Быстрый переход к готовым работам
|
Конкуренция на рынке труда
На величину оплаты
труда существенно влияют различные рыночные факторы. Так, российский экономист
Е. Борисова
выделяет следующие [14, c.128]: 1) спрос и предложение на рынке труда. Величина вознаграждения за труд может изменяться на конкурентном рынке в соответствии с законами спроса и предложения. Когда на рынке труда спрос превышает предложение, то цена определенного вида труда повышается. 2) конкуренция или монополия на рынке труда. Конкуренция ведет естественно к приближению заработной платы к равновесной цене труда. Монополии диктуют свои условия оплаты труда, понижая ее. В борьбу вступают профсоюзы, стремящиеся ее повысить. Рассмотрим первый из
названных факторов подробнее. Если спрос на труд увеличивается, то согласно
Е.Борисову изменится и уровень заработной платы. Соглашаясь с этим,
представляется необходимым выяснить, будет ли заработная плата колебаться в той
же пропорции, что и спрос на труд. А.Пигу на это дает отрицательный ответ,
"поскольку эластичность предложения труда не сохранится неизменной при
изменении в различных пропорциях и направлениях спроса на труд" [18, c.215]. Хотя, при незначительном
расширении или падении спроса на труд, заработная плата будет изменяться в той
же пропорции. Однако при условии резкого изменения спроса на труд, она будет
менее эластична, т.к. величина заработной платы базируется на законе стоимости
рабочей силы. Как известно, в соответствии с этим законом формируется фонд
жизненных средств, необходимых для поддержания существования работника и его
семьи. "Стоимость заработной платы обусловливает величину заработной платы
и иных трудовых доходов". Поэтому нижней границей колебаний цен под
влиянием спроса и предложения труда служит та заработная плата, размер которой
выражает сумму жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы,
в отношении квалифицированных рабочих этот предел в конечном счете определяется
величиной заработной платы, которую они могут заработать, занимаясь
неквалифицированным трудом". И хотя законы спроса и предложения формально
не препятствуют установлению цены труда, ниже этого уровня, такая ситуация не
может быть долговременной и устойчивой, так как это грозит гибелью работников и
вырождением наемного труда, а следовательно, и крушением всей системы
экономических отношений на этой основе. Верхний предел колебаний цены упирается
в размер всей вновь созданной стоимости. "Если закон спроса поднимает цену
выше этой границы, это грозит существованию всего процесса производства, так
как в этом случае производство лишается всех средств для дальнейшего развития,
становится невозможным и самое простое воспроизводство". Для эффективного
развития экономической системы ситуация на рынке труда должна складываться без
подобных драматических напряжений. Поэтому, для рынка труда характерно наличие
некоторого количества незанятого, безработного населения, а также некоторого
числа незанятых вакансий. Это приводит к возникновению конкуренции, которая
также является одним из механизмов рынка труда. Конкуренция на рынке труда - "это
столкновение интересов у различных участников рыночных отношений за лучшие
условия купли-продажи трудовых услуг" [33, c.57]. Конкуренцию трактуют также
как "запускное устройство механизма саморегуляции спроса и предложения при
рыночной форме связи партнеров трудовых отношений". Оба определения
конкуренции, на наш взгляд, верны и не противоречат друг другу. Действительно,
конкуренция является соперничеством между субъектами на рынке труда, в процессе
которого достигается такое соотношение спроса и предложения, когда цена
трудовых услуг приближается к их стоимости. Поясним: если в отрасли цена за
труд завышена, то рост конкуренции среди продавцов обеспечивает рост
предложения трудовых услуг, что обусловливает снижение цены до ее стоимости.
Важность данного элемента механизма саморегулирования рынка подчеркивали еще
классики. Так, А.Смит отмечал, что конкуренция заставляет людей "делить и
распространять капитал любого общества по возможности в точном соответствии с
тем, что наиболее совпадает с интересами общества в целом". Неоклассик Ф.
Хайек под конкуренцией понимал некую "обнадеживающую процедуру",
процесс выявления происходящих постоянно изменений в системе индивидуальных
предпочтений, поиска новых производственных процессов, новых продуктов, способ
"прорыва в будущее", который связан с риском и неожиданными
результатами [49, c.401].
