Результатом эффективного управления персоналом является сосредоточение усилий работников на выполнении задач, намеченных стратегией организации, обеспечение эффективного использования интеллектуальных и физических возможностей занятых, реализация их потенциала, повышение качества жизни, укрепление трудовых отношений в духе сотрудничества и улучшение морального климата, достижение взаимной выгоды индивидов, профессиональных и социальных групп персонала организации, формирование у работников необходимых организации интересов и поведения с целью интеграции ожиданий организации с ихинтересами. Конечная цель работы с персоналом обеспечение максимального сближения ожиданий организации и интересов работника, связанных с профессиональной деятельностью.
Появление в России в сложившейся экономической ситуации самостоятельного вида деятельности специалистов-менеджеров по управлению персоналом означает отказ от минимальных вложений в человеческие ресурсы, затрагивающих лишь внешние производственно-бытовые стороны труда. Новая концепция исходит из экономических критериев деятельности работников, ориентируется на инвестиции, необходимые для обучения, и тренинга персонала, максимального раскрытия возможностей и способностей как отдельной личности, так и профессиональных и социальных групп.
Принцип соотнесения денежных затрат на развитие персонала и получаемых результатов в виде прибыли становится не только общепризнанным, но и первостепенным для менеджмента в России. Такой подход базируется на долгосрочной стратегии бизнеса, полностью соответствует ей и способствует видоизменению деятельности персонала в производственно-технической и социально-экономической сферах. Систему управления персоналом можно разделить на две подсистемы: тактическую и стратегическую. На первую возложены такие функции, как организация набора рабочей силы (поиск, собеседование, тестирование, оформление документов); подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; организация распределения, перемещения, продвижения, увольнения работников, оценка и выработка рекомендаций об их дальней судьбе; текущий учет и планирование потребностей кадрах в рамках года на основе анализа их состояния.[5]
Стратегическая подсистема ориентируется на разработку перспективной кадровой политики на основе анализа структуры персонала, эффективности использования рабочего времени, прогнозов развития производства, занятости. Работа с персоналом превратилась в последние годы в одну из основных обязанности руководителей всех уровней и направлений, которые должны придерживаться определенных правил. Основные из них следующие:
-безусловная ориентация на требования законодательства о труде;
-учет не только текущих, но и перспективных потребностей организации в персонале, исходящих из задач ее развития, прогноза рыночной конъюнктуры и тенденций естественного движения рабочей силы;
-соблюдение баланса интересов организаций и е работников;
-создание условий для сокращения числа увольнений и сохранения занятости;
-максимальная забота о каждом человеке, уважение его прав, свобод, достоинств.
Результативное управление персоналом основывается на социальном партнерстве, под которым понимаются взаимосвязанные действия администрации трудового коллектива, профсоюзов и иногда представителей государства. Стороны обязаны выполнять некоторые требования.
Трудовой коллектив — наращивать производительность труда, повышать качество работы, соблюдав сроки выполнения заданий, производственную и другие дисциплины, материально и морально отвечать за результаты труда.
Администрация — обеспечивать занятость и предотвращать массовые увольнения, материально стимулировать работников, индексировать заработную плату в соответствии с ростом цен, обеспечивать работников социальными пособиями при временной нетрудоспособности и потере работы.
Правительство — выдавать госзаказы, обеспечивать ресурсами, осуществлять политику протекционизма, переквалифицировать работников за счет государства, обеспечивать лиц, потерявших работу. В рамках социального партнерства коллективу предоставляется возможность участвовать в рассмотрении и оценке текущих и перспективных социальных программ, планов культурных и оздоровительных мероприятий, улучшения охраны труда, отдыха, питания сотрудников, внедрении прогрессивных форм организации труда, пересмотре норм выработки, утверждении систем оплаты и индексации.
Обратим внимание на то, как организуется эффективное использование персонала на торговом предприятии.
Эффективный процесс управленияперсоналомторговогопредприятиябазируетсяна следующих принципах:
Управление персоналом должно быть интегрировано со стратегиейуправления товарооборотом иторговымиуслугами,развитияматериально-техническойбазы, финансового развития торгового предприятия.
