Вусловияхпереходакрыночнойэкономикесистемауправления стимулированием труда подвергается существенной трансформации. По сути,эта система призвана создать новый мотивационныймеханизмтрудовойактивности персонала на предприятиях торговли всех форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.
Основной целью управления стимулированием трудаявляетсяобеспечение ростадоходовперсоналаидифференциацииихвыплатвсоответствиис трудовымвкладомотдельныхработниковвобщиерезультатыдеятельности торгового предприятия.
1. Выбор форм и систем заработной платы представляетсобойначальный этап организации стимулирования труда персонала.
2.Построениенапредприятиитарифнойсистемызаработнойплаты представляет собой важныйэтапорганизациистимулированиятруданатех предприятиях, где заняты работникиразличнойквалификацииигде имеются существенные различиявсложностивыполняемыхработ.Зарубежный опытпоказывает,чтотарифнаясистемазаработнойплатыразработанаи применяется всеми крупными торговыми фирмами. Однако принципы еепостроения существенно различаются. В основе европейской практикипостроениятарифной системызаработнойплатынапредприятияхторговлилежитпринцип дифференциацииокладов(ставок)взависимостиотуровняквалификации работников; американской — от сложности выполняемыхработ;японской-от стажа работы в данной фирме.
Определенноераспространениевнашей практикемогутполучитьна предприятиях торговли так называемые «гибкиетарифныесистемы»,воснове которых лежитминимальныйуровеньзаработнойплаты,устанавливаемыйна предприятиях торговли для работников самойнизкойквалификации(онможет превышатьнапредприятииустановленныйгосударствомминимумзаработной платы),исистемакоэффициентовповышенияразмеразаработнойплаты, выплачиваемой по тарифам, по мере повышенияквалификацииработника(такая системакоэффициентовквалификацииможетбытьзаимствованаиз государственнойтарифнойсистемыилиразработанапредприятиемторговли самостоятельно). При построении тарифной системынапредприятияхторговли следует иметь в виду, что максимальным размером тарифные оклады и ставкине ограничиваются.
3.Построениесистемыдополнительногостимулированияотдельных аспектов трудовой активности работников призвано усилить трудовуюмотивацию персонала. Эта система использует различные формы — премирование затекущие результатыхозяйственнойдеятельности;доплатыинадбавки;различные единовременные поощрения за результаты труда; премиальные выплаты поитогам работы за год и другие (социальные выплаты персоналу в различныхихформах в эту систему не входят, так как они не связаны со стимулированием труда).
Каждая премиальная система включает всебявкачествеобязательных элементов: показатели премирования; условия премирования;размерыишкалу премирования; круг премируемых работников.
Показателипремирования,завыполнениекоторыхосуществляются стимулирующие выплаты, являются основой построения премиальной системы.Они выступаютвформеконкретныхрезультатовхозяйственнойдеятельности торгового предприятия, характеризующих работуиндивидуальногоисполнителя, группы исполнителей или персонала в целом.Выборпоказателейпремирования требует соблюдения некоторых условий, от которых вконечномсчетезависит действенностьпремиальнойсистемы.Во-первых,показателипремирования должны быть конкретными,четкосформулированными,исключающимиразличное толкование иполностьюпонятнымидляработников.Во-вторых,выполнение каждого показателя должно легко учитываться. В-третьих, премиальнаясистема не должнасодержатьболеедвухпоказателейпремирования.Необходимов каждом конкретном случае выбирать самые важные производственныепоказатели, которые наиболее полно характеризуют выполняемую работу.
Размеры и шкала премирования определяютвеличинупремии.Дляэтого прежде всего устанавливается исходная базапремирования.Онапредставляет собой ту количественную характеристику (или степеньвыполнения)показателя премирования, начинаяскоторойвыплачиваетсяпремия.Собственношкала премирования устанавливает конкретную форму связи между степеньювыполнения показателя премирования и размером премии.
Круг премируемыхработниковпредопределяетсявыбраннымпоказателем премирования; за его выполнение премируютсятолькотеработники,которые имеют к нему непосредственное отношение.
Доплаты и надбавки представляютсобойоднуиздополнительныхформ стимулирования персонала, непосредственно примыкающуюктарифнойсистеме, т.е. рассматриваются как временное или систематическое увеличениетарифной части заработка.
Доплаты к заработной платепредставляютсобойденежныевыплаты,с помощью которых компенсируются дополнительные затратыилисложныеусловия трудаотдельныхработников.Основнымиихвидамиявляютсядоплатыза совмещение профессий и увеличение объемов выполняемых работ;завыполнение нарядусосвоейосновнойработойобязанностейвременноотсутствующих работников; за руководство бригадой илидругимструктурнымподразделением при полном объеме выполнения основной работы; за работу вночноевремя,в выходные или праздничные дни и др.
В условиях, когда владельцам или администрацииторговогопредприятия предоставленоправосамостоятельноопределятьразмерытарифногооклада (ставок), ряд надбавок может быть прямо включен в тарифнуючастьзаработка работникаприустановленииегоразмера(т.е.безспециальногоих выделения).
Единовременные поощрения применяются в случае необходимости оперативно отметить какое-либо трудовое достижение работников;завыполнениезаранее определенных разовых заданий, выходящих за рамки обязанностей работников;в связи с юбилеями работников, выходом их«апенсиюивнекоторыхдругих аналогичных случаях.
4.Индивидуализацияусловийматериальногостимулированиянаиболее квалифицированныхработниковявляетсяоднимизсовременныхнаправлений организации их стимулирования, широко используемыхвзарубежнойпрактике.
Этаиндивидуализацияобеспечиваетсяпутемвнедрениянапредприятиях торговли контрактной формыоплатытруда.Такиеиндивидуальныеконтракты заключаютсясменеджерами,специалистамиинаиболееквалифицированными рабочими (продавцами,контролерами-кассирами)торговогопредприятия.Как особая форматрудовогодоговораиндивидуальныйконтрактхарактеризуется максимальным учетом интересов договаривающихся сторон наосновеподробного определения системы их взаимных обязательств.
5. Планированиесредствнастимулированиетрудаосуществляетсяв разрезе двухосновныхисточниковформированияэтихсредств—издержек обращения и прибыли предприятия, остающейся в его распоряжении.
В составе издержек обращения планируются средства на оплатутрудапо установленнымнапредприятиитарифнымокладам,ставкамисдельным расценкам; на выплату надбавок и доплатктарифнымставкамиокладамв размерах,предусмотренныхдействующимзаконодательством;наоплату ежегодных и дополнительных отпусков, а также учебныхотпусков;навыплату премий за текущие результаты хозяйственной деятельности.
В составе прибыли планируются средства на выплату надбавокидоплат, непредусмотренныхзаконодательствомилисверхразмеров,установленных действующимзаконодательством;единовременныхпоощренийзарезультаты труда; премий по итогам работы загод(социальныевыплатыработникамза счет прибыли к средствам на стимулирование труда не относятся).
В процессе планирования средств на
стимулированиетрудадолжнабыть обеспеченадостаточностьэтихсредстввразрезеотдельныхформ стимулирования, а также рост среднейзаработнойплатыисреднихдоходов персонала торгового предприятия по отношению к предплановому.