия, такие как: - требования производства, стратегия развития предприятия; - финансовые возможности предприятия, определяемый им допустимый уровень издержек на управление персоналом; - количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и направленность их изменения в перспективе и др.; - ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики предложения труда по профессиям предприятия, условия предложения); - спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень заработной платы; - влиятельность профсоюзов, жесткость в отстаивании интересов работников; - требования трудового законодательства, принятая культура работы с
наемным персоналом и др. Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему: 1.
Кадровая
политика должна быть тесно увязана со стратегией развития предприятия. В этом
отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии. 2.
Кадровая
политика должно быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с
одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны
определенные ожидания работника, с другой – динамичной, т.е. корректироваться в
соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической
ситуации. Стабильными должны быть те ее
стороны, которые ориентированны на учет
интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия. 3.
Поскольку
формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками
для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т.е.
исходить из его реальных финансовых возможностей. 4.
Кадровая
политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам. Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства. В реализации кадровой политики возможны альтернативы. Она может быть быстрой, решительной (в чем-то на первых порах, возможно, и не очень гуманной по отношению к работникам), основанной на формальном подходе, приоритете производственных интересов, либо, наоборот, основанной на учете того, как ее реализация скажется на трудовом коллективе, к каким социальным издержкам для него это может привести. Содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу, а касается принципиальных позиций предприятия в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации. В то время как кадровая политика связана с выбором целевых задач, рассчитанных на дальнюю перспективу, текущая кадровая работа ориентирована на оперативное решение кадровых вопросов. Между ними должна быть, естественно, взаимосвязь, которая бывает обычно между стратегией и тактикой достижения поставленной цели. Кадровая
политика носит и общий характер, когда касается кадров предприятия в целом, и
частный, избирательный, когда ориентируется на решение специфических задач (в
пределах отдельных структурных подразделений, функциональных или
профессиональных групп работников, категорий персонала). Кадровая политика формирует: - Требования к рабочей силе на стадии ее найма (к образованию, полу,
возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т.п.); - Отношение к “капиталовложениям” в рабочую силу, к целенаправленному
воздействию на развитие тех или иных
сторон занятой рабочей силы; - Отношение к стабилизации коллектива (всего или определенной его части); - Отношение к характеру подготовки новых рабочих на предприятии, ее
глубине и широте, а также к переподготовке кадров; - Отношение к внутрифирменному движению кадров и т.п. Кадровая политика должна увеличивать возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем. Свойства кадровой политики: 1. Связь со стратегией 2. Ориентация на долговременное планирование. 3. Значимость роли кадров. 4. Круг взаимосвязанных функций и процедур по работе с кадрами. Кадровая политика должна создавать не только благоприятные условия труда, но обеспечивать возможность продвижения по службе и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне. Поэтому, основной задачей кадровой политики предприятия является обеспечение в повседневной кадровой работе учета интересов всех категорий работников и социальных групп трудового коллектива. Управление кадрами в рамках предприятия имеет стратегический и оперативный аспекты. Организация управления персоналом вырабатывается на основе концепции развития предприятия, состоящей из трех частей: - производственный; - финансово- экономический; - социальный (кадровая политика). Кадровая политика определяет цели, связанные с отношением предприятия к внешнему окружению (рынок труда, взаимоотношения с государственными органами), а также цели, связанные с отношением предприятия к своему персоналу. Кадровая политика осуществляется стратегическими и оперативными системами управления. Задачи кадровой стратегии включают: - поднятие престижа предприятия; - исследование атмосферы внутри предприятия; - анализ перспективы развития потенциалов рабочей силы; - обобщение и предупреждение причин увольнения с работы. Повседневная реализация кадровой стратегии, а также одновременно оказание помощи руководству, при выполнении ими задач управления предприятием, лежат в оперативной области управления кадрами. Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы. Кадровая политика должна увеличивать возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем. Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу. В сфере услуг гостеприимства, как в специфической отрасли народного
хозяйства, кадры, играют важнейшую
роль. «Кадры решают все», но кадры могут
стать и главной причиной неудач. |
|