Быстрый переход к готовым работам
|
Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении
В
педагогической литературе указывается на то, что в истории отечественной
дошкольной педагогики было несколько
вариантов построения педагогического процесса[1].
В 20-30-е гг., когда система общественного дошкольного воспитания еще только развертывалась,
педагогический процесс строился по
организующим моментам. Вся жизнь
детей в определенные промежутки времени
была сосредоточена вокруг организующих
моментов. Каждый организующий момент строился на основе следующих
частей
программы: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание,
природоведение, физическое воспитание, музыкальное образование, изобразительное
образование, математика. Раскрывалось содержание каждого подраздела и
предлагались конкретные формы работы. В конце каждого организующего момента указывалось содержание работы с родителями. Например, в средней
и старшей группах предлагалось весь
учебный год разделить на четыре
квартала (осенний, зимний, весенний, летний). В каждом квартале было по четыре организующих момента. В осеннем квартале выделялись такие
организующие моменты: «Организация
жизни группы» (длительность проработки-
15-18 дней); «Оздоровление быта» (продолжительность примерно 18-20 дней); «Празднование Октябрьской революции»
(длительность примерно 20-25 дней); «Организация рабочей комнаты»
(длительность проработки примерно 18-20
рабочих дней). Подобным образом был расписан
каждый квартал. Работа по организующим моментам предполагала, что в выделенное для нее время дети будут получать
необходимые знания, закреплять их в играх, труде, изобразительной деятельности и т.д. Такой подход к построению педагогического процесса имел как положительные,
так и негативные стороны. Положительным было то, что дети в течение довольно длительного времени
имели возможность сосредоточиться на определенном познавательном материале; у них формировались навыки социального поведения, мировоззрение. В дальнейшем применялись и другие формы построения педагогического
процесса: тематическая и комплексная. Сущность тематической формы заключается в
том, что в качестве
основы педагогического процесса выделялась какая-то
тема. Содержание ее раскрывалось, как правило, на занятиях. Изучение одной темы могло проходить на
нескольких занятиях. В тему могла
быть включена и другая деятельность,
связанная с нею по содержанию. Отличие данной
формы от рассмотренной выше состоит в том, что одна и та же тема могла повторяться в течение учебного года и ей
не должен был подчиняться весь воспитательно-образовательный
процесс. Содержанием тем мог стать какой-то один раздел программы (чаще всего
был раздел общественно-политического
воспитания), а другие разделы изучались параллельно. «Комплексы» - так называли комплексное построение педагогического
процесса, характеризовались попыткой установить логическую взаимосвязь между разными разделами. В один «комплекс» входили различные виды
деятельности детей или разное, но
близкое по теме содержание. Все
названные подходы к построению педагогического процесса объединяет одно - стремление сгруппировать, сблизить воспитательные воздействия, не распылять
их, а давать концентрированно,
целенаправленно. Как отмечает С.А. Козлова[2],
такая идея положительна, она отвечает
особенностям дошкольного возраста.
Но принцип концентрирования не может быть применен ко всему содержанию сразу, и тогда какие-то стороны этого содержания становятся как бы
второстепенными, а внимание педагога к их освоению снижается. Страдает главное - разностороннее развитие личности. К
тому же выбор тем или содержания «комплекса» не имел научного обоснования и
носил субъективный, «вкусовой» характер. Более современный подход - организация педагогического процесса на
основе выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей. В качестве
ведущей (доминирующей) цели выдвигается воспитательная задача. Ее содержание
продиктовано особенностями развития детей на определенном возрастном этапе и
конкретными задачами воспитания. Доминирующая цель определяет взаимосвязь и
иерархию воспитательных и образовательных задач. От содержания доминирующих
целей зависят порядок и взаимодействие разных видов деятельности, многоплановых по
содержанию и формам организации и единых по мотивации и цели. Многоплановость
содержания и форм
позволяет удовлетворять и развивать разнообразные интересы и способности детей,
а единая мотивация - направлять это развитие в общее педагогически ценное русло.
