Быстрый переход к готовым работам
|
Принципы формирования государственного бюджетаПринципы формирования государственного бюджета Ежегодно бюджетный процесс в Украине является наиболее спорным и продолжительным из всех процессов государственного управления. Эксперты отмечают, что правительства, которые существовало в стране на протяжении последних 15 лет, преимущественно не достигали целей, которые декларировались в соответствующих программах развития, из-за неэффективного бюджетного планирования [95]. Нестабильность в политической сфере Украины, в частности - в исполнительной ветви власти, проектировалась на все без исключения процессы государственного управления, в том числе имела воздействие на качество бюджетного процесса. Тем не менее, на современном этапе развития, который характеризуется увеличением уровня неопределенности внешней среды и повышением количества вызовов внутренней среды общества, актуальной является задача организации государственного управления в Украине на системных основах, что в полной мере касается процессов формирования и реализации государственного бюджета. Бюджет, в соответствии с правовым определением, - это план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, которые осуществляются органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления на протяжении бюджетного периода [15]. В процессе разработки бюджета основное значение имеют принципы, которые определяют заданные ограничения и обязательства по отношению к формированию и использованию бюджетных средств. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Украины, Бюджетная система Украины основывается на таких принципах: 1) принцип единства бюджетной системы Украины - единство бюджетной системы Украины обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка выполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности; 2) принцип сбалансированности - полномочия на осуществление затрат бюджета должны отвечать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период; 3) принцип самостоятельности - Государственный бюджет Украины и местные бюджеты являются самостоятельными. Государство средствами государственного бюджета не несет ответственности за бюджетные обязательства органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления. Органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления средствами соответствующих бюджетов не несут ответственности за бюджетные обязательства друг друга, а также за бюджетные обязательства государства. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления на определение направлений использования средств в соответствии с законодательством Украины, правом Верховной Рады Автономной Республики Крым и соответствующих советов самостоятельно и независимо друг от друга рассматривать и утверждать соответствующие бюджеты; 4) принцип полноты - в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и затраты бюджетов, которые осуществляются в соответствии с нормативно-правовыми актами органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления; 5) принцип обоснованности - бюджет формируется на реалистических макропоказателях экономического и социального развития государства и расчетах поступлений в бюджет и затраты бюджета, которые осуществляются в соответствии с утвержденными методиками и правилами; 6) принцип эффективности - при составлении и выполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижения максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств; 7) принцип субсидиарности - распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должен основываться на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю; 8) принцип целевого использования бюджетных средств - бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями; 9) принцип справедливости и беспристрастности - бюджетная система Украины строится на основах справедливого и непредубежденного распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами; 10) принцип публичности и прозрачности - Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решение относительно отчета об их выполнении принимаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими советами; 11) принцип ответственности участников бюджетного процесса - каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездеятельность на каждой стадии бюджетного процесса [15]. |
|