Быстрый переход к готовым работам
|
Национальная самобытность русской культуры и процессы глобализации
Понятием «национальный характер» сегодня активно пользуются политики, ученые, писатели,
журналисты. Часто в понятие национального
характера вкладывается самый различный
смысл. Долгое время ученые вообще спорили о том, существует ли он в действительности. Но сегодня
общепризнанно существование национальных особенностей, которые представляют свойственное только одному народу сочетание
национальных и общенациональных черт.
Они проявляются как определенные нормы и формы реакций на окружающий
мир, а также как нормы поведения и
деятельности. Таким образом, можно сказать, что национальный характер —
это совокупность специфических физических и духовных качеств, норм поведения и
деятельности, типичных для представителей той
или иной нации. История
каждого народа сложна и противоречива. По этой причине сложен и противоречив и
характер каждого отдельного народа,
который складывается на протяжении веков под влиянием географических, климатических, социально-политических и
иных факторов и обстоятельств. Исследователи национального характера считают,
что вся совокупность детерминирующих факторов и обстоятельств национального характера может быть разделена на две группы: природно-биологические и
социально-культурные. Первая группа факторов связана с тем, что люди,
принадлежащие к разным расовым группам,
будут демонстрировать разные нормы реакции и темперамента.
А тип общества, сформировавшийся у того
или иного народа, окажет еще большее влияние на его характер. Поэтому понять характер какого-то народа
можно, только если понято общество, в котором этот народ живет и,
которое он создал в определенных географических, природных условиях. Важно также и то, что тип общества определяется,
прежде всего, той
системой ценностей, которая принята в нем. Поэтому в основе национального характера лежат социальные
ценности. Таким образом, национальный характер будет представлять собой совокупность важнейших способов регулирования деятельности и общения, сложившихся на основании системы ценностей общества, созданного нацией. Хранятся эти ценности в национальном характере народа. Устойчивость ценностей придает устойчивость обществу и нации. Поэтому, чтобы понять национальный характер, нужно вычленить набор ценностей, носителем которых является народ. Специальные исследования природы авто- и гетеростереотипов позволили ученым прийти к заключению, что в их основе лежат ценности той или иной культуры. Так историками было доказано, что важнейшую роль в формировании русской культуры сыграла русская крестьянская община[1][8]. Поэтому ценности русской культуры в большой степени являются ценностями русской общины. Среди них древнейшей и важнейшей является сама община, «мир» как основа и предпосылка существования любого индивида. Ради «мира» человек должен был быть готов пожертвовать всем, в том числе и своей жизнью. Это было связано с тем, что большую часть своей истории Россия прожила в условиях осажденного военного лагеря, когда только подчинение интересов отдельного человека интересам всей общины позволяло русскому народу сохранить этническую самостоятельность и независимость. Таким
образом, по своей природе русский народ — народ-коллективист. В русской
культуре интересы коллектива всегда стояли выше
интересов личности, поэтому так легко подавляются в ней личные планы, цели и
интересы. Но в ответ русский человек рассчитывает на поддержку со стороны
«мира», когда ему придется столкнуться с житейскими невзгодами (своеобразная
круговая порука). В результате русский человек сознательно откладывает свои
личные дела ради какого-то общего дела, из которого он не извлечет никакой выгоды — в этом и
заключается его привлекательность.
Русский человек твердо уверен, что нужно сначала устроить дела социального целого, которое более важно, чем его собственные дела, а потом это целое начнет
действовать в его пользу по собственному усмотрению. Иными словами, в русской
культуре преобладают ценностно-рациональные, а не целерациональные (как на Западе) способы действия,
которые не просчитываются заранее,
могут причинить вред человеку, совершающему их. То
есть они содержат смысл в самих себе, приносят удовлетворение самим фактом участия в них,
сознанием того, что ты поступил правильно, что именно этого и требует сейчас социум, дает человеку чувство
своей полезности, значимости
в этом мире. Русский народ в силу своей исторической природы — коллективист, который может
существовать только вместе
с социумом, который он устраивает, за который переживает и который, в свою очередь,
окружает человека теплом, вниманием и поддержкой. Поэтому, чтобы стать личностью, русский человек должен стать соборной
