Быстрый переход к готовым работам
|
Двухфакторная мотивационно-гигиеническая концепция Ф. ГерцбергаДвухфакторная мотивационно-гигиеническая концепция Ф. Герцберга Эту теорию сформулировал
американский психолог Фредерик Герцберг на основе данных интервью,
взятых на различных рабочих местах, в разных профессиональных группах и в
разных странах. Интервьюируемых просили описать ситуации, в
которых они чувствовали удовлетворенность или, наоборот, неудовлетворенность
работой. Ответы опрашиваемых были
классифицированы по группам. Изучая собранный материал, Герцберг
пришел к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются
различными факторами. Один характеризует связь между факторами
и уровнем неудовлетворенности работников, а другой - между
факторами и уровнем удовлетворенности. Причем факторы в обоих случаях – разные.
Первую группу факторов Герцберг назвал факторами
контекста, или гигиеническими факторами, а вторую - мотиваторами. Гигиенические факторы
связаны со средой, в которой осуществляется работа, а мотиваторы - с самим
характером и сущностью работы. Согласно Герцбергу, при отсутствии или
недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает
неудовлетворенность работой. Однако, если они достаточны, то сами по
себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на
что-либо. Если факторы контекста создают плохую ситуацию, то работники
испытывают неудовлетворенность, но и в лучшем случае эти факторы не приводят к
большой удовлетворенности работой, а дают скорее нейтральное
отношение.
Рис.
4 Механизм снижения неудовлетворенности работников под воздействием
гигиенических факторов. Мотиваторы, вызывающие
удовлетворенность работой, связываются с содержанием работы и потребностями
личности в самовыражении. Отсутствие или неадекватность мотиваторов не приводит
к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызьшает
удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности. Рис. 5 Механизм формирования удовлетворенности работников
под воздействием факторов-мотиваторов. К гигиеническим факторам
Герцберг отнес: 1. способ
управления; 2. политику
компании; 3.
отношения с непосредственным руководителем; 4. условия
труда; 5. заработную
плату; 6. отношения
с сотрудниками; 7. отношения
с подчиненными; 8. статус; 9. безопасность. К факторам-мотиваторам
Герцберг отнес: 1. достижения; 2. признание
успеха; 3. работа
как таковая (интерес к работе и заданию); 4. ответственность; 5. продвижение
по службе; 6. профессиональный
рост. Применение концепции Герцберга
предполагает двухстадийный процесс для управления удовлетворенностью и мотивацией работников.
Сначала менеджеры должны обратиться к гигиеническим потребностям, обеспечить удовлетворение относительно базисных
потребностей работников и снять их неудовлетворенность. Когда эти
условия достигнуты, то у работников не
будет неудовлетворенности работой и они не будут заинтересованы уклоняться
от работы или работать плохо. Далее менеджеры могут переходить ко второй стадии
и обращаться к удовлетворению значительно
более мощных потребностей-мотиваторов. Если мотиваторы игнорируются, то
достигнуть долговременного удовлетворения и высокой мотивированности будет
затруднительно. В случае же, когда потребности - мотиваторы удовлетворяются,
работники чувствуют себя удовлетворенными и мотивированы работать хорошо. |
|