Быстрый переход к готовым работам
|
Разновидности детективного жанра
В истории
детектива можно выделить три жанровых разновидности. Первой хронологически был
аналитический детектив, связанный непосредственно с гениальными умами Шерлока
Холмса, Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Это английский детектив — его особенностью
было единство места действия; Второй хронологической (1920-е гг.) (и
практически во всем противоположной первой) разновидностью детектива был
американский “жесткий” детектив (Д. Хэммет, Дж. Х. Чейз), во многом
отличавшийся от английского. Пространство в нем очень часто меняется. Сыщик
активно вовлечен в перипетии интриги, он часто действует с помощью пистолета
или кулака, иногда его самого избивают до полусмерти. Поиск истины здесь
проводится отнюдь не при помощи дедуктивных аналитических процедур, и сама
истина оказывается синонимом не справедливости, а хитрости, силы и ловкости
ума. Теперь, видя, как прочно массовая культура связана с национальным типом
философской рефлексии, мы не удивимся, что в третьем (и последнем) типе
классического детектива — французском — господствует идеология
экзистенциализма. Сыщик здесь, как правило, совпадает с жертвой, а поиск истины
возможен лишь благодаря некоему экзистенциальному выбору,
личностно-нравственному перевороту. Герой экзистенциального детектива не блещет
ни умом, ни кулаками. Его сила — в его душевной глубине и неординарности, в
гибкости, позволяющей ему не только удержаться на поверхности, выжить, но и
разгадать загадку, которая кажется мистически непостижимой. Детектив такого
типа представлен творчеством С. Жапризо, В послевоенные
годы жанры перемешались. А постмодернизм дал свои образцы детектива —
пародийного и аналитического (“Имя розы” Умберто Эко), и экзистенциального
(“Маятник Фуко” того же автора), и прагматически-эпилептоидного (“Хазарский
словарь” Милорада Павича). Нередко к
детективу причисляют приключенческую
литературу, шпионские романы, триллеры, что не совсем корректно. Н.Н. Вольский[1]
выделяет ряд характерных особенностей построения детектива: погруженность в
привычный быт, стереотипность поведения
персонажей, наличие особых правил построения сюжета и отсутствие случайных
ошибок, что в неполной мере находит отражение в приключенческой
литературе. В общем
случае принадлежность к детективу определяется наличием или отсутствием в
художественном произведении самостоятельной сюжетообразующей линии, выделенной
из литературы о тайнах и преступлениях Эдгаром По - изображение процесса
раскрытия преступления. Дальнейшее развитие детективного жанра
позволило классифицировать детективный жанр по ряду признаков. Т. Кёстхейи в
своей книге "Анатомия детектива"[2]
приводит обстоятельную классификацию детективов, которая выглядит следующим
образом: Другие исследователи[3]
к этой классификации добавляют еще "интеллектуальный и
суперинтеллектуальный детектив", отгадка которого требует огромной
эрудиции. Согласно иной классификации среди многообразия детективной литературы
выделяются: К детективной литературе
примыкают также произведения о работе военно-политической разведки - тема,
получившая распространение после Первой, а особенно после Второй мировой войны.
Популярность детективов объясняют различными
причинами. Кто-то считает, что в литературе ХХ века нет фольклорного былинного
героя. А человеку всегда нужен герой, который сильнее и лучше его. Кто-то
выдвигает гипотезу о том, что читатель получает интеллектуальное удовлетворение
от логических умозаключений и постоянного напряжения из-за интереса к разгадке
тайны. Детектив привлекает
исследователя такими жанровыми свойствами, как стабильность композиционных
схем, устойчивость стереотипов, повторяемость основных структур. Эта
определенность признаков дает возможность рассматривать детектив как
“простейшую клетку”. В детективном жанре сложился определенный стандарт
построения сюжета. В самом начале совершается преступление. Появляется первая
жертва. Из этого эпицентра будущих событий расходятся три луча-вопроса: кто?
как? почему? Детективная интрига сводится к простейшей схеме: преступление,
следствие, разгадка тайны. Эта схема конструирует цепь событий, образующих
драматическое действие. Вариабельность здесь минимальная. Иначе выглядит
фабула. Выбор жизненного материала, конкретного характера сыщика, места
действия, способа расследования, определение мотивов преступления создают множественность
фабульных построений в границах одного жанра. Возможности вариаций здесь резко
возрастают. Возрастает также удельный вес личности автора. Его нравственные,
социальные и эстетические позиции, как бы они ни казались спрятанными,
обнаружат себя в характере фабульного оформления материала. [1] Вольский
Н.Н. Загадочная логика. Детектив как модель диалектического мышления. - Новосибирск, 1996. – 216с.- C.113
[2] Кестхейи Т. Антология
детектива. Следствие по делу о детективе.
– Будапешт. – Корвина. – 1989.
–261с. – С.165 . [3] Бавин С. Гилберт Кит Честертон // Бавин С. Зарубежный детектив ХХ века. - М.: Книжная палата, 1991. - 206 с. - С. 181-186. |
|