Быстрый переход к готовым работам
|
Теория справедливости С. Адамса и ее применение в практике управления
Разработанная Стейси Адамсом
«теория справедливости» постулирует, что каждый человек субъективно определяет
отношение полученного вознаграждения к усилиям, затраченным на выполнение работы,
а затем соотносит это отношение с аналогичным отношением, которое складывается
для других людей, выполняющих аналогичную работу. Если такое сравнение
приводит работника к выводу, что эти относительные величины приблизительно
равны, ситуация субъективно воспринимается как справедливая. Если же сравнение
показывает дисбаланс, то человек считает, что имеет место несправедливость. В этом случае у работника
может возникнуть психологическое напряжение: работник может прийти к выводу,
что ему недоплачивают или переплачивают. В результате у работника может возникнуть
стремление снять напряжение и для восстановления справедливости устранить
дисбаланс таблица 1. варианты ситуаций, которые
возникают с точки зрения справедливости вознаграждения для работника А по
С.Адамсу.
В этой ситуации важное
значение имеет выбор работником объекта для сравнения. В теории принято
выделять три категории работников по их поведенческим стереотипам, определяющим
выбор референтной группы: ориентированные «на прочих», ориентированные
«на систему», ориентированные «на себя». Работники, которые
относятся к первой категории, сравнивают себя с различными индивидами, выполняющими
аналогичную работу в той же организации, в других организациях, включают в рассмотрение
своих друзей, соседей и тому подобных, то есть их референтная группа является
предельно широкой. Работники, которые
ориентируются «на систему» рассматривают политику и процедуры оплаты труда в
своей организации, как теоретически, так и фактически существующие. Для работников
этого типа
характерно рассмотрение организации в терминах распределения уровней зарплат,
т.е. их референтная группа - организация, в которой он работает. Категория работников,
которые ориентированы «на себя», имеют обыкновение обращаться к анализу
исключительно собственного соотношения «вознаграждение / вклад». Они сравнивают
эту величину, исключительно с собственным прошлым опытом и
прошлой работой. В этом случае референтная группа самая узкая
- сам работник. Таким образом, можно сформулировать существенный вывод из
теории справедливости: мотивация работников
зависит от относительного вознаграждения не в меньшей степени, чем от
абсолютного. Как только работники ощущают несправедливость, они будут
действовать, чтобы скорректировать ситуацию. Результатом может стать большая
или меньшая производительность, повышение или снижение качества результатов
деятельности, увеличение прогулов или увольнение по собственному желанию. |
|