Отличительная особенность такого построения педагогического процесса заключается
в том, что меняется зависимость между разными видами деятельности. На первый
план выходит то одна, то другая деятельность, наиболее оптимальная для
реализации доминирующей цели. Другие виды деятельности не исключаются, а выполняют сопутствующую
роль. Например, в старшей группе в качестве доминирующей цели выдвинута цель воспитания положительных
взаимоотношений между детьми. Центральной
формой работы с дошкольниками становится совместная деятельность,
позволяющая упражнять детей в положительных
взаимоотношениях. Это могут быть игра,
труд, организованные на принципе совместности. В качестве сопутствующей деятельности выступают занятия (этические беседы о взаимоотношениях),
самостоятельная индивидуальная
художественная деятельность (ребенок
готовит что-то для всей группы или мастерит подарок для друга), праздники и др. Но и в ведущей, и в сопутствующей
деятельности решается главная задача - воспитание положительных
взаимоотношений. Каждый из названных подходов имеет и положительное, и отрицательное.
До сих пор продолжается поиск наиболее оптимальной формы построения
педагогического процесса в дошкольном учреждении. Как уже говорилось выше, педагогический
процесс эффективен при условии грамотного планирования. Тенденция отказаться от
планирования воспитательно-образовательного процесса, которая одно время имела
место в отечественной системе дошкольного воспитания, не
оправдала себя. Разумный
план не сдерживает творчество педагога, а
способствует ему. Долгие годы воспитатели планировали свою работу по строго
определенной схеме, следуя за выполнением режима дня. На каждый отрезок времени были определены обязательные виды деятельности, формы организации
детей, содержание
учебно-воспитательной работы. Так, на утро предусматривались индивидуальная работа с детьми, утренняя гимнастика,
свободные самостоятельные игры детей.
На первую половину дня планировались обязательные фронтальные занятия. Их выбор зависел от установленной «сетки
занятий» (понедельник - развитие речи и лепка, вторник - музыкальное занятие и математика и т. д.). Для прогулок непременно планировались
наблюдения, труд, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми. Вторая половина дня посвящалась играм,
коллективному труду, развлечениям,
досугу. Такое планирование имело много положительного. Оно
упорядочивало работу педагога, позволяло учитывать и распределять во времени
многообразные воспитательные и образовательные задачи, чередовать активность
и умеренность, регулировать физическую нагрузку. Но было и много недостатков.
Такое планирование предрасполагало к формализации процесса воспитания, подчинению
содержания форме, а не наоборот. Исключались принципы комплексности,
концентрированности, что приводило к случайностям в определении содержания и целей
разных видов деятельности. Сегодня в большинстве дошкольных учреждений отказались от
такой формы планирования. Делаются попытки планировать работу по перспективным
линиям развития детей в каждой возрастной группе. Воспитателю предоставляется
больше свободы в выборе содержания и времени проведения тех или иных мероприятий. Правда, остается
так называемый «блочный режим» проведения. Например, занятия всегда
проводят в определенное время, сохранились «сетка занятий» и их набор. Выделен блок
времени для игр, самостоятельной деятельности, индивидуальной работы с детьми.
Например, воспитатель планирует работу помесячно. Сразу на все недели определяет
содержание занятий (математика, рисование, аппликация, лепка, развитие речи,
обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой, экология, конструирование,
ручной труд, ознакомление с окружающим, игровая деятельность, трудовое
воспитание, прогулка, индивидуальная работа с детьми). Остаются
также две основные формы планирования: годовой
и календарный пиан. И одну и другую форму используют заведующая, методист и воспитатель. Годовой план заведующей и методиста предполагает организацию
работы всего коллектива в течение года. В нем выделяются по меньшей мере
3-4 ведущие задачи (количество определяют сами
работники). Затем раскрываются формы, в которых будет выполняться годовой план. Это могут быть
семинары-практикумы, смотры-конкурсы, консультации, просмотры,
педагогические советы, собрания и т. п.