Последствия таких результатов, часто негативного типа свидетельствуют не о
разрушительном характере конкуренции как таковой, а о том, что экономические
процессы в силу их природы проявляются всегда в условиях неопределенности и
непредсказуемости. Хайек отмечал: "Кокуренция представляет ценность только
потому и только в той мере, в какой ее рузультаты непредсказуемы и в целом
отличны от тех, на которые кто-либо рассчитывал или мог рассчитывать. Эффект
конкуренции состоит в том, что некоторые ожидания и намерения не оправдываются"
[49, c.401]. Конкуренция опосредуется
определенными экономическими условиями. Ряд экономистов в качестве основных
условий выделяют: "полная хозяйственная обособленность каждого субъекта
отношений" или "максимальная свобода партнеров трудовых отношений в
вопросах спроса и предложения рабочей силы, в т.ч. найма и увольнения...",
и "зависимость трудовых агентов от конъюнктуры рынка",
"противостояние владельцев рабочей силы в борьбе за покупательский спрос
работодателей и наоборот" [38, 42, 26, 51]. Столкновение
интересов различных участников рыночных отношений разворачивается по различным
направлениям. Прежде всего, в соперничество вовлечены продавцы рабочей силы за
лучшие условия продажи трудовых услуг. Каждый из них хочет реализовать свой
товар подороже (получить более высокую заработную плату или более выгодные
условия работы). Но побеждает в этой конкурентной борьбе тот из продавцов
рабочей силы, кто соглашается "сбыть" свой товар
"подешевле" (кто согласен на более низкую плату или менее выгодные
условия использования своих способностей к труду). Подобная форма конкуренции в
сфере продавцов рабочей силы имеет место при использовании
низкоквалифицированного труда, когда большое число незанятого трудоспособного
населения желает выполнять работу по определенному числу предлагаемых на рынок
однотипных рабочих мест. Конкуренция среди квалифицированных работников и
специалистов характеризуется еще и качеством предложенных способностей к труду:
выигрывает работник с более высокой квалификацией, образованием, опытом. Другое направление,
по которому разворачивается конкурентная борьба, - это среда покупателей
трудовых услуг. Они стремятся приобрести товары по более низкой цене - меньше
заработной платы или менее выгодные для наемного работника условия труда.
Побеждает тот из покупателей-работодателей, кто предлагает более высокую цену,
по сравнению с установившейся на рынке. Состязательность между работодателями
идет также за привлечение к своей деятельности наиболее опытных,
квалифицированных специалистов, предлагая им более выгодные условия. Тем самым
конкуренция на рынке труда носит дифференциальный, избирательный характер и
стимулирует активность отдельных групп работников и работодателей [38, c. 160]. Наконец, конкурентное
столкновение происходит через противостояние наемных работников и работодателей,
стоящих в отношении уровня цен товара, рабочей силы, на противоположных
позициях. Выигрывает тот субъект рыночных отношений, кто сумеет навязать
противоположной стороне свои условия. В исходе всей этой многосторонней борьбы
в каждый данный момент на рынке труда устанавливается общая цена - заработная
плата на обладающую одинаковым качеством рабочую силу. Таким образом,
конкуренция выступает в качестве силы, уравновешивающей рыночную цену на
рабочую силу и координирующей действия экономических субъектов. Такая
конкуренция называется ценовой. Ценовая конкуренция - это рыночное
соперничество, "в основе которого лежит заработная плата", или
другими словами "конкуренция, между субъектами рынка труда, за лучшие
условия оплаты труда". Помимо нее может складываться неценовая
конкуренция, когда для продавцов приобретает важность престижность рабочего
места, благоприятные условия труда и т.п., для покупателей трудовых услуг -
дополнительные навыки работника, совокупность его физиологических и психологических
качеств и др. [42, c.27] Очевидно, что многие
черты современной концепции рынка труда уже определились и постоянно
корректируются в процессе дискуссий различных ученых. Весьма острые проблемы в
области занятости и рынка труда, на наш взгляд, - следствие не контроля над
рыночными преобразованиями, а их весьма ограниченного масштаба. Обострение
проблем занятости в будущем неизбежно и в случае углубления рыночных изменений,
и в случае их блокирования, хотя конкретные проявления, возможности и пути
решения данных проблем в том и другом случае будут различными. В первом случае
может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях, ускориться рост
безработицы. Вместе с тем по мере усиления рыночных преобразований и
формирования рынка труда, рыночные механизмы регулирования будут усиливать свое
воздействие на уровень занятости, приближая его к оптимуму. Другой возможный
вариант - крупномасштабный отказ от использования рыночных механизмов,
государственное управление экономикой вместо ограниченного государственного
регулирования, уменьшение и вытеснение свободного предпринимательства и т.д. Он
имел бы гораздо более тяжелые последствия. Таким образом, можно сделать вывод, что посредством рынка труда
реализуется целостность
процесса воспроизводства, единство всех его фаз, объединяются
все разнообразные интересы субъектов отношений, сталкиваются и разрешаются все возникающий
противоречия. Именно через
рынок экономическая система общества реализует свою
интегративную целостность. |
|