Быстрый переход к готовым работам
|
Святилище Аполлона
Известна надпись на колонне белого мрамора, высота –
полметра, диаметр – 0,28 м, служившей, возможно пъедесталом, для не дошедшей до
нас статуи Аполлона в Малой Азии. Святилище Аполлона Лермена в Малой
Азии, в районе, образованном треугольником городов Дионисополя, Гиераполя,
Гиргалейского союза деревень. От него дошли надписи – посвящения Аполлону. Храм
Аполлона находился у подножия холма, где протекал Меандр – глубокая река с
быстрым течением. Дальше от Меандра шли голые скалы высотой 150-200 м. из
песчаника с мелкими оврагами. На левом берегу стоял священный утёс, отделённый
с юга широким ущельем. [1] Вдоль
гребня скалы было много развалин. В западном углу сохранилось сводчатое здание.
Справа - от него Меандр, слева – ущелье
с тропинкой, ведущей вниз к маленькому деревянному мосту через Меандр. В
древности, очевидно, посетители должны были двигаться по узкой тропинке, а с
другой стороны – верхней дорогой по ущелью. Сводчатое помещение в западной
части скалы считается усыпальницей, или судя по каменным скамьям местом
религиозных собраний. Это маленькое сводчатое помещение хорошо подходило для
исповедей. На Западной стороне храма – портик и карниз. На карнизе – изображение
двусторонней секиры. Внутри храма – три пъедестала с надписями. На надписях –
посвящения Аполлону Лермену; манумиссии; надписи-исповеди. Посвящение
Аполлону Лермену и его культ были связаны с культом Гелиоса. Богатые местные
жители возводили этому богу храмы,
постройки, алтари. Это божество наделено, судя по надписям, функциями
спасителя и исцелителя. В святилище Аполлона Лермена – изображения поражённых
болезнью членов человеческого тела, что напоминает святилища Асклепия. В этом
храме почиталась и Артемида – Лето. Мать Аполлона и Артемиды напоминает
фригийскую матерь богов Кибелу. Видимо, в данной местности отождествляли
Лето с Кибелой. Изображение этой богини – Матери Лето, имеется на
одном из вотивных памятников. В данном святилище налицо как типично греческие
традиции возведения святилищ, так и синкретические черты ассимиляции с местными
культами (поза и одеяние богини Лето-Кибелы). [1] Голубцова Е.С. Идеология и культура
сельского населения Малой Азии 1-2 вв, М.: «Наука»,1977, с.65 |
|