Быстрый переход к готовым работам
|
Экологический потенциал современного регуляторного воздействияЭкологический потенциал современного регуляторного воздействия Для реализации принципа налогообложения, предполагающего содействие устойчивому развитию, необходимо обеспечить комплексное воздействие на параметры природопользования, которое формируется в результате одновременного применения экологических платежей, а также налогов, способных косвенно влиять на функционирование предприятий, стимулируя их к активизации природоохранной деятельности. Следствием указанного воздействия является экологизация экономики региона, сопровождающаяся и обеспечиваемая увеличением объемов производства при сохранении качества среды. Чтобы определить, каким образом отдельные платежи и система налогообложения в целом влияет на развитие национальной экономики с учетом экологических факторов, целесообразно оценить соответствие базовым принципам тех налогов, которые обеспечивают значительную долю поступлений в Сводный бюджет Украины и оказывают существенное влияние на динамику экономических показателей. Несмотря на то, что в настоящее время в Законе «О системе налогообложения» [52] предусмотрено использование 25 общегосударственных и 14 местных налогов и сборов, в 2006 году 94 % налоговых поступлений и 68% доходов сводного бюджета обеспечивало только шесть из них. Основными источниками поступлений были: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, налог на доходы граждан, акцизный сбор, плата за землю и таможенная пошлина. Недостаточная действенность налоговой системы является следствием ограниченной реализации принципов налогообложения, важнейшие из которых следующие: справедливости, соразмерности, максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, экономичности, нейтральности, содействия устойчивому развитию. Рассмотрим характеристики основных налогов с позиций указанных принципов. Налог на добавленную стоимость – налог на внутреннее потребление. Доказано [43], что по своей сути он регрессивен, то есть нагрузка на субъекты с небольшим доходом относительно выше, чем на обеспеченные слои населения, а это противоречит вертикальной справедливости с точки зрения платежеспособности налогоплательщиков. Что же касается количества потребленных общественных услуг, то не существует связи между суммой выплаченного НДС и величиной благ, полученных от государства, следовательно, критерий справедливости не достигается и здесь. Согласно второму из базовых принципов – соразмерности, налог должен обеспечивать достаточные поступления в бюджет и при этом не вызывать спада производства. Первая часть этого утверждения применительно к НДС бесспорно выполняется. В 2006 году поступления от этого налога в Сводный бюджет составили более 50,3 млрд. грн. или 40 % всех налоговых поступлений Украины [84]. Что же касается второй части, то считается, что НДС выступает главным фактором, способствующим росту цен, сужению внутреннего рынка, ограничению совокупного спроса [51]. При этом основная налоговая нагрузка по уплате НДС приходится на те отрасли, которые производят продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Это вызывает негативные структурные трансформации в экономике Украины. Таким образом, применительно к НДС принцип соразмерности удовлетворяется только отчасти – наполнение бюджета осуществляется ценой сдерживания роста ВВП. К недостаткам рассматриваемого налога относится и то, что НДС организован таким образом, что предприятия кредитуют бюджет на сумму налога, которая включена в стоимость материалов и оборудования, что вызывает рост потребности в оборотных средствах. Это противоречит принципу максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков. |
|