Быстрый переход к готовым работам
|
Н.В. Гоголь как образец для творческого подражания М.А.Булгакова
Михаил Афанасьевич
Булгаков — художник необыкновенно правдивый и чуткий. Нам, кажется, он видел
далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое складывалось на
его глазах. Сатирическая повесть
“Собачье сердце”— глубокое философское произведение, если вдуматься серьезно в
его содержание. Профессор Филипп Филиппович вообразил себя сродни Богу, он
преобразует земное существо одно в другое, из милого и ласкового пса сотворил
“двуногое чудовище” без всякого понятия о чести, совести, признательности.
Благодаря Полиграфу Полиграфовичу Шарикову вся жизнь профессора Преображенского
встала с ног на голову. Шариков, вообразив себя человеком, вносит в размеренную
и спокойную жизнь профессора дискомфорт. Он требует от “папаши” положенной ему
жилплощади, предъявляя документы “жилищного товарищества”. Приобретя
человеческий облик, Шариков даже понятия не имеет о правилах поведения в
обществе. Он во всем копирует своего “наставника и учителя” Швондера. Здесь
Булгаков дает волю своей сатире, издеваясь над тупостью и высмеивая
ограниченность новой власти. “В спальне принимать пищу,— заговорил он немного
придушенным голосом,— в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в
комнате прислуги, а в столовой осматривать?! Очень возможно, что Айседора
Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в
ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан!!! — вдруг рявкнул он, и багровость
его стала желтой.— Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной! —
говорил профессор”. Незначительные,
никчемные людишки, волей случая получившие власть, начинают издеваться над
серьезными людьми, портят им жизнь. Так постепенно из
объекта сатиры профессор Преображенский становится обличителем царящего вокруг
хаоса. Он говорит, что разруха оттого, что вместо работы люди поют. Если он
вместо операций начнет петь, у него тоже начнется в квартире разруха. Профессор
уверен, что, если люди будут заниматься своими делами, никакой разрухи не
будет. Главная разруха в головах людей, уверен Филипп Филиппович. Свою ошибку профессор
исправляет, “переделывая” Шарикова в Шарика. Швондеру и его компании он
объясняет: — Наука еще не знает
способа обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как
видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм! Да, это острая сатира
на социалистическое общество, в котором утверждалось право “каждой кухарки
управлять государством”. Долгие годы имя М. А. Булгакова и его произведения
оставались под запретом. Но любая “тайна” когда-то становится явью. Так и
наступило время, когда мы свободно читаем произведения Булгакова, поражаемся
его гениальному предвиденью, смеемся вместе с писателем, но смех этот не
веселый и беззаботный, а суровый и бичующий пороки, помогающий обрести истину. Сатира Булгакова
сродни гоголевской и он достойно
продолжил его традиции. Уже довольно долгое
время литературоведы пытаются выявить причины преемственности литературных
традиций, но однозначного решения этой проблемы не найдено. Для нас важно то,
что данная связь реально ощутима – М.Шолохов писал: «Мы все связаны
преемственностью художественного мышления и литературными традициями» [7,32]. Опираясь на
биографические данные, мы можем предположить, что подобным творческим образцом
для М.А.Булгакова был Н.В.Гоголь. Об этом свидетельствуют данные П.С.Попова,
первого биографа М.А.Булгакова: «Михаил Афанасьевич с младенческих лет
отдавался чтению и писательству. Первый рассказ «Похождение Светлана» был им
написан, когда автору исполнилось всего семь лет. Девяти лет Булгаков
зачитывался Гоголем, - писателем, которого он неизменно ставил себе за образец
и любил наибольше из всех классиков
русской литературы»[15,98]. Применительно к
М.А.Булгакову точными являются оценки Б.Соколова: «…есть очень точная формула
булгаковского творчества – его жизненным опытом становилось то, что он читал.
Даже события реальной жизни, совершавшиеся на его глазах, Булгаков впоследствии
пропускал сквозь призму литературной традиции, а старые литературные образы
преображались и начинали новую жизнь в булгаковских произведениях, освещенные
новым светом его гения». [6,52] И большую часть этих традиционных литературных
образов произведений М.А.Булгакова на наш взгляд составляют именно гоголевские
образы. Мы, как исследователи булгаковской прозы,
беремся утверждать, что именно Н.В.Гоголь был для М.А.Булгакова тем “идеальным
образцом” профессионала, который необходим любому творчески одаренному человеку
для подражания на начальной стадии становления своего собственного творческого
потенциала. Действительно, Гоголь
- мыслитель, Гоголь - художник играет основную роль в формировании и эволюции
Булгакова, он живет в письмах писателя, беседах с близкими, друзьями. Вся проза Булгакова заставляет вспоминать
гоголевскую формулу: "человек такое дивное существо, что никогда не может
исчислить вдруг всех его достоинств, и чем более всматриваешься, тем более
является новых особенностей, и описание их было бы бесконечно". В письмах Булгаков
называет Гоголя "хорошо знакомым человеком" и "великим
учителем". Отношение к великому
русскому писателю не было у Булгакова однозначным. Его волновали различные
стороны гоголевского наследия. Определить характер и масштаб воздействия Гоголя
на Булгакова, значит понять многое в видении Булгаковым окружающей его
действительности, уяснить некоторые существенные черты его творчества. Гоголь
для Булгакова - "факт личной биографии". Гоголь оставался для него
писателем современным и злободневным, Булгаков чувствовал в нем своего союзника
в борьбе с пошлостью, мещанской ограниченностью, с возродившейся из праха
старого мира бюрократической рутиной. "Из писателей предпочитаю Гоголя, с
моей точки зрения, никто не может с ним сравняться..." Так отвечал М.А.
Булгаков на вопрос своего друга и будущего биографа Павла Сергеевича Попова.
Эти чувства М.А.Булгаков пронес через всю свою жизнь, через все свои произведения.
И даже в последние годы жизни, когда Михаил Афанасьевич ощущает себя
затравленным, психически нездоровым, и начинает писать одно за другим письма в
адрес советского правительства с просьбой разрешить ему выезд за границу, даже
в этот тяжелый для себя момент М.А.Булгаков обращается к Гоголю и использует в
одном из подобных писем ряд фрагментов из гоголевской «Авторской исповеди»
(развернутый эпиграф): "Чем далее, тем более усиливалось во мне желание
быть писателем современным. Но я видел в то же время, что изображая
современность, нельзя находиться в то высоко настроенном и спокойном состоянии,
какое необходимо для произведения большого и стройного труда. Настоящее слишком
живо, слишком шевелит, слишком раздражает; перо писателя нечувствительно переходит
в сатиру» [23,21]. Не ограничиваясь одними биографическими
фактами, мы в качестве доказательства нашей гипотезы обратимся непосредственно
к творчеству М.А.Булгакова и тем его «корням» которые идут, на наш взгляд,
непосредственно от Н.В.Гоголя. |
|