Быстрый переход к готовым работам
|
ЮНЕСКО как ведущая международная организация в гуманитарном обмене
Коммуникация между различными культурами представляет
собой важнейший этап в процессе устойчивого и справедливого человеческого
развития. Она смягчает негативные проявления глобализации и закладывает основу
прочного мира путем воспитания совести и создания общей основы для
человеческого существования, заложенной в истории, наследии и традициях. Большая
роль в устранении противоречий, свойственных глобальному процессу
взаимопроникновения культур принадлежит в современном обществе Организации
Объединенных Наций, рассматривающей культурный и научный обмен, межкультурные
коммуникации в качестве важных элементов в продвижении к международному миру и
развитию. Помимо своей главной деятельности в области образования Организация
Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)
сосредоточивает внимание на трех других областях - науке на службе развития;
культурном развитии (наследие и творчество), а также на коммуникации,
информации и информатике. Культурная деятельность ЮНЕСКО направлена на поощрение культурных аспектов развития; содействие созиданию и творческому началу; сохранение культурной принадлежности и устных традиций; пропаганду книг и чтения. ЮНЕСКО заявляет о себе как о мировом лидере в содействии свободе прессы и плюралистическому и независимому характеру средств массовой информации. В своей основной программе в этой области она стремится поощрять свободный поток информации и укреплять коммуникационные возможности развивающихся стран. В рекомендациях ЮНЕСКО «О международном обмене
культурными ценностями» (Найроби, 26 ноября 1976 года) говорится, что
Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования,
науки и культуры напоминает, что культурные ценности являются основными
элементами цивилизации и культуры народов. В Рекомендациях также
подчеркивается, что расширение и укрепление культурных обменов, обеспечивая
более полное взаимное ознакомление с достижениями в различных областях
культуры, будет содействовать обогащению различных культур при уважении
самобытности каждой из них, а также ценности культур других народов,
составляющих культурное наследие всего человечества. Взаимный обмен культурными
ценностями с того момента, как он обеспечивается юридическими, научными и
техническими условиями, дающими возможность предотвратить незаконную торговлю и
нанесение ущерба этим ценностям, является мощным средством укрепления
взаимопонимания и взаимного уважения между народами. Помимо большой
деятельности по сохранению культурного наследия человечества, в ближайшее
десятилетие ЮНЕСКО, в частности, будет анализировать динамику межкультурного
взаимодействия, уделяя при этом большое внимание общему вкладу людей и процессу
сотрудничества. Основной целью такой работы является достижение лучшего
понимания сути долгосрочных процессов, смысл которых наиболее явно
откладываются в человеческой памяти. Эти процессы всегда являются источником
предрассудков и непонимания, и в то же время закладывают основы для диалога
между цивилизациями, культурами, религиями и духовными традициями. Такой подход
выходит за пределы традиционного подхода к межкультурному диалогу,
акцентирующему внимание только на общих знаниях культур и цивилизаций. Он
позволяет изучать основные концепции культурного наследия, творческой
уникальности и созидательности в процессе их формирования и раскрывать их
комплексную сущность. Поэтому Организация ищет пути развития как исторических,
так и современных процессов, способствующих позитивному взаимодействию,
взаимопониманию, а также компромиссу между различными культурами посредством
выявления общих ценностей и разделяемых этических норм. Любой межкультурный
диалог должен подчеркивать важность этих ценностей и принципов. ЮНЕСКО на
основании своего мандата в нравственной и интеллектуальной сферах призвана всячески
продвигать, и стимулировать конструктивный диалог и обмен мнениями, которые
будут способствовать признанию разделяемых ценностей, и воспитывать уважение и
толерантность к культурным различиям. На сегодняшний день в составе ЮНЕСКО состоит 186 государств - членов, еще 177 государств имеют национальные комиссии, объединяющие представителей образования, науки и культуры, 588 неправительственных организаций постоянно поддерживают официальные отношения с ЮНЕСКО. Кроме того, существует сеть организаций, являющихся ассоциированными членами ЮНЕСКО: так, существует более 3200 ассоциированных школ ЮНЕСКО, занимающихся воспитанием молодежи, а также более 4800 центров, ассоциаций и клубов ЮНЕСКО. Также ЮНЕСКО поддерживает тесные связи с ООН и ее специальными учреждениями, имеет договорные отношения с ведущими межправительственными организациями, такими как ОЭСР, ОБСЕ, ОАГ, ОАЕ и другими. С ЮНЕСКО активно сотрудничают свыше 600 наиболее авторитетных международных неправительственных организаций: образовательных. Научных, культурных, молодежных, женских, религиозных. Структура ЮНЕСКО следующая: · Генеральная конференция; · Исполнительный совет; · Секретариат. В период между сессиями Генеральной конференции основным руководящим органом ЮНЕСКО является Исполнительный совет. Состоящий из представителей 58 государств-членов. Постоянно действующим рабочим органом является секретариат, штаб-квартира которого расположена в Париже. В нем работают сотрудники более чем из 130 государств-членов ЮНЕСКО. Генеральным директором ЮНЕСКО является К. Мацуура. Бюджет
