Быстрый переход к готовым работам
|
Методический подход к организации системы управления качеством бизнес-процессов на предприятииМетодический подход к организации системы управления качеством бизнес-процессов на предприятии Говоря о положительном опыте управления качеством, накопленном в укра-инской и зарубежной теории и практике, необходимо отметить, что на большинстве отечественных предприятий использование описанных выше методов не получило широкого распространения [218]. Можно выделить несколько причин возникновения подобной ситуации. Прежде всего, почти на всех предприятиях принципы и по-ложения управления качеством в комплексе реализованы не были. К разработке си-стем управления качеством бизнес-процессов подходили формально. Руководство предприятий не возглавляло эту работу, а работники, участвовавшие в разработке и внедрении систем, не обладали достаточными знаниями и необходимыми полномо-чиями. Отраслевая наука практически не участвовала в решении вопросов развития форм и методов управления качеством бизнес-процессов, адаптации зарубежных разработок к отечественным реалиям и условиям конкретной отрасли. Кроме того, с появлением в 80-е гг. 20-го столетия стандартов ИСО 9000, с помощью которых осуществляется сертификация систем качества и их дальнейшее развитие (в 1994 г. вышла вторая редакция стандартов, а в 2000 г. – третья), многие предприятия посчи-тали недопустимым для себя оставаться не сертифицированными, когда их конку-ренты обладают соответствующими сертификатами. Данный подход внедрения си-стем управления качеством на предприятиях в большинстве случаев формальный привел к увеличению их количества без обеспечения необходимого содержания (по-вышения качества бизнес-процессов и конечной продукции, снижения затрат, удо-влетворенности потребителей). Однако соблюдение требований стандартов ИСО 9000 или сертификация на соответствие этим требованиям не гарантирует предприятиям занятие лидирующих позиций в области качества. Д. Джуран считает, что ни одно предприятие [243, с. 39]: «не устанавливает набор критериев, которым должна соответствовать система управления предприятия подобно тому, как этого требует ИСО 9000. Интерес пред-ставляет другое, способно ли предприятие поставить конкурентоспособные товары». Кроме того, стандарты ИСО 9000 имеют и ряд других недостатков. Наиболее значительным из них можно считать то, что они не адекватны существующей в Украине социальной, политической и экономической ситуации, т.к. разработаны для развитых европейских стран. Так, данные стандарты не учитывают традиционно сложившиеся организационные структуры управления (правило Э. Деминга, согласно которому 96 – 98 % проблем качества – это ответственность руководства, а 2 – 4 % – ответственность исполнителей, не соблюдается ни на одном предприятии Украины), стиль и методы управления (фактически существующий функционально-ориентированный подход к управлению против рекомендованного и существующего формально процессного подхода), ориентация преимущественно на заключительный контроль качества конечной продукции и пренебрежение превентивными методами, не рациональные затраты на качество, основная масса средств идет на конечный контроль и переделывание, а на предупреждение возможных отклонений средства зачастую не выделяются вовсе. Все это обуславливает необходимость организации системы управления качеством бизнес-процессов на предприятии, базирующейся на системном подходе, методологии TQM (всеобщего управления качеством), методах управления качеством ориентированных на постоянное улучшение деятельности. Организация такой системы позволит не только избежать вышеуказанных недостатков, но и учесть социально-психологические, технико-технологические и организационно-экономические аспекты управления качеством на предприятии. |
|