Быстрый переход к готовым работам
|
Понятие и особенности становления конструкторской деятельности в дошкольной психологии
В современных условиях
стремительно происходящих изменений в социально-экономической и технологической
областях жизни нашего общества многократно возрастает роль образования как
основного фактора сохранения и развития творческого потенциала личности. Сегодня творчество перестает быть тем таинством, которое, оставаясь непознаваемым и неуправляемым, отводит педагогу скромную роль организатора условий для его реализации. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала роль деятельности в формировании творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, В.Д.Шадриков и др. [16, 31]. Способность к творчеству проявляется у детей уже в дошкольном возрасте. Развитие этой способности происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами (Л.С.Выготский). Творческая деятельность ребенка, приводящая к созданию субъективно нового продукта, является первым этапом присвоения социо-культурного опыта (Л.С.Выготский, А.В.Брушлинский, Н.Н.Поддьяков, В.Т.Кудрявцев и др.). С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей
(А.В.Запорожец), особое значение в формировании творчества имеют специфически
детские виды деятельности, к которым относится и конструирование. Наиболее
изученным оказалось конструирование из строительного материала (А.Р.Лурия,
Н.Н.Поддьяков, В.Г.Нечаева, З.В.Лиштван, А.Н.Давидчук, В.В.Холмовская и др.).
Были предложены разные формы организации обучения: по образцу, модели,
условиям, теме, замыслу. В
практике дошкольного широко
используются и другие виды конструирования − из деталей конструкторов, из бумаги, крупногабаритных модулей,
природных и бросовых материалов и др. Однако ни один из них не был подвергнут
специальному исследованию, в том числе с целью определения принципов и условий
развития в них детского творчества. Детское конструирование, в силу самой его созидательно-преобразующей природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника, при правильной организации обучения обязательно носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко и др.) и интеллектуальной активности (Д.Б.Богоявленская), экспериментирования с материалом (Е.А.Флерина, Н.Н.Поддьяков), возникновения ярких и «умных» эмоций (А.В.Запорожец). Это позволяет считать детское конструирование мощным средством развития творчества у дошкольников. Л.С.Выготский писал: «...Все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека... является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» [4]. И далее: «...В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека» [6]. В дошкольном возрасте при развитии воображения конструирование имеет такое же значение как художественная деятельность, элементы труда и учения, которые реализуются средствами художественного, умственного и нравственного воспитания детей. Они могут иметь игровую форму, но вместе с тем обладают своими особыми целями. Они взаимосвязаны и направлены на выполнение детьми различных действий, которые принято называть творческими. [31]. В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей
формируются обобщенные средства построения деятельности |
|