личностью. Для жизни в коллективе, в общине очень важно, чтобы там все было организовано по принципу справедливости, поэтому справедливость — еще одна ценность русской культуры. Изначально она понималась, как социальное равенство людей и была основана на экономическом равенстве (мужчин) по отношению к земле. Эта ценность является инструментальной, но в русской общине она стала целевой. Члены общины имели право на свою, равную со всеми, долю земли и всех ее богатств, которыми владел «мир». Такая справедливость и была Правдой, ради которой жили и к которой стремились русские люди. И в знаменитом споре правды-истины и правды-справедливости именно справедливость одерживала верх. Для русского человека не так уж важно, как было или есть на самом деле. Намного важнее то, что должно быть. Именно так, с позиций вечных истин (для России эти истины были правдой-справедливостью) оценивались мысли и поступки людей. Важны только они, иначе никакой результат, никакая польза не смогут оправдать их. Если же из задуманного ничего не выйдет — не страшно, ведь цель-то была благая. В русской общине с ее равными земельными наделами, периодически проводившимися их переделами, чересполосицей просто невозможно было возникнуть индивидуализму. Ведь человек не был собственником земли, не имел права ее продавать, не был волен даже в сроках посева, жатвы, да и в выборе того, что можно было культивировать на земле. В такой ситуации невозможно было проявить индивидуальное мастерство, которое совсем не ценилось на Руси. Это же отсутствие индивидуальной свободы воспитало привычку к авральной массовой деятельности (страда), странным образом сочетавшей тяжкий труд и праздничный настрой. Возможно, что праздничная атмосфера была своеобразным компенсаторным средством, которое позволяло с большей легкостью перенести тяжелый труд и отказаться от личной свободы в хозяйственной деятельности. Единственным способом уйти от власти общины было оставить ее, решиться на какую-нибудь авантюру: сделаться казаком разбойником, солдатом, монахом и т.д. В ситуации тотального господства идеи равенства и справедливости никак не могло стать ценностью богатство. Не случайно так хорошо известна в России пословица, что «Трудом праведным не наживешь палат каменных». Стремление к увеличению богатства считалось грехом. Так, в русской северной деревне уважали торговцев, искусственно тормозивших торговый оборот. Труд сам по себе также никогда не был главной ценностью на Руси (в отличие от Америки и других протестантских стран). Конечно, труд не отвергается, везде признается его полезность, но он не считается средством, автоматически обеспечивающим осуществление земного призвания человека и правильное устроение его души. Поэтому труд в системе русских ценностей занимает подчиненное место. Отсюда и возникла знаменитая пословица «Работа — не волк, в лес не убежит». Жизнь, не ориентированная на труд, давала русскому человеку свободу духа (лишь отчасти, иллюзорную). Это всегда стимулировало творческое начало в человеке. Оно не могло выразиться в постоянном, кропотливом, нацеленном на накопление богатства труде, но очень легко трансформировалось в чудачество или работу на удивление окружающих (изобретает крылья, деревянный велосипед, вечный двигатель и т.д.), то есть действия, совершенно бессмысленные для хозяйства. И даже часто хозяйство оказывалось подчиненным этой затее. Став богатым, нельзя было заслужить уважение со стороны общины. Но его можно было получить, совершив подвиг, принеся жертву во имя «мира». Только так можно было обрести славу. Так выявляется еще одна ценность русской культуры — терпение и страдание во имя «мира» (но ни в коем случае не личное геройство). То есть цель совершаемого подвига ни в коем случае не могла быть личной, она всегда должна была лежать вне человека. Широко известна русская пословица о том, что «Бог терпел, да и нам велел». Не случайно первыми канонизированными русскими святыми стали Борис и Глеб, которые приняли мученическую смерть, но не стали сопротивляться своему брату, захотевшему их убить. Смерть за Родину, гибель «за друга своя» также приносила герою бессмертную славу. И на наградах (медалях) царской России чеканились слова: «Не нам, не нам, но имени Твоему». Таким образом, терпение всегда было связано со спасением души и никак не с желанием достичь лучшего удела. Терпение и страдание — важнейшие принципиальные ценности для русского человека наряду с последовательным воздержанием, самоограничением, постоянным жертвованием собой в пользу другого. Без этого нет личности, нет статуса у человека, нет уважения к нему со стороны окружающих. Отсюда проистекает вечное для русского человека желание пострадать — это желание самоактуализации, завоевания себе внутренней свободы, необходимой, чтобы творить в мире добро, завоевать свободу духа. Вообще, мир существует и движется только нашими жертвами, нашим терпением, нашим самоограничением. В этом причина долготерпения, свойственного русскому человеку. Он может вытерпеть очень многое (тем более, материальные трудности), если он знает, зачем это нужно. Ценности русской культуры постоянно указывают на устремленность ее к некоему высшему, трансцендентному смыслу. И нет ничего более волнующего для русского человека, чем поиски этого смысла. Ради этого поиска можно было оставить дом, семью, стать отшельником или юродивым (и те, и другие были весьма почитаемы на Руси). Но ценности являются противоречивыми (как и отмеченные черты русского национального характера). Поэтому русский человек одновременно мог быть храбрецом на поле боя и трусом в гражданской жизни, мог быть лично предан государю и одновременно грабить царскую казну (как Меньшиков), оставить свой дом и пойти воевать, чтобы освободить балканских славян. Высокий патриотизм и милосердие проявлялись как жертвенность или благодеяние (оно вполне могло стать медвежьей услугой). Очевидно, именно противоречивость национального характера и духовных ценностей русского народа позволяют иностранцам говорить о «загадочной русской душе», а самим русским утверждать, что «умом Россию не понять»[2]. Для русской культуры в целом смыслом духовных исканий становится русская