Отдельный раздел плана - организационно-педагогическая
работа (темы заседаний педагогических
советов, тематические проверки, содержание работы родительского комитета,
сотрудничество со школой и др.). В календарном плане методист отмечает уже конкретные даты проведения
мероприятий из годового плана. Воспитатель также планирует общие задачи на год
по своей
группе. В календарном плане, который может составляться на месяц, на неделю конкретизируются задачи и
содержание работы. Примерно один раз в квартал воспитатель
вместе с методистом дошкольного учреждения и психологом изучает достижения
ребенка по разным разделам программы и линиям возрастного развития. К такой работе
могут быть привлечены и другие специалисты, работающие с этими детьми. Результаты обсуждаются на родительском собрании, на педагогическом
совете. Намечается содержание
дальнейшей работы. Старший
воспитатель и психолог с участием воспитателя
конкретной группы разрабатывают различные методики организации деятельности
детей и наблюдений за ними в различных ситуациях, как естественных, так и
смоделированных, для выявления уровня или динамики их развития. При этом ведущим методом остается длительное
наблюдение за детьми. Только
тщательное изучение с помощью разных методик, а не единичное тестирование
(тесты употребляются лишь как элемент
исследования), дает основание судить
о степени развития или задержке в развитии
ребенка. Проверка может проводиться на разном содержании. Все зависит от
поставленной задачи. Методики проверки всегда должны соответствовать задаче. Для
выяснения усвоения знаний, например, проводится беседа с детьми. Но она не должна
быть лишь вербальной. Дошкольник может лучше проявить себя, если беседовать по
картинке, игрушке, если беседа проходит в естественной обстановке, как бы
непроизвольно. Все это важно
для фактического, а не формального выяснения картины развития детей и оценки эффективности педагогической работы. Таким образом, планирование работы включает в себя два
взаимосвязанных блока: систематизированные мероприятия,
направленные на решение воспитательно-образовательных задач и поэтапная проверка уровня
развития детей по определенным направлениям. Среди факторов, влияющих
на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит
образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования,
многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании
программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5ст.14 закона РФ «Об
образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право
самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те
программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В
условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан
ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все
программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса
в детском саду. Все программы дошкольных
учреждений можно разделить на комплексные и парциальные. Комплексные (или
общеразвивающие) включают все основные направления развития ребенка:
физическое, познавательно-речевое, социально-личностное,
художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей
(умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению
специфических видов детской деятельности (предметная, игровая,
театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и
др.). Парциальные
(специализированные, локальные) программы включают одно или несколько
направлений развития ребенка. Целостность образовательного процесса может
достигаться не только путем использования одной основной (комплексной)
программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ. Анализ образовательных
программ дошкольных учреждений полно представлен в работе Т.И. Ерофеевой[3].
Охарактеризуем комплексные программы дошкольного образования: 1) Программа воспитания и
обучения в детском саду (Под ред. М.А. Васильевой). Главная задача- охрана
жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и подготовка детей к
школе. Программа предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое
и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с из
возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Программа
воспитания и обучения составлена по возрастным группам (ранний возраст, младший
школьный, средний возраст и старший дошкольный возраст). 2) Программа « Радуга»
под ред. Т.Н.Дороновой. Цель программы – сформировать такие качества личности,
как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить
перед собой задачу и добиться ее решения. Программа включает 7 важнейших видов
деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и
развитие ребенка: - физическая культура
(самый важный предмет - красный цвет), - игра (положенная в
основу программы – оранжевый цвет), - изобразительная
деятельность, ручной труд ( на основе знакомства с народным декоративным искусством –
желтый цвет), - конструирование (
развитие воображения) – зеленый цвет), - занятия музыкальным и
пластическим искусством (формирование эстетических переживаний – голубой цвет), - занятия по развитию
речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет,) - математика ( фиолетовый
цвет). 3) Программ «Из детства –
в отрочество». Программа для родителей и воспитателей направлена на укрепление
здоровья и развитие детей 4-7 лет, большое внимание уделено преемственности
детского сада и школы. Имеет гриф Министерства образования РФ и рекомендована к
использованию в дошкольных образовательных учреждениях. Программа разработана
авторским коллективом под руководством Т.Н. Дороновой. В основе лежит важнейший стратегический принцип
современной системы образования - его непрерывность, которая на этапах
дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией трех социальных
институтов образования- семьи, детского сада и школы. Программа помогает решать задачи в условиях семьи и
детского сада по двум направлениям: «Здоровье» и «Развитие». 4) Программа «Детство».
