Быстрый переход к готовым работам
|
Выбор предпосылок и сбор данных
Выработка детальных плановых предпосылок и определение информационных
потребностей планирования опираются на результаты, достигнутые на этапе 1 — в
ходе технико-экономического обоснования проекта и составления проектного
задания. Специфические задачи этой стадии таковы: (1) определить технику и
методы анализа; (2) выбрать и проанализировать плановые предпосылки; (3)
определить источники данных; (4) собрать данные; (5) проверить достоверность
результатов. Определение методов и техники анализа Определение адекватного подхода к анализу и подбора необходимых методик —
это, быть может, задача не самой первой очередности, но ее следует решить на
достаточно ранних этапах проекта. При всей широте выбора основными методами
являются аналитические, имитационные (моделирование) и оптимизационные. При
аналитическом подходе для оценки логистических альтернатив применяются
стандартные методы вычислений (в частности, на основе таблиц). Типичным
примером может служить определение взаимосвязи между объемом запасов и уровнем
сервиса с использованием формул, рассматриваемых в главе 19. Доступность и
относительная простота табличных расчетов способствуют широкому использованию
аналитических инструментов для исследования системы распределения. Имитационное
моделирование — это инструмент оценки логистических альтернатив, подобный
«аэродинамической трубе» в физических исследованиях. Моделирование особенно
широко применяют в случаях, когда присутствует значительная неопределенность.
Для моделирования можно использовать физические модели (пример — наглядное
моделирование товарно-материального потока через систему грузопереработки в
контролируемых условиях внешней среды) или числовые модели (компьютерное
моделирование той же ситуации). При существующем программном обеспечении моделирование
стало одним из самых дешевых способов динамической оценки альтернативных вариантов
развития логистических систем. Скажем, компьютерное моделирование позволяет
провести анализ материальных потоков, уровней деятельности и параметров
эффективности. К тому же многие моделирующие программы создают графическое
изображение изучаемых характеристик. Оптимизационные
методы опираются на использование линейного программирования для оценки
существующих альтернатив и выбора наилучшей. При всех своих преимуществах
оптимизационные методы применяются не так широко, как моделирующие. Чаще всего
их используют для анализа альтернативных вариантов размещения логистических
мощностей и определения оптимальных числа и местоположения распределительных
центров.( Подробное описание методов
имитационного моделирования см.: James J.Swain. Flexible Tools for Modeling // OR/MS Today. 1993. December. P. 62-78. Определение и пересмотр предпосылок проекта Предпосылки проекта формулируют и оценивают на основе результатов
ситуационного анализа, установленных целей и ограничений проекта, а также
выбранных стандартов оценки результатов. В планировании такие предпосылки
служат для определения ключевых характеристик деятельности, основных
переменных и экономических параметров действующей логистической системы и
альтернативных вариантов ее развития. При всех возможных различиях,
обусловленных особенностями проекта, нужные предпосылки, как правило,
распадаются на три категории: хозяйственные, управленческие и аналитические. Хозяйственные
предпосылки отражают характеристики деловой среды в целом, в том числе рыночные
условия и действия конкурентов, тенденции изменений в потребительских
предпочтениях и составе продукции. Иными словами, они определяют ту среду, в
которой придется работать логистической системе. Обычно характеристики внешней
среды, составляющие содержание хозяйственных предпосылок, неподвластны фирме,
то есть не могут быть произвольно изменены. Управленческие предпосылки отражают материальные и экономические
характеристики существующей сегодня или возможной в будущем логистической
ситуации, и, как правило, фирма в состоянии так или иначе повлиять на эти
характеристики. Обычно в состав управленческих предпосылок входят данные о
возможном количестве распределительных мощностей, о видах транспорта, о логистических
процессах, постоянных и переменных издержках логистики. Аналитические
предпосылки устанавливают ограничения, обусловленные особенностями выбранной
техники анализа. Обычно к таким предпосылкам относятся масштаб проблем, степень
детализации анализа и методология решения проблем. В таблице 4 дано описание
этих трех категорий предпосылок. Определение источников данных Процесс сбора данных всегда начинают с оценки их
наличия и доступности. Кроме того, нужно тщательно взвесить, насколько
имеющиеся данные соответствуют избранному методу анализа. Но при всех
потенциальных проблемах на этом этапе планирования следует собрать как можно
больше данных и обработать их согласно требованиям анализа. В тех случаях,
когда данные трудно получить или когда неизвестен уровень их достоверности,
можно провести анализ чувствительности, чтобы определить подлинные
информационные потребности. Например, в ходе первоначального анализа можно
использовать приблизительные данные о транспортных расходах, оценку которых
дает длина маршрутов. Если анализ покажет, что выбор оптимального решения очень
чувствителен к величине транспортных тарифов, нужно приложить усилия для
получения у перевозчиков точной информации о тарифах. Анализ чувствительности
вообще следует использовать для строгого определения наиболее значимых
факторов. После того как эти факторы (расходы на транспортировку со складов
потребителям) выявлены, можно постараться довести оценку транспортных расходов
до максимально возможной степени точности, и, соответственно, тогда можно
меньше заботиться об уточнении других данных. Данные,
нужные для планирования и проектирования логистических систем, как и
предпосылки анализа, можно разделить на три категории: хозяйственные,
управленческие и аналитические (см. табл. 4). Большинство данных, необходимых
для логистического анализа, компания в состоянии получить из внутренних
источников. И хотя порой для этого могут потребоваться значительные изыскания,
основная часть информации, как правило, легкодоступна. Прежде всего, требуются данные о продажах и заказах клиентов. Для
определения объемов логистических операций нужно иметь годовые, помесячные и
сезонные прогнозы продаж. Для того чтобы выяснить структуру распределения
отправок по рынкам и размерам, необходимы данные о прошлой динамике заказов.
