Быстрый переход к готовым работам
|
Иерархическая теория потребностей А.Маслоу
Создавая свою теорию мотивации
в 40-е годы, Маслоу опирался на идею наличия у людей множества различных
потребностей. Маслоу разделил эти потребности на пять основных категорий. 1.
Физиологические
потребности: являются необходимыми для выживания. Они
включают потребности в еде, воде, жилище, одежде, отдыхе,
сексуальные потребности и другое 2.
Потребности в
безопасности: включают потребности в защите от физических и
психологических опасностей со стороны окружающего мира и
уверенность в том, что физиологические потребности будут
удовлетворены в будущем. Проявлением потребности в безопасности является,
например, покупка страхового полиса или поиск надежной работы с
хорошими видами на пенсию. 3.
Социальные
потребности иногда называемые потребностями в
причастности. Это потребности в привязанности,
принадлежности к какой-либо общности, одобрении со стороны других, чувстве социального
взаимодействия, дружбе. 4. Потребности в уважении включают
внутренние факторы уважения, такие как самоуважение, самостоятельность,
компетентность, личные достижения и внешние факторы уважения статус, уважение
со стороны окружающих, признание. 5. Потребности в самовыражении - потребность
в самореализации, достижении предела своих потенциальных
возможностей, росте как личности. Маслоу выдвинул гипотезу,
что в каждый конкретный момент поведение человека определяется самой сильной из
неудовлетворенных потребностей. По мере того как очередная потребность удовлетворяется,
она перестает играть мотивирующую роль и мотивирующей становится следующая
потребность. При этом, по мнению Маслоу, сила потребностей понижается от
физиологических потребностей к потребностям в самовыражении по
ступеням иерархии потребностей. Поскольку с развитием
человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность
в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и
процесс мотивации поведения через потребности бесконечен. Предложенная Маслоу иерархическая концепция
мотивации достаточно логична и дает менеджерам понимание
фундаментально важного факта зависимости характера формирования мотивов работников
от многочисленных факторов и, прежде всего, от уровня их благосостояния.
Концепция Маслоу получила
широкую популярность, особенно среди практических менеджеров. Она
соответствовала их интуитивному пониманию проблемы мотивации и была проста для
понимания. К сожалению, эмпирические исследования не подтверждали
абсолютную применимость этой теории в практических ситуациях. Теория
выживания, принадлежности и роста К. Алдерфера Идеи Маслоу об иерархии потребностей оказали сильное влияние
на представление о том, как эффективно мотивировать сотрудников организации.
Позже Клейтон Алдерфер, из Йельского университета, воспользовавшись идеями
Маслоу и других авторов, сформулировал более применимый подход, который получил название «теория выживания, принадлежности и
роста». Алдерфер выстроил
трехуровневую иерархию потребностей, в которую включил приблизительно те же потребности, что и Маслоу, но иначе
распределил их по группам. Им были
выделены группы жизненно необходимых
потребностей, которые включают физиологические потребности и
потребность в материальной безопасности; потребности
в принадлежности, которые
включают все социальные потребности по Маслоу плюс потребность в социальной
безопасности и потребность в
социальной оценке; потребности роста,
включая потребность в самооценке и самореализации.
Для понимания алдерферовской теории
ключевыми являются четыре компонента: последовательность удовлетворение, разочарование (фрустрация),
обратная последовательность разочарование, устремление. Первый компонент - последовательность удовлетворения - согласуется
с положением Маслоу о том, что потребности высших уровней
приобретают возрастающую важность по мере того, как удовлетворяются потребности
более низких уровней. Второй компонент - разочарование - проявляется тогда, когда индивид попытался
удовлетворить некоторые конкретные
потребности, но потерпел неудачу. В результате разочарование может сделать
удовлетворение не достигнутой потребности для персоны даже более
важным, несмотря на то, что эта персона может
вновь потерпеть неудачу в ее достижении. В случае повторной неудачи третий компонент - обратная последовательность разочарования - может
привести персону, потерпевшую повторное
разочарование, к сдвигу внимания в сторону потребностей более низкого уровня,
более конкретных и достоверных. Последний компонент - устремление - фиксирует, что рост представляет собой внутренний
фактор удовлетворения. Чем в большей степени персона растет и развивается, тем
в большей степени она стремится к росту. Поэтому чем в большей степени персона
удовлетворяет потребности в росте, тем в большей степени заинтересована, чтобы удовлетворять их. Из рассмотренных выше двух
теорий потребностей концепция Маслоу известна более широко и чаще применяется в
организациях. Модель же Алдерфера является потенциально более применимой из-за
того, что
обеспечивает более современное рассмотрение и использование более глубоких
знаний о человеческих потребностях и их
роли в организациях. |
|