организации складывается из обязательных взносов государств-членов и
внебюджетных взносов и составляет на сегодняшний день более 850 млн. долларов[1][18]. К важнейшим нормативным актам, принятым ЮНЕСКО, следует отнести: · Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия; · Декларацию принципов культурного сотрудничества; · Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования; · Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов; · Декларацию о расах и расовых предрассудках; · Серию международных и региональных конвенций о признании документов об образовании; · Конвенцию о защите авторских прав и другие. Процесс межкультурного обмена представляет собой известную форму сотрудничества между народами. В отношении такой формы сотрудничества ЮНЕСКО были разработаны определенные рекомендации, призванные сгладить возможные межэтнические конфликты, о которых речь шла выше, а также исключить возможность нарушения международных и национальных законодательств. При осуществлении рекомендаций ЮНЕСКО государствам-членам, имеющие федеративную конституционную систему или же неунитарную конституционную систему, предлагается следовать принципам, изложенным в статье 34 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, принятой Генеральной конференций на ее семнадцатой сессии. Развитие международных обменов должно позволить культурным учреждениям различных государств-членов обогатить свои коллекции культурными ценностями законного происхождения, снабженными документацией, которая позволяет в полной мере оценить их культурное значение. В соответствии с этим государствам-членам следует с помощью заинтересованных международных организаций принять все меры для того, чтобы развитие таких обменов сопровождалось активизацией борьбы с незаконной торговлей культурными ценностями в любых возможных формах. При этом под «международным обменом» ЮНЕСКО, в частности, подразумевает также и любую передачу прав
собственности, пользования или хранения культурных ценностей между
государствами или культурными учреждениями различных стран - будь то в форме
предоставления во временное пользование, передачи на хранение, продажи или
дарения такой собственности, - совершаемая в условиях, которые могут быть
согласованы между заинтересованными сторонами.[2][16] ООН и ЮНЕСКО постоянно подчеркивают неэквивалентность информационных потоков, существующих в современном мире. Еще в 1957 году ЮНЕСКО обратила внимание Генеральной Ассамблеи ООН на своеобразный информационный голод, базирующийся на несоответствии обмена между богатыми странами Севера и бедными странами Юга.[3][14] Мир получает 80% новостей из Лондона, Парижа и Нью-Йорка. Индустриальные страны полностью контролируют такие сферы, как научная и техническая информация, информация, касающаяся промышленных, коммерческих, банковских, торговых операций, информация о природных ресурсах и климате, получаемая со спутников. Такая информация контролируется правительственными организациями и крупными корпорациями и не попадает в развивающиеся страны. В этом случае мы имеем улицу с односторонним движением. Это вызывает определенную озабоченность ООН и ЮНЕСКО, так как количественный перевес обязательно перейдет в качественный. Подобное несоответствие наблюдается также и на уровне культурного обмена. Существуют еще и другие виды асимметрии, делающие коммуникацию принципиально неэквивалентной. Например, имеет место так называемая внешняя асимметрия, когда транснациональные компании начинают захватывать содержание культурных и развлекательных программ в развивающихся странах. Постепенно пропадает стимул к производству программ собственного производства, кинолент, книг. В результате возникает однообразие вкусов, стилей и содержательного наполнения культурной жизни. В целом это важная проблема, потому что свободный обмен информацией, защищаемый международным сообществом, на сегодня в должной мере не реализуется. Это существенная проблема еще и потому, что развитие страны и соответственных коммуникационных возможностей взаимосвязано. Поэтому ЮНЕСКО направляет усилия на формирование нового мирового информационного и коммуникативного порядка, делающего информационный обмен более эквивалентным. [1] Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Культурный обмен в системе международных отношений. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петербургский гос. университет. – 2003. – 192 с. [2] http://pravo2002.by.ru/intern/09/med01309.html [3] Почепцов Г.Г. Теория коммуникации - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2001 |
|