Быстрый переход к готовым работам
|
Совместимость в супружеской жизниДругим, но уже теоретическим построением, объясняющим феномен удовлетворенности браком является модель стабильности брака В.А. Сысенко, который считает, что функции и цели брака удовлетворяют различные потребности людей, а стабильность этого брака обеспечивают две системы факторов. Первая - система социально-экономических факторов, определяющая устойчивость брака (жилищные условия, материальная обеспеченность, бюджет времени и т.д.). Вторая - система социально-психологических факторов, отражающая степень удовлетворенность браком. Этот феномен Сысенко [42, c.120]. условно называет удовлетворением эмоционально-психологических потребностей, к которым относит следующие: 1) в доверительно-дружеском общении; 2) в близких людях, в брачном партнере; 3) быть любимым; в психологической поддержке; 4) во взаимопомощи, поддержке и сотрудничестве; 5) сексуальную потребность/ Попытки рассмотреть качество брака через удовлетворение потребностей супругов достаточно очевидно, т.к. потребности человека формируются в процессе освоения им социальной действительности и становления его личности. Дальше пошел А.К. Дмитренко [14, c. 253] выделивший инвариантные (слабо меняющиеся) характеристики стабильного брака в первые годы супружеской жизни, которые удовлетворяют потребность супругов в общении. Ими оказались: установки супругов на ценности семьи, ценностно-ориентационное единство супругов, наличие чувства любви к своему супругу, стремление супругов к самосовершенствованию, переоценка внешней привлекательности супруга, положительные репродуктивные установки. Продолжая перечисление качеств партнеров, определяющих удовлетворенность супружеством, можно привести результаты анализа Н.Н. Обозовым зарубежных исследований по этой теме. Так, в счастливых браках супруги характеризуются эмоциональной стабильностью, согласием с другими людьми, общительностью, доверчивостью и искренностью. В несчастливых - эмоциональной неуравновешенностью, критичностью к другим людям, стремлением к доминированию, замкнутостью и отчужденностью, подозрительностью и эмоциональной скованностью. К зарубежным исследованиям межличностного восприятия в парах с высокой УБ можно добавить свидетельство, что супруги считают себя личностно сходными и достаточно точно воспринимают предпочтения партнера, а также склонны видеть друг друга одинаково доминантными. В парах с низкой удовлетворенностью браком вышеуказанные параметры имеют противоположные значения [2, c.128]. Причем с увеличением стажа брака супруги меньше восхищаются личностными качествами друг друга, что в несчастливых браках принимает форму восприятия личностных качеств партнера как недопустимых. Многие считают, что в норме «охлаждение» происходит после 2-х лет супружества. Но адаптивную функцию этого феномена Майерс видит в том, что снижение увлеченности друг другом способствует выживанию детей [27, c.115]. Зарубежные исследования показали также зависимость между степенью удовлетворенности браком супругов и стилем их речевого поведения с детьми. Так, согласно П. Куттер, родители с низкой удовлетворенностью браком менее директивны, более отзывчивы и проявляют сложность высказываний тогда, когда пол ребенка и пол родителя совпадают. Ребенок противоположного же с родителем пола получал больше указаний и меньше отзывчивости при разговоре [ 20, c. 263]. Н.Ф. Федотова [46, c.105], изучавшая проблему главенства в семье, обнаружила, что при патриархальном укладе мотивом признания мужского главенства женой является участие мужа в организации досуга и в формировании психологического климата (в меньшей степени - в организации быта и в воспитании детей). В современных семьях совместное главенство основано на протекании процессов, схожих с процессами лидерства в неофициальных группах. В таких семьях, согласно Федотовой, удовлетворенность браком может быть высокой при совпадении мнений о главенстве. В матриархальных же семьях брак был так или иначе разлажен - жена участвовала во всех сферах семейной жизни, а женское главенство часто коррелировало с пьянством мужа. Итак, принято выделять следующие функции, обеспечивающие удовлетворение потребностей членов семьи: 1) воспитательно-репродуктивную; 2) хозяйственно-экономическую; 3) сексуально-эротическую; 4) рекреативную; 5) психотерапевтическую; 6) функцию первичного социального контроля; 7) регенеративную (менее часто выделяемую), связанную с наследованием фамилии, имущества и социального положения (там же; Елизаров А.Н., 1996 и др.). На основании знаний о функциях выделяют следующие основные роли в семье: 1) ответственный за материальное обеспечение семьи; 2) хозяин-хозяйка; 3) роль воспитателя или ответственного по уходу за младенцем; 4) роль сексуального партнера; 5) организатор семейной субкультуры; 6) психотерапевтическая роль. Отсюда, можно считать существенно влияющими на супружескую жизнь аттитюды, отражающие отношение к общению, сексу, проведению досуга, способу, распределения ролей (т.