Быстрый переход к готовым работам
|
Основные принципы ведения делопроизводства
Делопроизводство
- это деятельность, которая охватывает вопросы документирования и организации
работы с документами в процессе выполнения управленческих функций. [16, с.
34] Делопроизводство
- это важная составная часть работы каждого учреждения, организации,
предприятия. В их практической деятельности используются разные системы в
делопроизводстве, но для всех них обязательным является ведение административного
делопроизводства (его еще называют общим делопроизводством). Задачи делопроизводства состоят в следующем: а) фиксирование информации (создание текстовых документов в сфере управления); б) организация работы с документами (создание условий, обеспечивающих движение, поиск и хранение документов в процессе делопроизводства). В
процессе делопроизводства берут участие (большей или меньшей мерой) все работники
аппарата управления: одни создают документы, другие обеспечивают их передачу,
третьи руководствуются этими документами в своей практической деятельности.
Всё, что решается аппаратом управления и внедряется потом в практические дела,
оформляется документами. Документ
- это метод закрепления разными способами на специальном материале информации о
фактах, действий, явлений объективной действительности и разумной деятельности
человека. [16, c.
36]
Документы дают возможность восстановить факты деятельности учреждения,
организации или предприятия, найти в оконченных и сданных в архив делах такие
сведения, какие имеют значение для оперативной работы и для истории. В
широком значении этого слова документом можно считать какой-либо материальный
объект, что вмещает информацию в зафиксированном виде. Классификация документов происходит по многим
факторам: по видам, по форме, по содержанию происхождению, по срокам хранения и
т.д. Любой документ состоит из совокупности составляющих его элементов,
называемых реквизитами. Реквизит - это обязательный элемент, присущий
определенному виду документа. [15, с. 71] Очень важно правильно оформить документ, так как
отсутствие или неправильное указание реквизитов делает документ
недействительным. Правила составления и оформления реквизитов изложены в
инструкции по делопроизводству, в которой в определенной последовательности
перечисляются реквизиты, присущие всем видам документов. [28, c.13] Бланк
- это лист бумаги с напечатанным на нём реквизитами содержащими постоянную
информацию. [15, с. 85] Наиболее распространенными являются бланки
служебных писем, справок, актов, приказов, протоколов и др. Все основные
документы должны печататься на бланках: использование бланков при составлении
документов повышает культуру труда управления, выдает информацию официального
характера, облегчает исполнение и дальнейшее использование документов. Бланк
должен быть безукоризненно изготовлен (хорошая полиграфическая работа, хороший
шрифт, продуманный текст). Особое внимание должно быть уделено четкости и
полной грамотности напечатанного текста. Требования
к документам, которые должны быть полноценным источником информации: а)
Документ должен издаваться полноправным органом или лицом в соответствии с его
компетенцией; б)
документ не должен противоречить действующему законодательству и директивным
указанием вышестоящих органов; в)
документ должен быть достоверным и отвечать заданиям конкретного руководства,
т. е. основываться на фактах и вмещать конкретные и реальные пропозиции или указания; г)
документ должен быть составлен в установленной форме. д)
документ должен быть безукоризненно отредактирован и оформлен. Внешний
вид документа есть беспрекословное свидетельство стиля работы управления,
дисциплины и личной культуры работников. Если документы выполнены небрежно -
значит в учреждении низкая культура труда (это, прежде всего, 5-6 экземпляров
машинописи, где отдельные слова совсем неразборчивы, а общее содержание едва
понятно; это документы, напечатанные на тонкой, прозрачной бумаге; это документы,
на которых резолюция закрывает половину текста и т.д.) Государственный
комитет стандартов Совета Министров СССР по науке и технике постановлением N
435 от 4 сентября 1973 года одобрил “Единую государственную систему
делопроизводства” (основные положения) и рекомендовал министерством и
ведомством руководствоваться ней с целью усовершенствования делопроизводства в
центральных аппаратах, а также в подведомственных им учреждениях, организациях
и на предприятиях. Данная система зарекомендовала себя с положительной стороны
и до сих пор действует в Украине с небольшими изменениями. Единая
государственная система делопроизводства (ЕГСД) - это научно упорядоченный
комплекс основных положений, норм, правил и рекомендаций, которые означают и
регламентируют процесс делопроизводства, начиная с момента поступления или изготовления
документов и до их сдачи в архив. [5, c. 3]
Государственные стандарты (ГОСТы), которые вошли в состав этой системы,
вводятся одновременно с ней. Характерная
особенность этой системы лежит в том, что она базируется на общепринятой
передовой теории и практики применения прогрессивных форм и методов работы с
документами. Основное задание ЕГСД - способствовать рационализации и унификации
документальных процессов в деятельности государственного аппарата на разных
уровнях управления. Это система требует доведения до уровня общих и
обязательных учреждений норм уже проверенных практикой рациональных методов
делопроизводства. Для
повышения эффективности производства, в целях сокращения количества применяемых
в деятельности учреждений, организаций и предприятий документов, типизации их
формы, снижение трудовых временных и материальных затрат на их подготовку и
обработку, достижения информационной совместимости автоматизированных без
данных в народном хозяйстве проводятся работы по унификации документации (УСД)
– совокупность взаимоувязанных унифицированных форм документов, обеспечивающих
документированное представление данных в определенных видах хозяйственной
деятельности, средств их ведения, нормативных и методических материалов по их
разработке и применению. В основе создания УСД лежит метод унификации –
установление единообразия состава и форм управленческих функций и задач.
Одновременно разрабатываются классификаторы технико-экономической и социальной
информации, обеспечивающие интегрированную автоматизированную обработку данных,
содержащихся в УСД. Унификация управленческих документов повышает уровень и
производительность управленческого труда. Основные
принципы и основания для разработки УСД: а) создание
общей модели построения документов; б) единообразие
форм документов и правил их построения, составление, оформление; в) комплексность
унификации; г)
информативность; д) сокращение
числа видов документов; е) стабильность
требований к документам; ё) сопряжение с
действующими системами классификации и кодирования технико-экономической
информации; ж)
экономичность. Надо
отметить, что для нормальной работы учреждения требуется использовать различные
источники информации, как внутренние, так и внешние. Количество
разновидностей внешней информации и ее источников весьма значительно, поэтому
ограничимся перечислением основных: а)
законы, указы, приказы и другие нормативные документы государственного уровня; б)
нормативные акты отраслевого, регионального и местного уровня (часто
противоречивые); в)
комментарии к указанным выше нормативным актам (пресса, другие СМИ, базы
данных, Интернет); г)
данные о состоянии отрасли (СМИ, Интернет, результаты заказных исследований); д)
данные о состоянии мировой экономики (СМИ, базы данных, Интернет); е)
реклама и информация партнеров и конкурентов (прямая реклама, СМИ, выставки,
семинары и конференции, презентации, Интернет); ё)
информация от клиентов (обратная связь); ж)
выводы консультантов и экспертов, результаты внешних (заказных) маркетинговых
исследований и аудиторских проверок. При
использовании большого количества источников информации возникают трудности с
ее обработкой из-за частичности или недостоверности, противоречивости,
избыточности или разнородности информации. Большой вклад в совершенствование работы с
документами предприятия может внести секретарь-референт, так как значительная
часть делопроизводственных операций выполняется на его рабочем месте. Такая
централизация позволяет проводить все операции с документами более
квалифицированно и широко применять для однотипных работ средства оргтехники. Именно секретарь-референт может
объективно оценить эффективность принятой в организации системы
делопроизводства и, по мере приобретения
опыта, внести существенные замечания и предложения по его изменению. |
|