Показатели совокупного спроса в сочетании с данными о структуре заказов позволят
установить требования, которым должна отвечать логистическая система. Чтобы
ввести в логистический анализ пространственный аспект, нужна подробная
информация о потребителях. Пространственный аспект связан с тем фактом, что
эффективная логистическая система требует учета расходов и времени на
перемещение грузов. Ради упрощения анализа, если это не влечет за собой
значительного снижения точности, данные о потребителях и рынках часто группируют
по местоположению, по типам, размерам, частоте заказов, темпам роста и
потребности в особых логистических услугах. Для
интегрального анализа логистического канала необходимо выявить и установить
величину издержек производства и производственного снабжения. Зачастую для
этого приходится проводить дополнительную классификацию сырья и деталей. Хотя
размещение производственных предприятий, как правило, не является переменным
фактором в проектировании логистической системы, тем не менее нередко возникает
потребность в учете числа и местоположения заводов, ассортимента производимой
продукции, графиков и сезонности производства. Также подлежат выявлению расходы
на перемещение запасов, размещение заказов и складирование. В частности,
нередко бывает нужна информация о порядке контроля за состоянием запасов и о
процедурах их размещения в системе распределения. Наконец, для каждого склада,
как существующего, так и потенциального, нужно определить величину операционных
издержек, пропускную способность (складскую мощность), сервисные возможности,
ассортимент и объем хранимой продукции. Данные
о транспортных потребностях должны включать в себя число используемых
транспортных средств и виды транспорта, критерии выбора способов
транспортировки, транспортные тарифы и транзитное время, правила и политику
перевозок. Если анализу подлежат также и частные перевозки, нужна
соответствующая информация о парке собственных транспортных средств. Были
рассмотрены некоторые информационные потребности процесса оценки логистических
альтернатив. Поскольку данные должны отвечать специфическим требованиям
анализа, к их сбору приступают уже после выбора метода исследования. Иными
словами, качество решения задачи не может быть лучше, чем используемые при этом
данные. В
большинстве вариантов логистического анализа оценка сценариев развития
опирается на прогнозные данные о рынках. Обычно прогнозирование общего объема
продаж на планируемый период не составляет сложности. Трудно предсказать
продажи для отдельных рынков. Одним из решений этой проблемы является использование демографических прогнозов,
тесно коррелирующих с объемом сбыта. Предположим, к примеру, что существует
выраженная корреляция между объемом продаж и численностью населения. Тогда на
основании официальных прогнозов структуры и численности населения можно
оценить будущий уровень спроса и, соответственно, будущие логистические
потребности. Многие государственные ведомства и университеты регулярно
публикуют демографические прогнозы. В США, кроме того, существуют источники
данных о почтовых индексах, или так называемых кодах Плана почтовых зон (ZIP code), которые весьма помогают в планировании
логистических операций (American Map Corporation. Unites States ZIP Code Atlas.
Maspeth, NY
(ежегодное издание).Такие
источники, по сути, представляют собой готовый банк информации о рынках. Полезно
также иметь информацию о конфигурации логистических систем и структуре
материальных потоков конкурентов. В большинстве случаев эти сведения легко
получить из публикуемых источников, годовых отчетов и сообщений
администраторов компаний. Главная задача здесь — собрать данные, пригодные для
сравнения сервисных возможностей, распределительных сетей и производительных
способностей. Сбор данных Определив источники, можно приступать собственно к
сбору данных. Причем нужно не только накопить необходимые данные, но и придать
им пригодный для анализа вид. Это долгая, скучная и кропотливая работа, в ходе
которой иногда возникают ошибки. Может случиться, что собранные данные будут
относиться вовсе не к тому периоду времени, который подвергается анализу, либо
данные могут не отражать важные компоненты логистической деятельности, такие
как общий объем заказов потребителей. Поэтому процесс сбора данных следует
тщательно документировать, чтобы иметь возможность выявлять ошибки и
добиваться требуемой точности. Сбор контрольных данных Помимо данных для анализа нужно еще собрать данные,
позволяющие проверить достоверность полученных результатов. Основной вопрос при
этом — насколько верно выбранный метод анализа воспроизводит фактические
результаты прошлой деятельности, и в первую очередь объемы продаж и расходы как
в целом, так и в отдельности по каждому выделенному инфраструктурному
подразделению. Смысл
контрольной проверки заключается в том, чтобы убедиться в надежности анализа.
