Быстрый переход к готовым работам
|
Психологический феномен толерантности
Одной из самых актуальных проблем современного
мира и современного образования является проблема формирования толерантности у
подрастающего поколения и распространение идей толерантности во всех сферах
жизни и деятельности человека. Актуальность проблемы очевидна и
обусловлена ростом необоснованной агрессии и насилия в обществе, потерей
нравственных ориентиров поведения, жесткой конкурентнообразной средой
проживания, разгулом террора и межнациональной розни, конфликтогенностью и
преступностью. Естественно, что в таких условиях люди, неравнодушные к
происходящему, начинают вспоминать и декларировать многие общечеловеческие
ценности, к которым и относится толерантность. Однако одного открытого
декларирования толерантности как общечеловеческой ценности недостаточно.
Необходимо, чтобы она входила в состав инструментальных ценностей каждой
личности. Толерантность не только общечеловеческий принцип совместного мирного
сожительства и норма гуманных взаимоотношений, основополагающий механизм их
установления, но и реально постоянно, многопланово действующая организующая
сила в развитии общества. Вместе с тем, толерантность, выступая в качестве
инструментальной ценности, обуславливает социально одобряемое поведение и
активную позицию личности в процессах: - познания и понимания позиций другого и
позиций своего "Я" (гностический уровень); - признания и выражения определенного
отношения (в рамках позитивного общения) к данным позициям (эмоциональный
уровень); - определения тактики поведения и диалога с
другими (конструктивный уровень); - взаимодействия с другими при идентификации и
автономии (деятельностный уровень); - анализа результатов взаимодействия
(аналитико-результативный уровень). Е.Ю. Клепцова в работе
"Психология и педагогика толерантности" предпринимает теоретический
анализ в философской и психологической литературы феномена ценности
толерантности. Ученый обращается к типологии гуманистических ценностей В.А.
Кувакина и П. Куртца. В соответствии с данной типологией толерантность
(терпимость) оказывается среди моральных ценностей гуманизма[1]. По мнению
современных ученых, толерантность – сложный психологический конструкт, и его
развитие начинается с раннего детства. Значение и специфика профессиональной
подготовки будущих педагогов заключается в том, что в процессе обучения
возможно сформировать именно те компоненты толерантности, которые способствуют
организации образовательного пространства в аспекте изучаемой проблемы.
Исследования в данном направлении актуальны, поскольку образование, как одна из
важнейших сфер человеческой жизни, стремится соответствовать современным
тенденциям и предвосхищать востребованность общества в формировании
толерантного сознания. Термин
«толерантность» был введен философами в XVI – XVII вв. и всегда привлекал
внимание ученых и исследователей. Августин, П. Бейль, Н.А. Бердяев, Ф. Бэкон,
Т. Гобс, И.А. Ильин, И. Кант, Кастеллио, Дж. Локк, Д. Мильтон, Монтескье, Н.
Рерих, Ж. Руссо, В.В. Соловьев, Л.Н. Толстой и др. рассматривают толерантность
в своих трудах. Опираясь на
результаты теоретико-методологического анализа научной литературы, можно
сделать вывод, что проблематика исследований толерантности разнопланова и
многообразна. Данный термин используется в математике и логике (Ю.А. Шрейдер,
Э. Зиман), биологии и медицине (Р. Бернет, Р. Биллингем, М. Гашек); наиболее
интересны подходы к его изучению в философских концепциях[2]. В
психологической науке нет однозначного определения толерантности. Ее понимают и
как способность выносить стрессовые нагрузки, и как переносимость организмом
лекарств, и как установку на либеральное принятие моделей поведения, убеждений,
ценностей другого человека. Многие исследователи (С.К. Бондырева, Б.С.
Гершунский, И.Б. Гриншпун, Д.В. Колесов, А.В. Коржуев, Д.А. Леонтьев, В.С.
Мухина, Г.У. Солдатова и др.) подчеркивают, что это непросто признание чужой
точки зрения, взглядов, а принятие самого человека, его уважение и признание.
А.Г. Асмолов выделяет четыре аспекта исследований данного феномена:
филогенетический, социогенетический, педагогический и толерантность в
индивидуальном развитии каждого человека. Е.В. Швачко
рассматривает ценностную значимость толерантности как универсального механизма
формирования человеческих взаимоотношений[3].
Толерантность в системе представлений человека о самом себе, соотнесение
Я-образа и образа другого исследуется в работах А.В. Петровского и Р. Бернса.
Как комплексное личностное качество, которое подлежит целенаправленному
формированию в ходе процессов обучения, воспитания и самовоспитания, изучает
толерантность П.Ф. Комогоров. Предлагая в качестве основания отсутствие негативной
реакции человека, С.К. Бондырева и Д.В. Колесов выделяют естественную
толерантность, проблемную, вынужденную, толерантность выгоды, умысла и
толерантность воспитанности. Феномен
толерантности на современном этапе развития общества стал предметом широкого
круга научных исследований и приобрел междисциплинарный и межкультурный
характер. Особый интерес толерантность вызывает как некий регуляторный механизм
взаимоотношений в социуме, что объясняется преобразованиями в политической,
экономической, культурной жизни России, которые в свою очередь обусловили
возникновение относительно новых социально-психологических,
нравственно-правовых, национально-религиозных условий деятельности общества и
межличностных отношений в нем[4]. В психологической науке при рассмотрении сложных феноменов выделяют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Анализ работ многих авторов позволил выделить основные компоненты толерантности: мотивационно-ценностный, коммуникативный, когнитивный, аффективный (эмоциональный) и поведенческий (деятельностный). Показано, что наиболее полно разработана теория коммуникативного компонента толерантности в работах В.В. Бойко и В.Д. Менделевич, по мнению которых, коммуникативная толерантность – это характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. В ней отражаются факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления, эмоциональный стереотип поведения, она определяет жизненный путь и деятельность личности[5]. Менее исследован аффективный компонент толерантности, который связан с терпимым отношением к различным проявлениям других людей. Признаком актуализации аффективной составляющей толерантности является важность, значимость различий между личностями при их общении и взаимодействии. Интенсивность реагирования на различия определяется степенью их социальной и личностной значимости, которая характеризуется степенью позиционности отношений субъекта толерантности с носителями различий (объектами толерантности). То есть, толерантность – это способность человека позитивно реагировать на окружающие его социальные различия. К поведенческой толерантности было отнесено большое число конкретных умений и способностей, проявляемых в толерантном поведении действии по отношению к партнеру межличностного общения, взаимодействия. Дополнительно
к изложенной структуре выделяют психофизиологические предпосылки развития и
проявления толерантности, в качестве которых рассматриваются особенности
протекания нервных процессов, скорость, устойчивость и переключаемость нервной
системы. В основе этого лежит предположение о том, что формально-динамические
свойства оказывают влияние на формирование эмоциональной устойчивости личности,
которая является одним из показателей толерантности. Одним из главных социальных институтов, способствующих формированию толерантной личности в современном обществе, является образование. Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться, не будучи сформированной. [1] Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика
толерантности - М: Академический проект, 2004 [2] Рюмшина Л.И. Библиотека психологии и
педагогики толерантности. // Вопросы психологии. 2002, №2. [3] Швачко Е. В. Толерантность как социальная ценность //Прикладная психология. - 2000. -5. -С. 17 [4] Вовк Л. Толерантность как способность понять и принять другого // Валеология. -2003. -3. -С. 51 [5] Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика
толерантности - М: Академический проект, 2004 |
|