2. Впроцессеуправленияперсоналомдолжнапреследоватьсяцельстабилизациисоставаработников.Сэкономическихпозицийвысокаятекучесть персонала на предприятиях торговли обходится очень дорогодажепо отношению к рабочим специальностям, а опытных, высококвалифицированныхспециалистов и менеджеров заменить очень сложно.
3. Отбор работников, на которыхнамеченораспространитьгарантиюзанятости в фиксированном периоде, долженосуществлятьсянаконкурснойоснове. В первую очередь этот принцип относится кнаемнымработникам—главным менеджерам и специалистам торговыхпредприятий.
4. В процессеформированияииспользованияперсоналанеобходимоучитывать трудовуюмотивациюосновныхработниковистремитьсякеереализации врамкахвозможностейторговогопредприятия.Формированиетрудовой мотивации отражает изменения ценностных приоритетов работников вусловиях перехода к рыночнойэкономике,желаниенаемныхработниковксотрудничеству и партнерству с владельцамипредприятиянадолгосрочнойоснове.
5.В процессе управления персоналомторговогопредприятиядолжныобязательно учитыватьсяправовыенормыгосударственногорегулированиязанятости и оплаты труда. Это относится к порядкуприемаработниковнаработу,обеспечениюсоответствующихрежимовиусловийихтруда,соблюдениюминимальнойграницызаработнойплаты,обеспечению соответствующих социальных выплат и другим установленным правовымнормамв этой сфере.
Основной целью управления численностью и составомперсоналаявляется оптимизациязатратживоготруданавыполнениеосновныхвидовработ, связанных с деятельностью торгового предприятия,иобеспечениезаполнения необходимыхрабочихместработникамисоответствующихпрофессий, специальностей и уровней квалификации. Реализацияэтойфункцииуправления персоналом в наибольшей степенидолжнабытьувязанасобщейстратегией торговогоменеджмента,т.к.сформированныйнапредприятиитрудовой потенциал и будет обеспечивать осуществлениевсехстратегическихцелейи направлений его деятельности.[5]
Управлениечисленностьюисоставомперсоналаохватываетряд последовательно выполняемых этапов работ:
1. Проектирование трудовых процессов напредприятиях, котороепредусматривает определение общего объема работ иегораспределениевразрезеотдельных групп исполнителей. На предприятиях торговли общий объемвыполняемыхработ определяется,преждевсего,планируемымобъемомисоставомтоварооборота, а такженоменклатуройиобъемомоказываемыхими дополнительных услуг покупателям.
Общий объем выполняемых работ должен быть распределен между отдельными группами исполнителей. Такое распределениеоснованонаразделениитруда, т.е. на относительном обособленииразличныхвидовдеятельноститоргового предприятия.
2.Нормированиезатраттруданавыполнениеотдельныхработ предусматриваетразработкуииспользованиенапредприятияхторговли определеннойсистемынормтруда.Этасистемаможетвключать:нормы численности, нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания.
3. Планированиечисленностиработниковотдельныхдолжностей, профессий иуровнейквалификациипредусматриваетустановлениепланового количестваэтихработников.Планированиюсоставаиобщейчисленности работников действующего предприятия предшествует анализ динамикиперсонала, и эффективности использования рабочего времени в предплановом периоде.
Основной задачейанализадинамикиперсоналаявляетсяустановление тенденций изменения его количественного и качественногосоставаспозиций соответствиятемпамразвитияхозяйственнойдеятельноститоргового предприятия. В этих целях темпыразвитиячисленностиотдельныхкатегорий работниковсопоставляютсястемпамиразвитиятоварооборота,объема реализованных платных услуг, валового дохода,прибылиинекоторыхдругих показателей. Особое внимание в этомразделеанализадолжнобытьуделен изучению тенденций изменения профессионального иквалификационногосостава работников, его соответствия объемамисложностиотдельныхвидовработ, выполняемых на предприятии.
4. Формирование персоналапредприятия предусматриваетосуществление комплекса мероприятий по отбору
необходимых работников нарынкетруда,их подготовке всоответствующихучебныхзаведениях,атакжепоповышению квалификациисобственныхработников.Приэтомобеспечиваетсязамена выбывающих работников.