Быстрый переход к готовым работам
|
Сертификация продукции и производства
Важнейшей подсистемой и целью управления качеством продукции является ее сертификация. В условиях конкуренции завоевать соответствующий рыночный сегмент можно только представив потенциальным потребителям достоверную информацию о качестве товара. Исходя из необходимости обеспечения потребителя - объективной и достаточной информацией о качестве стал распространяться третий вид контроля — сертификация[1]. Она осуществляется третьей, независимой организацией, что гарантирует объективность ее результатов. Сертификация осуществляется в целях: ¨
создания условий для деятельности хозяйствующих субъектов
различных форм собственности на едином
товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом,
научно-техническом сотрудничестве и
международной торговле; ¨
содействия потребителям в компетентном выборе продукции; ¨
защиты потребителя
от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); ¨
контроля безопасности продукции для окружающей природной
среды, жизни, здоровья и имущества; ¨
подтверждения показателей качества продукции, заявленной
изготовителем. Сертификация
основывается на следующих основных принципах: ¨
обеспечение государственных интересов при оценке
безопасности продукции и достоверности информации о ее качестве; ¨
добровольности либо обязательности; объективности, т.е.
независимости от изготовителя и потребителя; ¨
достоверности, т.е. использования профессиональной
испытательной базы; исключения дискриминации в сертификации продукции
отечественных и зарубежных изготовителей; ¨
предоставления изготовителю права выбора органа по
сертификации и испытательной
лаборатории; ¨
установления ответственности участников сертификации; правового и технического обеспечения, а также
многофункциональности использования результатов сертификации (сертификатов и
знаков соответствия) изготовителем, торговлей, потребителями, органами надзора,
таможней, страховыми организациями, биржами, аукционами, арбитражем, судом; ¨
открытости информации о положительных результатах
сертификации или о прекращении действия
сертификата; ¨
разнообразия форм и методов проведения сертификации
продукции с учетом ее специфики, характера производства и потребления.
Организация сертификации включает в себя две стадии:
обеспечение и реализация условий для создания и производства продукции,
подлежащей сертификации; организация и
проведение сертификации продукции как подтверждение ее соответствия требованиям,
нормативно-технической документации[2].
Сертификация включает экономические и организационно-технические аспекты[3]. В общем случае при сертификации могут быть проведены: испытания продукции, как для первичного подтверждения соответствия, так и в процессе периодической проверки стабильности, соответствия; первичная оценка состояния производства; последующей после выдачи сертификата инспекционный контроль за сертифицированной продукцией. Операции, выполняемые при подтверждении соответствия, можно представить в
виде схемы (Приложение 3, рис.2.1). Для различных видов продукции состав и
содержание трех основных операций (испытания, оценка производства, инспекционный контроль) могут быть различными. В настоящее время в РФ применяются десять основных и дополнительных схем сертификации (Приложение 4, табл.2.1). Добровольную сертификацию может проводить любое юридическое лицо, зарегистрировавшее свою систему в установленном порядке. Заявитель на добровольную сертификацию вправе сам установить номенклатуру требований, на соответствие которым проводится сертификация. |
|