Быстрый переход к готовым работам
|
Взаимосвязь стратегии социально-экономического развития и бюджета страныВзаимосвязь стратегии социально-экономического развития и бюджета страны Связь бюджета со стратегией развития государства, увеличивающая функцию целеполагания расходования бюджетных средств, является актуальной в условиях политической нестабильности, в отсутствие четко выраженных экономических приоритетов, а также с учетом требующих своего решения социальных проблем. О целесообразности стратегического подхода к формированию бюджетной политики государства упоминается в различных авторитетных источниках. Эксперты украинского делового еженедельника «Контракты», анализируя бюджет 2007, утверждают, что: «из-за отсутствия четко определенной экономической стратегии (где были бы зафиксированные общие, качественные и временные критерии ее достижения, механизмы промежуточного контроля и ключевые отрасли) бюджетные программы априори не будут эффективными (а также не будет ответственных за их невыполнение)» [105]. Президент Украины В.А.Ющенко также констатирует отсутствие взаимосвязи между государственным целеполаганием и бюджетированием и отмечает, что „бюджетной политике Украины присущ ряд недостатков, среди них, в частности - недостаточные обоснования прогнозных показателей экономического и социального развития. Из-за низкого качества экономического прогнозирования макроэкономические показатели, которые закладываются в основу бюджета, часто не совпадают с фактическими. Процесс утверждения государственных целевых программ не коррелирует с реальными источниками финансирования, в частности с бюджетом, количество государственных целевых программ значительно превышает по объемам финансирования реальные возможности бюджетов всех уровней. Недостаточно обоснованным является отнесение определенной категории расходов государственного бюджета к расходам развития, не определены условия и особенности формирования бюджета развития [68, с. 88]. Кроме указанного, существует экспертное мнение о необходимости тесного объединения процессов стратегического целеполагания и государственного бюджетирования, что является непреложным правилом менеджмента, игнорируемым в государственном управлении Украины. В частности, специалист Международного центра перспективных исследований О.Блинов отмечает следующее: «Если рассказать финансовому директору транснациональной корпорации, что у вас принято сначала разрабатывать финансовый план, а потом определять стратегические приоритеты развития предприятия, он, по крайней мере, придет в изумление. Он придет в гораздо большее изумление, если вы просто скажете, что эти вещи вы делаете в отдельности. Но именно так и работает украинская постгосплановская система. Можно разбросать расходы между «депрессивными» регионами, поделиться со всеми обездоленными, а потом начать размышлять об определенном количестве шагов навстречу будущему. Шагов с пустыми кошельками и великим множеством добрых намерений» [104]. Таким образом, осознанная экспертами и политиками Украины проблема необходимости взаимосвязи стратегического целеполагания и бюджетного обеспечения достижения поставленных целей, требует комплексного решения, которое включает не только детальную легитимизацию процедур формирования стратегии и адекватного ей бюджета страны, но и внедрение механизмов их взаимосвязи и взаимодействия. |
|