Программа «Детство» разработана в 1995г.коллективом преподавателей кафедры
дошкольной педагогики РГПУ им.А.Герцена.
Программа «Детство» является комплексной образовательной программой. Она
создавалась авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного
возраста, обеспечивающая единый процесс социализации, индивидуализации личности через осознание
ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Программа предлагает
насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам
современного ребенка. Исходя из
принципов гармоничности
образования, авторы предусмотрели для
органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие
дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и
музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и
трудом. Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления
физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и
гигиенической культуры. 5) Программа развития и
воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» «Детский сад
2100». Программа «Детский сад 2100» рассматривает психолого-педагогические и
методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 3 до 6
лет. Является одним из структурных компонентов образовательной системы «Школа
2100». Реализует преемственность между дошкольным и начальным образованием. Это
отражено в концептуальных основах комплекта в Образовательной системе «Школа
2100». Это отвечает требованиям создания и сохранения у ребенка целостной
картины мира. Программа «Школа-2100» (детский сад-2100) основана на идее
непрерывного образования и по существу предполагает реализацию целей, принципов, перспектив развития содержания и
технологии российского образования на ближайшие 10 лет. Общая цель программы: подготовка в процессе
дошкольного и школьного развивающего обучения грамотной личности как показателя
качественного обучения, обеспечение готовности школьника к дальнейшему
развитию. 6) Программа «Развитие».
Разработана коллективом сотрудников Учебного центра Л.А. Венгера. Основная цель
программы – развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного
возраста и художественных способностей детей дошкольного возраста. В основу
программы положены 2 теоретических положения: - о самоценности дошкольного периода развития
(ребенок не «опекаемый», а «созидатель»), - развитие способностей,
которые понимаются как универсальные действия ориентированные в окружающем с
помощью специфических для дошкольников
задач. 7) Программа «Одаренный
ребенок». Вариант программы «Развитие», для детей 6-7 г. жизни, обладающих
высокими умственными способностями. Целями программы являются: ознакомление с
пространственными отношениями; развитие элементов логического мышления;
развитие речи и ознакомление с художественной литературой; развитие элементарных
математических представлений; подготовка к обучению грамоте; конструирование;
подготовка к сюжетно-ролевой игре; ознакомление с природой; ознакомление с
элементарными физическими явлениями; знакомство с изобразительным искусством. 8) Программа «Истоки».
Цель программы – разностороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет.
Название программы отражает непреходящее
значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются
основы всего будущего развития человека. Символ «Источник» означает, что
ребенок и взрослый оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой
культуры. В программе поставлены задачи развития ребенка в процессе
деятельности по четырем основным линиям: социального, познавательного,
эстетического и физического. Базисную часть программы каждого возраста
составляют следующие четыре компонента: - характеристики
возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности
(обозначены знаком «солнышко»), - задачи развития
(цветок), - показатели развития
(яблоко), - базисные характеристики
личности ( « детское личико»). 9) Программа
«Преемственность» под редакцией Н.А.Федосовой. Дошкольный компонент данной
программы содержит вариативные подходы к организации работы по подготовке детей
к школе, включая пропедевтические курсы на базе ДОУ с кратковременным
пребыванием детей, учреждения «Начальная школа - детский сад», ОУ, а также в
условиях семьи. 10) Программа «Кроха».
