Быстрый переход к готовым работам
|
Жанровые особенности творчества Агаты Кристи
Агата Кристи – одна из ярчайших представителей
классического английского детектива. Для ее романов характерны те же
особенности, что и для чистого детективного жанра: простая формула сюжета,
замкнутость действия, ограниченный круг подозреваемых лиц и рационально
сконструированная фабула. Единство этих компонентов в романах Агаты воспроизводят
исторически характерное географическое единство – «мирное» настроение 20-х,
30-х гг., английскую провинцию со всей ее скукой, сплетнями, суевериями,
древними замками с каминами в них, пятичасовым чаем, библиотечными комнатами,
семейными тайнами, написанными и ненаписанными завещаниями. В романах Агаты
Кристи показан классический вариант английской жизни, без посторонних декораций
извне. Герои
произведений Агаты Кристи разнообразны и многогранны. Это и блистательный
Эркюль Пуаро, чей образ легко узнаваем уже на первых страницах романов, и
очаровательная мисс Марпл, образ коей Агата Кристи заимствовала из жизни,
наделив героиню некоторым сходством со своей бабушкой. Пуаро и мисс Марпл – визитная карточка творчества
Агаты Кристи. Столь разные и непохожие между собой, они выделяются на общем
фоне героев писательницы. Это легко объяснимо: вводя на страницы своих романов
этих персонажей, Агата Кристи наделяет их отличительными чертами, будь то внешними, психологическими, и мы без труда
узнаем этих героев в разных романах благодаря специфичности писательницы в
изображении их характеристик. Наряду с Эркюлем
Пуаро и мисс Марпл в творчестве писательницы особое место занимают
нетипизированные герои: утомленные
полковники и майоры в отставке, провинциальные аристократы, живущие в окружении
семьи – простые люди, изображение жизни которых для Агаты Кристи представляло
особую ценность, особый интерес. Тематика
творчества Агаты Кристи четко вписывается в каноны классического детектива. Ее
произведения – изящная загадка, игра, позволяющая воображению открывать любые
горизонты. Таинственность, неизвестность – непременные атрибуты любого
детектива - увлекают читателя с завидной
легкостью. Как правило, центральной темой многих романов Кристи является
убийство как факт, подчас даже несколько убийств, как, например, в романе
«Десять негритят». Притом, убийство не всегда лежит на поверхности, оно нередко
завуалировано и ждет своего часа. И всегда важен вопрос (ответ на который, как
правило, мы находим в конце),
традиционный для детективных произведений: кто является виновником
произошедшего? Кто убийца? Время в романах
писательницы подчас не имеет четких границ. Так, оно может ограничиваться одним
днем («Убийство по алфавиту»), даже несколькими часами или растягиваться на
долгие месяцы. Что характерно: во многих романах Агаты счет времени вообще
потерян – временные рамки отсутствуют, и невозможно определить ни его начальную
точку отсчета, ни финальную. Безусловно, это в определенной мере связано с
авторским замыслом. Если говорить о
месте действия в романах Агаты Кристи в целом, то оно не локализовано и
вариативно и может представлять собой как замкнутое пространство, например,
особняк или виллу или Негритянский остров, так и открытое пространство,
допустим, целую деревню. Место преступления, как правило, тоже может быть как
открытым, так и закрытым. |
|