Быстрый переход к готовым работам
|
Специфика и значение конструкторской деятельности
Термин «конструирование» (от латинского слова
соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных
предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки − для игры, поделки − для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению. Конструктивная деятельность − это практическая
деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного
реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.), но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, определять их форму, цвет, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения [14]. Обучение конструкторской деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной
деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При
обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная
деятельность, что является важным фактором при формировании учебной
деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют,
какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой
последовательности [20]. Конструктивная деятельность способствует практическому
познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с
этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида
и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; дети
упражняются в правильном употреблении понятий (высокий − низкий, длинный −
короткий, широкий − узкий, большой − маленький), в точном словесном указании
направления (над − под, вправо − влево, вниз − вверх, сзади − спереди, ближе и
т.д.). Конструктивная деятельность является также средством
нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются
такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, умение
и потребность доводить начатое до конца, организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей
(коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных
навыков работы в коллективе − умения предварительно договориться (распределить
обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или
поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не
мешая друг другу. Детское конструирование может быть изобразительным и техническим. Если продукт конструктивно-технической деятельности взрослых в основном всегда имеет практическое назначение (здание для театра, магазина и т.п.), то детская постройка не всегда выполняется для непосредственного практического использования. Так вначале дети с увлечением строят зоопарк, но как только он был создан, постройка потеряла для них всякий интерес. Такое явление, когда с выполненной конструкцией или постройкой дети не играют, можно наблюдать часто. Создается впечатление, что ребенка интересует сам конструктивный процесс, словно он осваивает в нем что-то новое, сложное, интересное. Но в этом изобразительном конструировании все же присутствует основное содержание конструктивно-технической деятельности. Если ребенок не использует поделку в своей практике, то, создавая ее, он старается отобразить в ней по возможности все, что необходимо для действий. Принципы создания продукта конструктивной деятельности те же, что и в конструировании. При этом необходимо отметить, что часто в изобразительном конструировании в своих постройках ребенок добивается значительно большего сходства с окружающими предметами, чем тогда, когда они предназначаются для непосредственного практического использования в игре, в то время как в постройках для игры ребенок допускает больше условностей. В такой постройке для него важно, чтобы было самое необходимое для игры. Например, по ходу игры понадобилось лететь на самолете, поэтому достаточным оказалось наличие руля, крыльев и сиденья для летчика. Неважно, что построенный самолет выглядит примитивно: он вполне удовлетворяет игровым потребностям детей. Иное дело, когда ребенок стремится показать различные типы самолетов. Тогда дети выполняют их с особенной конструктивной тщательностью. Таким образом, характер и качество постройки не всегда зависят от умений детей. Существование двух видов детского конструирования – изобразительного и технического, каждый из которых имеет свои особенности, − требует дифференцированного подхода в руководстве ими. Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения – не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др. Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные - с помощью винтов, гаек, шипов и т. д. В игре «Конструктор» дети учатся решать более сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек. В настоящее время все большего
значения в жизни детей, в том числе и дошкольников, имеют компьютеры. Ф.С.Халиловой
разработана и предложена оригинальная система компьютерных программ
«Конструктор» для развития пространственного мышления на занятиях по
конструированию у старших дошкольников. В основе этих программ лежит метод
поэтапного формирования пространственных представлений [11]. Многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, сочетания разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей [20]. |
|