Быстрый переход к готовым работам
|
ИНСТИТУТ ФИСКАЛОВ И ПРОКУРАТУРЫ
Одновременно
с Сенатом, для тайного надзора за исполнением указав, был учреждён институт
фискалов Учреждение института
фискалов и прокуратуры в системе органов государственной власти в I четверти ХVIII в. было одним из явлений
связанных с развитием абсолютизма. Указами от 2 и 5 марта 1711г. предполагалось
"учинить фискалов во всяких делах". Фискалитет создавался как особая
отрасль сенатского управления. Глава фискалов (обер-фискал) состоял при Сенате,
который "ведал фискалов". Одновременно фискалы были и доверенными
лицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и
был ответственен перед ним. Указ от 17 марта 1714 г. наметил компетенцию
фискалов: проведывать про все, что "ко вреду государственному интересу
быть может"; докладывать "о злом умысле против персоны его величества
или измене, о возмущении или бунте", "не вкрадываются ли в
государство шпионы"6, а также
борьба со взяточничеством и казнокрадством. Основной принцип определения их
компетенции - "взыскание всех безгласных дел". Сеть фискалов
расширялась и постепенно выделились два принципа формирования фискальства:
территориальный и ведомственный. Указом 17 марта 1714г. предписывалось в каждой
губернии "быть по 4 человека в том числе провинциал-фискалам из каких
чинов достойно, также и из купечества". Провинциал-фискал наблюдал за
городовыми фискалами и один раз в год "учинял" контроль за ними. В
духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в
епархиях - провинциал-фискалы, в монастырях инквизиторы. Со временем
предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах. После учреждения
Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и попадали под контроль
Сената, а с учреждением должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться
ему. В 1723г. был назначен генерал-фискал, который был высшим органом для
фискалов. В соответствии с указами (1724 и 1725гг.) он имел право требовать к
себе любое дело. Его помощником был обер-фискал. На практике фискалы не всегда
выполняли свои задачи, т.к. сами они были частью бюрократического аппарата. Первым
законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января 1722г.: "быть
при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по
прокурору...". А указом от 18 января 1722г. учреждены прокуроры в
провинциях и надворных судах. Если фискалы находились частично в ведении
Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду самого императора. Прокурорский
надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27 апреля 1722г. "О
должности генерал-прокурора" устанавливал его компетенцию , в которую
входило: присутствие в Сенате ("смотреть накрепко, дабы Сенат свою
должность хранил.."), осуществление контроля за фискалами, "и ежели
что худо будет немедленно доносить Сенату"7.
Генерал прокурор имел право: ставить вопрос перед Сенатом для выработки проекта
решения, представляемого императору на утверждение, выносить протест и
приостанавливать дело, сообщая об этом императору. Прокурор коллегии
присутствовал на заседаниях коллегий, чтобы "в судах и расправе правильно
и нелицемерно поступали", осуществлял надзор за работой учреждения,
контролировал финансы, рассматривал донесения фискалов, проверял протоколы и другую
документацию коллегии. |
|