идея, осуществлению которой русский человек подчиняет весь свой образ жизни. Именно поэтому исследователи говорят о присущих
сознанию русского человека чертах
религиозного фундаментализма. Идея
могла меняться (Москва — третий Рим,
имперская идея, коммунистическая идея, евразийская идея и т.д.), но ее высокое
место в структуре ценностей оставалось
неизменным. Кризис, который переживает
Россия после падения коммунистического режима, во многом связан с тем, что
исчезла объединявшая русский народ идея, стало неясно, во имя чего мы должны
страдать и унижаться, терпеть лишения и работать. Поэтому обретение новой фундаментальной идеи — залог выхода
России из духовного кризиса. Однако время поиска такой идеи исторически совпало
с нарастанием процессов культурной глобализации, что вызывает определенные
опасения у культурной общественности с возможной потерей культурных традиций,
подменой самобытности псевдокультурными наслоениями, пришедшими с Запада. Глобализацию в культурном мире можно
рассматривать как мегатенденцию культурной ассимиляции (по И.Валлерстайну, ей
соответствует прогнозный сценарий «демократической диктатуры»), которая нашла
свое выражение в универсальной неолиберальной доктрине[3][20]. Определенную проблему сегодня составляет
управление мировоззренческими конфликтами, которые пронизывают каждую религию и
каждую культуру. Существующие тенденции предопределяют новое
качество межкультурной коммуникации (МК), где рамочные принципы взаимодействия
можно сформулировать следующим образом: 1. Участники МК должны воспринимать друга как
равноправные стороны, избавленные от какого-либо чувства собственного
превосходства. 2. Слушать друг друга следует внимательно,
тщательно разбираясь в аргументации. 3. Быть отказывающими себе во многом. 4. Начинать всегда с нуля, выстраивая новый тип
взаимоотношений между равными сторонами. Ученые предлагают решать проблему глобального
управления на основе широкой программы,
учитывающей многомерный характер глобализации,
позволяющей разграничить сферы действия эффективных рыночных механизмов
и сферы коллективных - международных - действий, направленных на сохранение
общечеловеческого достояния и решение гуманитарных вопросов.[4] Ошибочно считать, что культурная
глобализация является только распространением западной массовой
культуры, на самом деле, имеет место взаимопроникновение и соревнование
культур. Навязывание стандартов западной культуры в тех национальных
государствах, где особенно сильны историко-культурные традиции, приводит к
этнокультурному подъему, который рано или поздно выразится в усилении
национально окрашенных общественных идеологий. При этом государства, имеющие
«слабые» корни культурных традиций в силу характера своей истории, переживают
современный кризис общественного сознания намного слабее. Взаимодействие
локальной и глобальной культуры в конечном итоге происходит по пути переработки
культурных инноваций и приспособление их «под себя», при этом порог восприятия
новаций цивилизационной системой определяется традиционализмом данного
общества. Следует отметить, что ядро каждой культуры обладает
высоким иммунитетом, сопротивляющимся проникновению и воздействию других
культур; напротив, унифицированные нормы, стандарты и правила, сформировавшиеся
в рамках западной цивилизации, в глобальном масштабе распространяются
относительно легко, что объясняется тем, что общепризнанные западные структуры,
институты, стандарты и правила вырастают на базе исторически сложившейся суммы
технологий, всегда предполагающей наличие идентичных рациональных механизмов
управления, рациональной деятельности и рациональных организационных форм. В
тех случаях, когда речь идет о высокоадаптивных культурах, например, японской,
корейской, отчасти китайской, процесс модернизационных преобразований
происходит, как правило, не просто безболезненно, но даже с известным ускорением.
Если рассматривать русскую культуру, о характерных особенностях говорилось
выше, то, будучи достаточно восприимчивой, в части языка (англоязычный «слэнг»
буквально заполонил литературу, широко используется в обиходе и т.д.), она в то
же время обладает, выражаясь языком
маркетинга, достаточно высокий «брэндовый» потенциал. Она узнаваема,
востребована во многих странах мира, лучшие образцы классической культуры
популярны во всех индустриально развитых странах Запада. В своих корнях,
истоках, она устойчива к процессам глобализации. Таким образом, эпоха глобализации в культурном
аспекте несет в себе минимум две тенденции: с одной стороны, это изменение
традиционного уклада жизни человека, с другой - стимулирует адаптационные
защитные механизмы культуры. [1] Структура культуры и человек в современном обществе. — М., 1987 [2] Дряхлое Н.И., Давыденко В.А. Социокультурные ценности россиян // Социс. - 1997. - № 7. [3] Wallerstein I. Capitalist civilization. - Binghampton (N.Y.), 1992. [4] Alonso J.A. Globalisation, civil society, and the multilateral system // Development in practice. - Oxford, 2000. - Vol. 10, N 3-4. - P. 357-358. |
|