Быстрый переход к готовым работам
|
Технология управления
Чтобы эффективно управлять, необходимо знать механизм функционирования изучаемого процесса, всю систему факторов, вызывающих его" изменение, а также средства воздействия на эти факторы. Следовательно, можно говорить об определенном механизме функционирования системы управления персоналом и об использовании различных инструментов воздействия на работника, т.е. об определенной технологии работы с кадрами. В самом общем виде технология представляет собой приемы, навыки или
услуги, применяемые для того, чтобы произвести определенные изменения в
каком-либо материале. Социолог Чарльз Перроу списывает технологию как средство
преобразования сырья - будь то люди, информация или физические материалы - в
искомые продукты и услуги. Льюис Дейвис дает более широкое понятие технологии:
"Технология - это сочетание квалифицированных навыков, оборудования,
инфраструктуры, инструментов и соответственно технических знаний, необходимых
для осуществления желаемых преобразований в материале, информации или людях". Различают несколько видов технологий: многозвенные, под которыми понимается серия взаимосвязанных задач, выполняемых последовательно; посреднические - как оказание услуг одними группами людей другим в решении конкретных задач; индивидуальные - с конкретизацией приемов, навыков и услуг применительно к отдельному работнику. Примером реализации многозвенных технологий в управлении персоналом является принятие управленческих решений на каждом этапе трудовой жизни работника на предприятии (наем, подготовка, адаптация, непосредственная трудовая деятельность и т.д.) с присущими им спецификой, соответствующими задачами и методами управленческого воздействия. Посреднические технологии используются в ходе взаимодействия кадровой службы с руководителями структурных подразделений предприятия по вопросам реализации кадровой политики, подбора кадров, их оценки и т.д. Индивидуальные технологии в значительной мере ориентированы на управление
поведением людей в ходе трудовой Деятельности и опираются на использование
методов мотивации труда, социальной психологии и прежде всего методов
регулирования межличностных отношений и т.д. В управлении персоналом важно знать, какие цели могут быть достигнуты с помощью тех или иных средств воздействия, как и через что оно осуществляется. Арсенал применяемых здесь средств (методов, приемов работы с кадрами, выраженных в различных организационных формах) достаточно разнообразен: · кадровое планирование; · управление изменениями; · оптимизация численности и структуры персонала, регулирование трудовых перемещений; · выработка правил приема, расстановки и увольнения работников; · структурирование работ, их новая компоновка, формирование нового содержания труда, должностных обязанностей; · управление затратами на персонал как средство воздействия на развитие трудового потенциала работника; · организация труда как средство создания обстановки, способствующей максимальной отдаче исполнителя в процессе работы; · управление трудовой нагрузкой, оптимизация структуры рабочего времени; · оценка и контроль деятельности; · политика вознаграждения за труд, его высокие результаты; предоставление социальных услуг как средство мотивации, стабилизации коллектива; · тарифные соглашения между администрацией и коллективом; · социально-психологические методы (методы устранения конфликтных ситуаций, обеспечения взаимодействия и т.д.); · формирование корпоративной культуры и др. Часть этих средств носит организационный характер (кадровое планирование, организация труда), другие связаны с воздействием на работника с целью изменения его мотивации, поведения, мобилизации его внутренних возможностей (система вознаграждения, оценки, обеспечения взаимодействия и др.). Важным инструментом управления является кадровое планирование, обеспечивающее целенаправленное развитие коллектива в соответствии с ресурсными возможностями и целями предприятия. Кадровое планирование представляет собой часть общей системы планирования, поэтому оно должно тесным образом увязываться с другими его видами (планирование производства, сбыта, финансов, инвестиций и др.). Через кадровое планирование оказывается воздействие на такие стороны кадровой работы, как: · потребность в персонале; · работа по найму и заполнению вакантных рабочих мест, включая подготовку кадров; · высвобождение излишней рабочей силы; · затраты на рабочую силу и др. Любые изменения (а результатом управления персоналом как раз и является целенаправленное изменение) состояния рабочей силы должны осуществляться с учетом как движущих сил (моментов, обусловливающих целесообразность изменения именно в данную сторону), так и сдерживающих. Среди последних можно выделить сопротивление со стороны работников как объекта управления воспринимать новое в связи с разной оценкой одних и тех же событий, фактов, наличием узкособственнических интересов, неправильным пониманием целей организации и т.д. Результативность преобразований зависит от методов их проведения.
Стратегия управления изменениями может быть директивной, переговорной,
нормативной, аналитической или ориентированной на действия. Политика затрат на рабочую силу (вложения в "человеческий капитал") обусловливает подходы к привлечению рабочей силы, развитию собственного персонала, подготовке и переподготовке кадров, к разработке и реализации социальных программ. Подбор нужной рабочей силы должен строиться на хорошо продуманной системе оценки деловых и личных качеств, а эффективная система оценки результатов труда обеспечивает взаимосвязь оплаты труда с его результативностью, или стимулирующую функцию заработной платы. Такой подход к построению оплаты труда, воспринимаемой работником как справедливой, благоприятно сказывается на отношении человека к своей работе, рабочему месту, предприятию. Система оценки результатов труда во взаимоувязке с оценкой личных качеств работников позволяет организовать продвижение работников по службе. В управлении персоналом используется и такой метод, как организация
труда, прежде всего через его основные элементы - разделение и кооперацию
труда, условия труда. Разделение труда и взаимоувязка частичных трудовых
процессов формируют содержание труда работника, его должностные обязанности,
что имеет важное значение для расстановки кадров, обогащения содержания труда,
снятия утомления с помощью перемены труда и т.д. Управление персоналом должно обеспечить благоприятную среду, в которой реализовывались бы творческие возможности работников, развивались их способности. В итоге люди должны получать удовольствие от выполняемой работы и общественного признания своих достижений. Широко распространенным средством воздействия на работника, на складывающиеся трудовые отношения является мотивация труда, предусматривающая: · систему вознаграждения, материального и морального поощрения; · обогащение содержания труда, повышение интереса к работе; · развитие персонала, предоставление возможности профессионально-квалификационного продвижения, планирования карьеры; · улучшение социально-психологического климата в организации благодаря изменению стиля руководства, условий найма и работы, поощрению индивидуальной и групповой инициативы, творчества и саморазвития; · активное вовлечение работников в управление трудовыми процессами, участие в прибылях и акционерном капитале фирмы и т.д. Мотивация позволяет решить такие задачи, как стабилизация коллектива, повышение результативности труда и заинтересованности в мобильности (прежде всего профессиональной), обеспечение систематического роста квалификации. В создании благоприятного имиджа предприятия для привлечения наиболее
качественной рабочей силы велика роль социальной политики предприятия,
проявляющейся в гибкой системе услуг и льгот социального характера,
предоставляемых предприятием работникам сверх обязательных, предусмотренных
законодательством в порядке социальной защиты. Иногда - при угрозе массового высвобождения работников с предприятий, при необходимости регулирования отраслевых и межотраслевых различий в уровне заработной платы и т.п. - заключаются трехсторонние договоры (администрация территории, представители работодателей и профсоюзов). На формирование климата в коллективе сильное влияние оказывает корпоративная (организационная) культура, представляющая собой определенную философию, систему ценностей, целей, вознаграждений и норм. Любые изменения во внешнем окружении, во внешних условиях деятельности вызывают соответствующие изменения в организационной культуре и структуре предприятия. Если этого не происходит, эффективность деятельности предприятия существенно снижается, о чем свидетельствуют многочисленные факты экономического краха предприятий и банкротства при переходе к рыночной экономике. |
|