е. к типу ролевой структуры семьи), и конечно, отношение к детям. Причем, дети должны значить много в жизни супругов. Если же первый ребенок появляется на свет, когда родители активно борются за свое место под солнцем (что типично для многих современных браков), то он часто оказывается «обузой». Поэтому, если значение ребенка в жизни родителей не будет приоритетным, это будет мешать реализации главной функции семьи. Другой способ выделения наиболее важных сторон семейной жизни заключается в определении наиболее проблемных сфер. Исследование В.П. Левкович показало, что таковыми являются сферы общения и нравственных отношений, защиты «Я - концепции» и взаимной информированности, а также ролевая сфера. Сферы же проведения досуга и удовлетворения материальных потребностей Левкович не называет конфликтогенными, а значит, важными. Это противоречит мнению Шнейдера [49, c.143], который относит сферу распределения бюджета к наиболее проблемным, т.к. она сопряжена с процессом принятия решений, который Сатир, в свою очередь, считает определяющим в развитии или разрушении чувства любви. Для иллюстрации влияния на поведение людей такого фактора, как любовь, достаточно сказать, что в середине 80-х г.г. почти 9 из 10 опрошенных американцев назвали любовь необходимым условием для брака. Многие отечественные авторы (Алешина, Волкова, Дмитренко, Дружинин, Косачева и др.) также признают любовь ведущим мотивом вступления в брак. В свою очередь, попытки построения теоретических моделей любви связаны со следующими именами: З. Фрейд, Э. Фромм, Л. Каслер, А. Маслоу, Д.А. Ли и др. Интересной является типология диадических отношений Гозмана и Ажгихиной [10, c.149], основанная на схеме Т. Кемпера. Системообразующим фактором выступают власть и статус, причем первая понимается как способность заставить кого-либо сделать что-либо, а второй - как желание индивида идти навстречу требованиям партнера благодаря позитивным эмоциональным отношениям. 1) первый тип отношений можно назвать любовью деятельностной или любовью-дружбой; оба партнера находятся в равной зависимости друг от друга; 2) неравноправие партнеров: один обладает и властью и статусом, а второй - только статусом (этот тип отношений часто встречается в парах с заметной разницей в возрасте и жизненном опыте); 3) один супруг обладает и властью и статусом, а другой - только властью (например, Анна Каренина и супруг); 4) влюбленность - один из партнеров ловит каждое слово, каждый взгляд другого, а второй вполне спокоен; 5) вариант влюбленности - преклонение перед известными и недосягаемыми людьми; 6) отношения родителей и маленьких детей; 5) романтическая любовь (партнеры равноправны и обладают сильным влиянием друг на друга при готовности идти навстречу другому во всем - аналог древнегреческого эроса). В супружеской жизни чаще всего встречаются любовь-дружба, влюбленность и романтическая любовь с выраженным сексуальным началом (порождающая более конфликтные формы отношений, встречающиеся чаще на ранних этапах развития семьи). Кроме них Шнейдер [49, c.62] упоминает сторге (спокойную любовь - нежность) и агапе (любовь бескорыстную, связанную с полной самоотдачей и заботой о любимом). Высшие же уровни любви (к Богу, к Родине) возможны, согласно В.С. Соловьеву, «... лишь для личностей с высокоразвитым духом, который неизбежно подавляет организменный ... и даже психический уровни деятельности» [49, c.172] Поэтому эти уровни любви не характерны для супружеской жизни. Другим интересующим нас фактором являются семейные представления, которые можно назвать синонимами аттитюдов по функциональному основанию. Семейные представления связаны с так называемыми семейными постулатами, семейными сценариями и процессами каузальной атрибуции. Согласно авторам, ситуационные сценарии (являющиеся представлениями людей о типичных ситуациях в их жизни, таких, как завтрак, обсуждение новостей, поход в магазин и т.п.) играют значительную роль во взаимоотношениях между людьми. Процессы каузальной атрибуции, т.е. наивной интерпретации причин происходящих событий, в свою очередь, помогают (или мешают) супругам разобраться в своих семейных и внесемейных проблемах. Семейные постулаты, в свою очередь, выполняют интегрирующую функцию, соединяя общие представления человека (о жизни, о людях вообще, о других семьях и о семьях вообще) с его представлениями о своей семье. Разумеется, что комплексы таких представлений далеко не идеальны. Кроме того, донаучные семейные постулаты могут принимать форму мифов о путях достижения супружеского счастья. Изучение и структурирование семейных мифов было прерогативой теоретических и эмпирических изысканий преимущественно в психотерапии (Пезешкиан Н., 1993; Алешина Ю.Е., Пек М.С., 1996; Сатир В., 1999; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999; Коттлер Дж., Браун Р., 2001 и др.). Не все источники разводят понятия постулатов и представлений, прямо или косвенно «обещающих» супружеское благополучие. Ниже приведем наиболее часто упоминающиеся мифы и прокомментируем их. 1) «Супруги должны быть едины во всех вопросах». О сходстве - различии взглядов супругов мы уже упоминали, однако, заметим, что в психотерапии есть однозначное мнение по этой теме. Согласно Glick & Kessler, конструктивная реализация именно различий во взглядах может обеспечить супругов более широким выбором способов решений их проблем [52, c.269]. Это может быть осуществимо, согласно теории семейных систем, с помощью способности быть близким к другим, но не зависеть от их мнений, желаний и оценок - быть дифференцированным. 