У нас уже 242733 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Понятие и особенности становления конструкторской деятельности в дошкольной психологии

В  современных условиях стремительно происходящих изменений в социально-экономической и технологической областях жизни нашего общества многократно возрастает роль образования как основного фактора сохранения и развития творческого потенциала личности.
В связи с этим особое значение приобретает гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Сегодня творчество перестает быть тем таинством, которое, оставаясь непознаваемым и неуправляемым, отводит педагогу скромную роль организатора условий для его реализации. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала роль деятельности в формировании творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, В.Д.Шадриков и др. [16, 31].

Способность к творчеству проявляется у детей уже в дошкольном возрасте. Развитие этой способности происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами (Л.С.Выготский).

Творческая деятельность ребенка, приводящая к созданию субъективно нового продукта, является первым этапом присвоения социо-культурного опыта (Л.С.Выготский, А.В.Брушлинский, Н.Н.Поддьяков, В.Т.Кудрявцев и др.).

С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А.В.Запорожец), особое значение в формировании творчества имеют специфически детские виды деятельности, к которым относится и конструирование. Наиболее изученным оказалось конструирование из строительного материала (А.Р.Лурия, Н.Н.Поддьяков, В.Г.Нечаева, З.В.Лиштван, А.Н.Давидчук, В.В.Холмовская и др.). Были предложены разные формы организации обучения: по образцу, модели, условиям, теме, замыслу.

            В практике дошкольного широко используются и другие виды конструирования из деталей конструкторов, из бумаги, крупногабаритных модулей, природных и бросовых материалов и др. Однако ни один из них не был подвергнут специальному исследованию, в том числе с целью определения принципов и условий развития в них детского творчества.
Детское конструирование с использованием разных материалов, как показывает анализ методической литературы (Э.К.Гульянц, И.Я.Базик, З.А.Богатеева и др.) и практики, часто носит репродуктивный характер.     Интерес­ный путь целенаправленного формиро­вания у детей элементов конструктор­ского творчества, предполагающий са­мостоятельное конструирование ими по собственному замыслу на основе экспе­риментирования с различным материа­лом предложен Г.В.Урадовским Используя эту методику, можно значительно повысить уровень конструирования, что выражается в новизне замыслов, в оригинальности способов их реали­зации, в переходе от одиночных по­делок к сюжетному конструированию [29].

Детское конструирование, в силу самой его созидательно-преобразующей природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника, при правильной организации обучения обязательно носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко и др.) и интеллектуальной активности (Д.Б.Богоявленская), экспериментирования с материалом (Е.А.Флерина, Н.Н.Поддьяков), возникновения ярких и «умных» эмоций (А.В.Запорожец). Это позволяет считать детское конструирование мощным средством развития творчества у дошкольников. Л.С.Выготский писал: «...Все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека... является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» [4]. И далее: «...В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека» [6].

В дошкольном возрасте при развитии вообра­жения конструирование имеет такое же значение как художественная деятельность, элементы тру­да и учения, которые реализуются сред­ствами художественного, умственного и нравственного воспитания детей. Они могут иметь игровую форму, но вместе с тем обладают своими особыми целями. Они взаимосвязаны и направлены на выпол­нение детьми различных действий, ко­торые принято называть творческими. [31].

В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности
(Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова). Они  аналогичны тем, которые наблюдаются в детском сочинительстве, словотворчестве, законах жизни детского фольклора, изучением которых занимались К.И.Чуковский, Г.С.Виноградов, Дж.Родари, Т.Н.Ушакова, А.М.Шахнарович, С.Н.Цейтлин, А.Г.Арушанова, Т.И.Алиева и др.

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.