Быстрый переход к готовым работам
|
Иерархическая теория потребностей А.Маслоу
Создавая свою теорию мотивации
в 40-е годы, Маслоу опирался на идею наличия у людей множества различных
потребностей. Маслоу разделил эти потребности на пять основных категорий. 1.
Физиологические
потребности: являются необходимыми для выживания. Они
включают потребности в еде, воде, жилище, одежде, отдыхе,
сексуальные потребности и другое 2.
Потребности в
безопасности: включают потребности в защите от физических и
психологических опасностей со стороны окружающего мира и
уверенность в том, что физиологические потребности будут
удовлетворены в будущем. Проявлением потребности в безопасности является,
например, покупка страхового полиса или поиск надежной работы с
хорошими видами на пенсию. 3.
Социальные
потребности иногда называемые потребностями в
причастности. Это потребности в привязанности,
принадлежности к какой-либо общности, одобрении со стороны других, чувстве социального
взаимодействия, дружбе. 4. Потребности в уважении включают
внутренние факторы уважения, такие как самоуважение, самостоятельность,
компетентность, личные достижения и внешние факторы уважения статус, уважение
со стороны окружающих, признание. 5. Потребности в самовыражении - потребность
в самореализации, достижении предела своих потенциальных
возможностей, росте как личности. Маслоу выдвинул гипотезу,
что в каждый конкретный момент поведение человека определяется самой сильной из
неудовлетворенных потребностей. По мере того как очередная потребность удовлетворяется,
она перестает играть мотивирующую роль и мотивирующей становится следующая
потребность. При этом, по мнению Маслоу, сила потребностей понижается от
физиологических потребностей к потребностям в самовыражении по
ступеням иерархии потребностей. Поскольку с развитием
человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность
в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и
процесс мотивации поведения через потребности бесконечен. Предложенная Маслоу иерархическая концепция
мотивации достаточно логична и дает менеджерам понимание
фундаментально важного факта зависимости характера формирования мотивов работников
от многочисленных факторов и, прежде всего, от уровня их благосостояния. Рис. 2 Иерархия потребностей А. Маслоу. Концепция Маслоу получила
широкую популярность, особенно среди практических менеджеров. Она
соответствовала их интуитивному пониманию проблемы мотивации и была проста для
понимания. К сожалению, эмпирические исследования не подтверждали
абсолютную применимость этой теории в практических ситуациях. Теория
выживания, принадлежности и роста К. Алдерфера Идеи Маслоу об иерархии потребностей оказали сильное влияние
на представление о том, как эффективно мотивировать сотрудников организации.
Позже Клейтон Алдерфер, из Йельского университета, воспользовавшись идеями
Маслоу и других авторов, сформулировал более применимый подход, который получил название «теория выживания, принадлежности и
роста». Алдерфер выстроил
трехуровневую иерархию потребностей, в которую включил приблизительно те же потребности, что и Маслоу, но иначе
распределил их по группам. Им были
выделены группы жизненно необходимых
потребностей, которые включают физиологические потребности и
потребность в материальной безопасности; потребности
в принадлежности, которые
включают все социальные потребности по Маслоу плюс потребность в социальной
безопасности и потребность в
социальной оценке; потребности роста,
включая потребность в самооценке и самореализации. Рис. 3 Иерархия потребностей по К. Алдерферу. Для понимания алдерферовской теории
ключевыми являются четыре компонента: последовательность удовлетворение, разочарование (фрустрация),
обратная последовательность разочарование, устремление. Первый компонент - последовательность удовлетворения - согласуется
с положением Маслоу о том, что потребности высших уровней
приобретают возрастающую важность по мере того, как удовлетворяются потребности
более низких уровней. Второй компонент - разочарование - проявляется тогда, когда индивид попытался
удовлетворить некоторые конкретные
потребности, но потерпел неудачу. В результате разочарование может сделать
удовлетворение не достигнутой потребности для персоны даже более
важным, несмотря на то, что эта персона может
вновь потерпеть неудачу в ее достижении. В случае повторной неудачи третий компонент - обратная последовательность разочарования - может
привести персону, потерпевшую повторное
разочарование, к сдвигу внимания в сторону потребностей более низкого уровня,
более конкретных и достоверных. Последний компонент - устремление - фиксирует, что рост представляет собой внутренний
фактор удовлетворения. Чем в большей степени персона растет и развивается, тем
в большей степени она стремится к росту. Поэтому чем в большей степени персона
удовлетворяет потребности в росте, тем в большей степени заинтересована, чтобы удовлетворять их. Из рассмотренных выше двух
теорий потребностей концепция Маслоу известна более широко и чаще применяется в
организациях. Модель же Алдерфера является потенциально более применимой из-за
того, что
обеспечивает более современное рассмотрение и использование более глубоких
знаний о человеческих потребностях и их
роли в организациях. |
|