Быстрый переход к готовым работам
|
ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК СИСТЕМ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С ПРОСТЕЙШИМ ВХОДЯЩИМ ПОТОКОМ ЗАЯВОК И ПРОИЗВОЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ ОБСЛУЖИВАНИЯ
В
данном разделе будут рассмотрены методы исследования установившегося режима в
разомкнутых СМО с приоритетными дисциплинами ожидания и обслуживания, с
простейшими входящими потоками и произвольными потоками обслуживания. Для
простоты ограничимся одноканальной СМО, соответствующую случаю, когда в ВС
распределению подлежит единственный ресурс, например время центрального
процессора [2]. Так как
вероятностные процессы в СМО с простейшими потоками событий являются
Марковскими, в любой момент времени состояние системы с произвольным потоком
обслуживания описывается совокупностью двух величин: число заявок в системе и
время, прошедшее с момента начала обслуживания заявки в канале до момента
наблюдения. Упростить
исследование можно введя некоторые ограничения : -
заменить
двумерное описание СМО описанием детерминированной функции составляющих
двумерного описания; -
рассматривать
систему лишь в специально подобранные моменты времени, такие , чтобы в любой
выбранный момент времени можно было определить состояние системы в следующий
выбранный момент времени. Далее перед
нами встает проблема выбора таких моментов времени. Удобнее всего выбрать в
качестве таких моментов времена окончания обслуживаний. Так как в эти моменты
время, прошедшее с момента начала обслуживания заявки в канале до момента
наблюдения равно 0 (заявка только начинает обслуживаться) и состояние системы
однозначно определяется количеством заявок находящихся в системе. При этом в
системе образовывается процесс с дискретными состояниями и дискретным временем.
Переходы в СМО происходят в моменты окончания обслуживания, состояние СМО
определяется числом заявок, связанных с системой в момент окончания
обслуживания очередной заявки. Данный метод удобен, если важны такие показатели
эффективности, как среднее число заявок, связанных с системой, средняя длина
очереди и т.д. При
исследовании ВС большой интерес представляют такие величины, как среднее время
пребывания заявки в системе, среднее время ожидания и т. д. При этом удобно
рассматривать состояние системы в
моменты поступления заявок, а состоянием системы считать величину не
завершенной к некоторому моменту времени t работы, понимая под этим время,
необходимое системе для завершения обслуживания всех заявок. Незавершенная
работа связана с временем, прошедшим с начала обслуживания заявки и с числом
заявок в системе на некоторый момент времени t: число заявок уменьшенное на единицу
характеризует объем незавершенной работы системы по обслуживанию заявок,
находящихся в очереди. Разница между временем на обслуживание заявки и
временем, прошедшим с момента начала обслуживания заявки находящейся в канале
обслуживания - есть незавершенная работа системы по дообслуживанию заявки
находящейся на обслуживании в канале. Промежутки времени , когда незавершенная
работа не равна 0 называются периодами занятости; промежутки времени,
соответствующие нулевым значениям незавершенной к моменту времени t работы –
периодами простоя. На рисунке
2.1 показано чередование периодов простоя с периодами занятости. Заявка С1
поступает в систему в момент времени t1 и приносит работу tоб1 , т.е. время, необходимое для
обслуживания заявки. Заявка С1 застает систему свободной, в этот
момент времени незавершенная работа равна нулю, поэтому ее поступление начинает
период занятости, следующий за предыдущим периодом простоя. В момент времени t1
незавершенная работа совершает скачок на величину tоб1 , с этого же момента времени
начинается обслуживание заявки С1 и незавершенная работа убывает со
скоростью 1 с/с. Через tоб1 секунд незавершенная работа станет
равной нулю, так как обслуживание заявки окончится , а за время ее пребывания в
в канале обслуживания в систему не поступает новых требований; начинается
период простоя.
Рисунок 2.1
– Временная диаграмма функционирования СМО Поступление
заявки С2 в момент времени t2 открывает новый период
занятости, локальный «сгусток» во входящем потоке заявок вызывает интенсивное
накопление незавершенной работы. Система, работа которой описана на рисунке 1,
является бесприоритетной в ожидании и обслуживании заявок. В моменты
пересечения графика функции незавершенной работы с осью заявка считается
обработанной. Для систем, в которых отсутствуют потери заявок за счет
поступления новых заявок или ухода нетерпеливых заявок функция незавершенной
работы не зависит от дисциплин обслуживания и ожидания. Случайный
процесс в системе, описываемой функцией незавершенной работы, есть процесс
Маркова с непрерывными состояниями и непрерывным временем, содержащий разрывы.
Далее рассмотрим его для конкретной системы. Опишем
порядок расчета разомкнутой одноканальной СМО без потерь. Входящий поток
содержит заявки М типов, упорядоченных в порядке возрастания приоритета число
типов заявок равно количеству каналов. Заявка любого типа образует простейший
поток с интенсивностью l i . приоритет заявки
определяет целое положительное число от 1 до N, чем меньше число, тем выше
приоритет. Длительность обслуживания заявок разного типа имеют произвольное
распределение одного вида с параметрами, зависящими от типа заявок. Известны
первый и второй начальные моменты распределения длительности обслуживания
заявок i-го типа. Рассматриваемая
СМО без потерь, среднее число каналов , занятых
обслуживанием заявок i-го типа количественно совпадает с приведенной
интенсивностью потока заявок. Среднее
число каналов, занятых обслуживанием заявок произвольного типа . Так как СМО
одноканальная , ее загрузка y количественно совпадает со средним
числом занятых каналов и с суммарной
приведенной интенсивностью входящего потока R : Для того
чтобы в системе существовал стационарный режим, очередь не росла неограниченно,
необходимо выполнение неравенства R<1 . Нарушение данного неравенства
приводит к неограниченному росту времени ожидания и соответственно времени
пребывания заявки в системе. Выражение , где - интенсивность суммарного входящего потока заявок ,
определяет вероятность того, что поступившая заявка относится к i-му типу. |
|