Быстрый переход к готовым работам
|
Методы определения потребности в кадрах
Определение потребности производственных и непроизводственных отраслей хозяйства
в квалифицированных рабочих и специалистах на плановый период является центральной
и в методологическом отношении наиболее сложной проблемой кадровой политики. Методика определения потребности в квалифицированных
кадрах должна обеспечивать возможность расчета требуемой численности рабочих
(по основным профессиям) и специалистов (по группам специальностей) в отраслевом
и территориальном масштабах с учетом потребностей хозяйства, сбалансированной с
численностью трудоспособного населения страны в целом и отдельных
территориальных единиц (областей, районов, крупных городов) [7]. В этой связи
исключительно важно обоснование методов, позволяющих достаточно точно
определить отрасль (территорию), численность и уровень подготовки требуемых квалифицированных
кадров. Для определения потребности в квалифицированных кадрах используются
в основном следующие методы: нормативный (нормативов насыщенности,
штатный штатно-номенклатурный, штатно-нормативный), балансовый,
экономико-математического моделирования, экспертных оценок, сравнения (с
предприятием-образцом и зарубежным аналогом). Кратко охарактеризуем названные методы. Нормативный метод. Использование нормативного метода при определении
потребности в квалифицированных кадрах предполагает расчет общей численности
работников (рабочих и специалистов отдельно) на основе планируемого объема
производства (продукции, работ, услуг) и прогрессивных норм выработки.
Например, плановая численность рабочих по профессиям в строительной отрасли
определяется на основе укрупненных нормативов численности, приходящейся на 1 млн.
у. е. строительно-монтажных работ или на единицу конечной продукции в
натуральном измерении (1 тыс. м3 объема промышленных зданий, 1 км
трубопровода, 1 тыс. м2 общей площади жилых домов и т. д.). На основе исчисленной общей потребности в квалифицированных
кадрах на плановый период определяется дополнительная потребность как
разность между общей численностью в плановом периоде и ожидаемой (фактической)
за предшествующий период. Нормативный метод определения общей потребности в квалифицированных
кадрах целесообразно использовать при разработке перспективных и долгосрочных
планов (на 5, 10 и 20 лет). Недостаток этого метода состоит в необходимости
постоянного пересмотра всей системы норм и нормативов, что является сложным и
трудоемким процессом. Использование нормативного метода при определении
потребности всего хозяйства, отрасли или региона в специалистах предполагает
наличие следующих нормативных документов: квалификационных характеристик
(моделей специалистов), типовых штатов и структур управления, номенклатур
должностей, нормативов (коэффициентов) насыщенности специалистами отраслей
производственной и непроизводственной сфер и др. Штатные методы. Наряду с методом нормативов насыщенности для
определения потребности в специалистах используют штатный,
штатно-номенклатурный и штатно-нормативный методы [15]. Штатный
метод
предполагает
использование типовых схем управления производством и типовых штатных
расписаний. Достоинство этого метода состоит в простоте и незначительной
трудоемкости расчетов, недостаток – в перенесении сложившихся пропорций
в штатных расписаниях на перспективу и в слабом учете изменяющихся потребностей
производства. Штатно-номенклатурный
метод
предполагает
определение дополнительной потребности в специалистах на основе
сопоставления штатных расписаний и номенклатур должностей. Этот метод может
обеспечить достаточную точность определения дополнительной потребности в
специалистах при условии наличия научно обоснованных организационных структур
управления и номенклатур должностей, наиболее полно отражающих характер и
сложность выполнения работ специалистами на различных уровнях управления. Использование штатно-нормативного
метода для определения потребности в специалистах основывается на системе норм
и нормативов обслуживания, управления, управляемости, нормативов численности
специалистов, устанавливаемых в целом по отрасли или по функциональным подразделениям.
Общая потребность определяется делением объема работ в плановом году на
норматив нагрузки на одного работника. Этот метод целесообразно использовать
для определения потребности в специалистах отраслей непроизводственной сферы
(просвещение, здравоохранение, культура и т.д.), а также в других отраслях
хозяйства, где существует возможность четко определить объем работ для конкретного
специалиста и установить нормы его груда (например, при обслуживании специалистами
сложных систем машин и автоматизированных линий). Перечисленные методы целесообразно использовать при планировании
развития кадров на перспективный период до 5 лет. Балансовый метод. Этот метод используется для установления соответствующих
пропорций, увязывающих потребности в квалифицированных кадрах и возможности
системы образования, и реализуется путем разработки системы балансов: водного
трудовых ресурсов; дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников
ее обеспечения; потребности в подготовке квалифицированных кадров; привлечения
молодежи на учебу и работу. Экономико-математические методы. Эти методы позволяют с наибольшей
точностью обеспечить увязку всех сторон процесса планирования кадров и выбрать
наиболее оптимальное решение. Преимущества экономико-математического
моделирования в наибольшей степени реализуются в рамках автоматизированных
систем правления. Недостатками рассматриваемых методов являются
сложность формализации изучаемых явлений и необходимость определенных упрощений
важных факторов, влияющих на процесс формирования квалифицированных кадров. Метод экспертных оценок. Практика показывает, что специалисты, имеющие высокую
квалификацию и длительный стаж работы, могут достаточно точно определить
корректирующие коэффициенты, позволяющие внести поправки в показатели развития
кадров, исчисленные на основе статистических моделей. В этой связи методы
математической статистики следует дополнить методом экспертных оценок. Этот
метод можно использовать для установления удельного веса специалистов в
конкретной группе специальностей. Метод сравнения. Суть этого метода состоит в том, что на основе анализа
развития явлений и процессов в высокоразвитой системе в целом осуществляются
проектировки для менее развитой системы. Например, при сопоставлении уровней
развития высшего образования по отдельным экономическим районам за основу
(эталон) долгосрочной перспективы подготовки специалистов берут район или город
с наибольшим по стране уровнем насыщенности специалистами. Определенный интерес
может также представить сравнение уровней насыщенности специалистами в нашей
стране и в высокоразвитых государствах мира. |
|