Если результаты расчетов за прошлые периоды не вполне согласуются с
реальностью, трудно отнестись с доверием к выбору альтернатив развития системы.
Важно, чтобы при сборе данных проводилось их изучение для выявления причин, по
которым результаты анализа могут неточно отражать прошлые события. Например,
изменения правил работы распределительного центра или такое единичное событие,
как забастовка, могут стать причиной того, что анализ не сможет восстановить
подлинную картину прошлого. Когда в прошлом выявляются такого рода факторы,
нужно внести соответствующие корректировки на основе собранных контрольных
данных, чтобы сделать сопоставление возможным. 2.2. Анализ данных В ходе анализа собранные данные используют для оценки тактических и
стратегических вариантов развития логистической системы. В общем процессе
анализа можно выделить следующие этапы: (1) постановка вопросов; (2)
проведение анализа и проверка результатов на данных за прошлые периоды; (3)
анализ вариантов развития; (4) анализ чувствительности. Постановка вопросов Прежде всего, нужно поставить верные вопросы по поводу
возможных вариантов развития и приемлемого уровня неопределенности. Вопросы,
предназначенные для выявления оптимальной политики и параметров деятельности,
формулируются в соответствии с целями и ограничениями проекта. Например, если
объектом анализа является размещение распределительных центров, вопросы должны
быть направлены на подлежащие оценке конкретные комбинации мест размещения.
Если речь идет об анализе запасов, вопросы должны относиться к альтернативным
уровням сервиса и неопределенности. Объем
отправок определяется весом отправленных грузов. Издержки — расходами на
транспортировку и поддержание запасов. Уровень сервиса — долей заказов,
доставляемых клиентам в течение двух дней. В ходе анализа вероятнее всего будут
поставлены примерно следующие вопрос: как повлияет на работу системы перенос в
другое место распределительного центра? Этот вопрос покрывает только малую часть подлежащих оценке возможных
вариантов развития. Можно поставить вопросы о сокращении или увеличении числа
распределительных центров, о разных местах их размещения. Важно понимать, что
вопросы должны охватывать максимально широкий спектр возможных сценариев
развития, но при этом не понуждать к бесполезной трате времени на анализ альтернатив,
реализация которых маловероятна. Проведение анализа и проверка результатов Вторая задача — завершение первичного анализа существующей
логистической среды с использованием подходящей методики. Результаты следует
сопоставить с контрольными данными для проверки соответствия между
фактическими показателями за прошлые периоды и результатами аналитических
расчетов. Цель такого сопоставления — поиск расхождений и выявление причин
возможных ошибок. Ошибки могут возникать из-за неточности исходных данных,
неадекватной или неточной процедуры анализа либо нерепрезентативности
контрольных данных. После выявления расхождений следует определить причину
ошибок и устранить их. В некоторых случаях ошибку удается только объяснить, но
не исправить. Когда все расхождения устранены или хотя бы объяснены (обычно
точность совпадения должна составлять ±5%), можно считать, что метод дает
достоверные результаты и что анализ можно продолжить. Анализ альтернатив После того как удалось убедиться в надежности метода
анализа, можно переходить к оценке вариантов развития. Такая аналитическая
оценка, проведенная помощью компьютера или вручную, должна определить
показатели результативности для каждого варианта. Следует при этом рассмотреть
все возможные модификации — от изменения числа распределительных центров до
изменения целевых уровней запасов и размеров отправок. Анализ чувствительности Следующая стадия исследования проекта — анализ
чувствительности наиболее эффективных вариантов развития. При этом изучают
жизнеспособность разных альтернатив при изменении таких неконтролируемых
факторов, как спрос, структура капитала или действия конкурентов. Предположим,
например, что в результате анализа альтернатив мы установили, что идеальное
соотношение между издержками и уровнем обслуживания основного рынка компании в
условиях традиционного спроса обеспечивают пять распределительных центров.
Анализ чувствительности позволяет определить, насколько эффективным будет это
решение при разных значениях спроса или издержек. Скажем, будут ли параметры
работы пяти распределительных центров оптимальными при увеличении или
сокращении спроса на 10%? Анализ чувствительности в сочетании с оценкой
вероятности того или иного сценария развития событий используют для построения
«дерева» решений и выбора наилучшей альтернативы. |
|