У нас уже 242733 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Психологический феномен толерантности

Одной из самых актуальных проблем современного мира и современного образования является проблема формирования толерантности у подрастающего поколения и распространение идей толерантности во всех сферах жизни и деятельности человека.

Актуальность проблемы очевидна и обусловлена ростом необоснованной агрессии и насилия в обществе, потерей нравственных ориентиров поведения, жесткой конкурентнообразной средой проживания, разгулом террора и межнациональной розни, конфликтогенностью и преступностью. Естественно, что в таких условиях люди, неравнодушные к происходящему, начинают вспоминать и декларировать многие общечеловеческие ценности, к которым и относится толерантность.

Однако одного открытого декларирования толерантности как общечеловеческой ценности недостаточно. Необходимо, чтобы она входила в состав инструментальных ценностей каждой личности. Толерантность не только общечеловеческий принцип совместного мирного сожительства и норма гуманных взаимоотношений, основополагающий механизм их установления, но и реально постоянно, многопланово действующая организующая сила в развитии общества. Вместе с тем, толерантность, выступая в качестве инструментальной ценности, обуславливает социально одобряемое поведение и активную позицию личности в процессах:

 - познания и понимания позиций другого и позиций своего "Я" (гностический уровень);

 - признания и выражения определенного отношения (в рамках позитивного общения) к данным позициям (эмоциональный уровень);

 - определения тактики поведения и диалога с другими (конструктивный уровень);

 - взаимодействия с другими при идентификации и автономии (деятельностный уровень);

 - анализа результатов взаимодействия (аналитико-результативный уровень).

Е.Ю. Клепцова в работе "Психология и педагогика толерантности" предпринимает теоретический анализ в философской и психологической литературы феномена ценности толерантности. Ученый обращается к типологии гуманистических ценностей В.А. Кувакина и П. Куртца. В соответствии с данной типологией толерантность (терпимость) оказывается среди моральных ценностей гуманизма[1].

По мнению современных ученых, толерантность – сложный психологический конструкт, и его развитие начинается с раннего детства. Значение и специфика профессиональной подготовки будущих педагогов заключается в том, что в процессе обучения возможно сформировать именно те компоненты толерантности, которые способствуют организации образовательного пространства в аспекте изучаемой проблемы. Исследования в данном направлении актуальны, поскольку образование, как одна из важнейших сфер человеческой жизни, стремится соответствовать современным тенденциям и предвосхищать востребованность общества в формировании толерантного сознания.

Термин «толерантность» был введен философами в XVI – XVII вв. и всегда привлекал внимание ученых и исследователей. Августин, П. Бейль, Н.А. Бердяев, Ф. Бэкон, Т. Гобс, И.А. Ильин, И. Кант, Кастеллио, Дж. Локк, Д. Мильтон, Монтескье, Н. Рерих, Ж. Руссо, В.В. Соловьев, Л.Н. Толстой и др. рассматривают толерантность в своих трудах.

Опираясь на результаты теоретико-методологического анализа научной литературы, можно сделать вывод, что проблематика исследований толерантности разнопланова и многообразна. Данный термин используется в математике и логике (Ю.А. Шрейдер, Э. Зиман), биологии и медицине (Р. Бернет, Р. Биллингем, М. Гашек); наиболее интересны подходы к его изучению в философских концепциях[2].

В психологической науке нет однозначного определения толерантности. Ее понимают и как способность выносить стрессовые нагрузки, и как переносимость организмом лекарств, и как установку на либеральное принятие моделей поведения, убеждений, ценностей другого человека. Многие исследователи (С.К. Бондырева, Б.С. Гершунский, И.Б. Гриншпун, Д.В. Колесов, А.В. Коржуев, Д.А. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.У. Солдатова и др.) подчеркивают, что это непросто признание чужой точки зрения, взглядов, а принятие самого человека, его уважение и признание. А.Г. Асмолов выделяет четыре аспекта исследований данного феномена: филогенетический, социогенетический, педагогический и толерантность в индивидуальном развитии каждого человека.

Е.В. Швачко рассматривает ценностную значимость толерантности как универсального механизма формирования человеческих взаимоотношений[3]. Толерантность в системе представлений человека о самом себе, соотнесение Я-образа и образа другого исследуется в работах А.В. Петровского и Р. Бернса. Как комплексное личностное качество, которое подлежит целенаправленному формированию в ходе процессов обучения, воспитания и самовоспитания, изучает толерантность П.Ф. Комогоров. Предлагая в качестве основания отсутствие негативной реакции человека, С.К. Бондырева и Д.В. Колесов выделяют естественную толерантность, проблемную, вынужденную, толерантность выгоды, умысла и толерантность воспитанности.

Феномен толерантности на современном этапе развития общества стал предметом широкого круга научных исследований и приобрел междисциплинарный и межкультурный характер. Особый интерес толерантность вызывает как некий регуляторный механизм взаимоотношений в социуме, что объясняется преобразованиями в политической, экономической, культурной жизни России, которые в свою очередь обусловили возникновение относительно новых социально-психологических, нравственно-правовых, национально-религиозных условий деятельности общества и межличностных отношений в нем[4].

В психологической науке при рассмотрении сложных феноменов выделяют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Анализ работ многих авторов позволил выделить основные компоненты толерантности: мотивационно-ценностный, коммуникативный, когнитивный, аффективный (эмоциональный) и поведенческий (деятельностный).

Показано, что наиболее полно разработана теория коммуникативного компонента толерантности в работах В.В. Бойко и В.Д. Менделевич, по мнению которых, коммуникативная толерантность – это характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. В ней отражаются факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления, эмоциональный стереотип поведения, она определяет жизненный путь и деятельность личности[5].

Менее исследован аффективный компонент толерантности, который связан с терпимым отношением к различным проявлениям других людей. Признаком актуализации аффективной составляющей толерантности является важность, значимость различий между личностями при их общении и взаимодействии. Интенсивность реагирования на различия определяется степенью их социальной и личностной значимости, которая характеризуется степенью позиционности отношений субъекта толерантности с носителями различий (объектами толерантности). То есть, толерантность – это способность человека позитивно реагировать на окружающие его социальные различия.

К поведенческой толерантности было отнесено большое число конкретных умений и способностей, проявляемых в толерантном поведении действии по отношению к партнеру межличностного общения, взаимодействия.

Дополнительно к изложенной структуре выделяют психофизиологические предпосылки развития и проявления толерантности, в качестве которых рассматриваются особенности протекания нервных процессов, скорость, устойчивость и переключаемость нервной системы. В основе этого лежит предположение о том, что формально-динамические свойства оказывают влияние на формирование эмоциональной устойчивости личности, которая является одним из показателей толерантности.

Одним из главных социальных институтов, способствующих формированию толерантной личности в современном обществе, является образование. Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться, не будучи сформированной.



[1] Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности - М: Академический проект, 2004

[2] Рюмшина Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности. // Вопросы психологии. 2002, №2.

[3] Швачко Е. В. Толерантность как социальная ценность //Прикладная психология. - 2000. -5. -С. 17

[4] Вовк Л. Толерантность как способность понять и принять другого // Валеология. -2003. -3. -С. 51

[5] Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности - М: Академический проект, 2004

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.