2) Миф, связанный с предыдущим: «Для семейного счастья особенно важна эмоциональная и физическая близость, достигаемая через совместное участие в различных видах деятельности». С одной стороны, следование этому мифу может привести к более быстрому разрушению идеального образа значимого другого с последующим разочарованием, а также - к восприятию совместной деятельности как рутины и возникновению признаков «синдрома сгорания». С другой стороны, постоянное нахождение в поле зрения человека, имеющего хотя бы отдаленное сходство с нами и отвечающего на наши эмоции, может вызвать к нему чувства от симпатии до романтической любви. Это явление похоже на импринтинг. Хотя оно исследовалось вначале на поведении детенышей животных по отношению к их родителям, существуют указания на то, что процесс, сходный с импринтингом, может происходить в жизни человека при использовании им фиксированных моделей поведения. или при прохождении им различных стадий развития. Это значит, что нельзя точно сказать о вреде или пользе этого мифа для УБ в случае широкой выборки. 3) Миф о волшебной силе любви: «Он любит выпить, но я буду любить его так сильно, что он бросит пить», «Если ты меня любишь, ты будешь знать, что я хочу, прежде чем я попрошу тебя об этом» и т.п. Заблуждений о любви существует множество, однако следует еще выделить неосознанное отождествление любви с зависимостью, которая выражается в желании одного партнера испытывать насыщение и заботу в сочетании с нежеланием переносить боль, связанную с ростом. При этом отсутствует заинтересованность в духовном росте партнера. 4) «Супруги должны думать о семье, а не о себе и больше жертвовать друг для друга». Это заблуждение почти противоположно предыдущему, хотя, так же, как и оно, неадаптивно. 5) Миф о бесконфликтности счастливой семьи основан, в первую очередь, на незнании о позитивных функциях конфликта. С ним связаны мифы о необходимости найти виновного в том, что в семье что-то идет не так и об абсолютности понятий (категоричность). Например, А. Бек считает, что супруги, у которых развивается дистресс, характеризуются фиксацией на том, что в их отношениях «не так» и тенденцией считать приклеенные отрицательные ярлыки постоянными чертами друг друга. 6) Положение о том, что хорошие сексуальные отношения с необходимостью ведут к хорошему браку справедливо, но оно превращается в миф, когда супруги начинают понимать его в русле мифа № 2. Даже поверхностного взгляда на мифы достаточно, чтобы сказать, что их выражение в вербальной форме основано на искажении метамодели языка с помощью генерализации, опущения и искажения информации об опыте супружеской жизни. Поэтому глубокое личностное принятие супругами мифов может затруднять и делать неадекватным процесс их межличностного восприятия. Итак, совместимость значит не простое сходство, а вза¬имопонимание в большинстве областей жизни. Стопро¬центная совместимость — миф, но чем больше общего между супругами в физической, эмоциональной, ин¬теллектуальной и духовной сферах, тем лучше они доймут друг друга, тем более плодотворными будут их отношения. Возникающие конфликты связаны с тем, что супруги, так же как родители и дети, плохо знают и понимают друг друга, что ведет к разобщенности, не¬приятию друг друга, в конечном счете — к психологи¬ческой несовместимости. Считается, что, если партнеры несовместимы друг с другом в основных сферах жизни, они не смогут построить гармоничные и дающие радость отношения: несмотря на взаимную любовь, в доме не будет согла¬сия. Они могут иметь много общего, но, если муж и жена не любят друг друга, брак не будет долгим, ведь существует вероятность того, что кто-то из супругов встретит истинную любовь. Если партнер по браку — безответственная личность, то он в мгновение ока может разрушить семейные узы, даже если брак был вполне удачным. Готовность принять на себя обязатель¬ства — это краеугольный камень нерушимости брач¬ных уз. Даже если нет взаимной любви и совместимости, брак может держаться на ответственности супругов друг перед другом, если муж и жена остаются вместе из-за чувства долга — ради воспитания детей или из-за страха общественного осуждения. Правда, такие отно¬шения приносят мало радости. В семейной психологии под супружеской совме¬стимостью понимают совместимость и взаимность чувств, совместимость характеров, темпераментов, общность интересов, представлений, взглядов, при¬вычек, поведения. Различия возможны, они даже не¬которым образом способствуют совместимости, но только в. том случае, когда характеры, взгляды, при¬вычки не антогонистичны. Супружеская, совмести¬мость держится на родстве душ, эмоциональной и духовной близости, на взаимном дополнении нервно¬го склада. |
|