Цель программы - комплексное развитие воспитание и обучение детей в возрасте
до трех лет. Программа состоит из
четырех глав: - «Мы ждем тебя, малыш!
(предродовая педагогика), - «Как я буду расти и
развиваться» (характеристика особенностей психического развития ребенка от
рождения до 3-х лет), - «Гуленька» ( развитие и
воспитание детей первого года жизни), - «Я сам» (развитие и воспитание детей второго и
третьего года жизни). 11) Программа «Детский
сад – дом радости» под. ред. Н.М. Крыловой. Основная цель данной
педагогической системы – содействие всестороннему воспитанию и развитию
индивидуальности каждого участника педагогического процесса через умелую
организацию всей жизни и деятельности ребенка и его наставников, построение
целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, преодолении
межпредметной и междеятельностной раздробленности различных направлений
воспитательно - образовательной работы с детьми, систематизации и интеграции
различных научных знаний и передового
педагогического опыта. Специфика данной программы заключается в том, что впервые
воспитатели получили новую форму организации труда- план-сценарий, определяющий
с 6.00 до 20.00 часов методику работы как с группой, так и с подгруппой, а
главное, с каждым из воспитанником группы по всем направлениям педагогического
процесса. 12) Программа «Золотой
ключик» под ред. Кравцова Г.Г. Программа представляет новую модель начального
образования детей в возрасте от трех до десяти лет, которая предусматривает
такую организацию жизни в группах, при которой дети разного возраста
(дошкольного и младшего школьного) живут и воспитываются вместе. Цель программы
– достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально
полное, соответствующее возрасту развитие, эмоциональное благополучие и
счастливую жизнь каждого ребенка. Охарактеризуем кратко
некоторые парциальные программы дошкольного образования: 1) Программа « Я, ты, мы»
под ред. О.Л. Князевой. Программа
актуальна для всех видов дошкольных учреждений, дополняет любую программу
дошкольного образования. Она направлена на формирование эмоциональной сферы и
на развитие социальной компетентности ребенка.
В программу входят следующие разделы:
«Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки». 2) Программа по
изобразительной деятельности в детском саду под ред. Г.С. Швайко. Цель
программы – развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного
возраста. Задачи программы: - развивать
творческие способности детей посредством
изобразительной деятельности; - развивать
познавательную активность детей; - воспитывать культуру
деятельности, формировать навыки
сотрудничества. 3) Программа «Ступеньки к
школе» под ред. М. Безруких. Комплект "Ступеньки к школе" позволяет в
полной мере реализовать идеи Л.С. Выготского о том, что “только то обучение в
детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет за собой, и
обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться.”
Программа позволяет реализовать следующие принципы организации занятий с
дошкольниками: адекватность требований и нагрузок; постепенность (пошаговость)
и систематичность формирования познавательных функций, следование от простых и
доступных заданий к более сложным, комплексным; индивидуализация темпа –
переход к новому этапу обучения только после полного освоения материалов
предыдущего этапа; повторяемость (цикличность), дающая возможность формировать
и закреплять механизмы реализации функций. Отметим общие
характеристики программ: 1. Системность. Развитие
ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены
все компоненты, поэтому необходима работа по развитию речи и моторики,
зрительного восприятия и зрительно-моторной координации, организации
деятельности, запаса сведений, знаний и т.п. 2. Комплексность
(взаимодополняемость). Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором
развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других
функций. 3. Соответствие
возрастным и функциональным способностям. Индивидуальная программа может быть
разработана с учетом особенностей развития каждого ребенка. [1] Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- С.142. [2] Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- С.157. [3] Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Ерофеевой Т.И. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 344 с. |
|